Молитва Oкуджавы

Леся Каплун
В шестидесятые годы 20-го столетия было увлечение бардовской песней. Самыми знаменитыми, обожаемыми советскими бардами были Булат Окуджава и Владимир Высоцкий, который по его же словам, подхватил этот стиль - петь стихи под гитару у Булата. Это было время, когда цензура несколько ослабела и начал проявляться дух свободы. Помню первую встречу с творчеством Владимира Высоцкого. Я пришла с суточного дежурства и задремала. Проснулась оттого, что муж включил магнитофон. То что я услышала, вызвало у меня множество вопросов: Что это? Кто? Где ты взял? Прозвучала знаменитая "Банька". У меня возникло незнакомое чувство восторга со страхом. Мы уже кое-что знали, но я, по крайней мере, ещё была  не подготовленной к переменам в психологии. С бардом Окуджавой познакомилась несколько позже и поспокойнее. Да и эмоции не бунтарские у него.

Я ехала на суточное дежурство трамваем. Дорога занимала минут 35-40. Трамваи в Киеве новые, чистые. Пассажиров в это время мало. Удобно, уютно. Лучшая возможность почитать журнал или книгу. Тебя никто не окликнет, не отвлечёт. Вообще, на работу я шла как на праздник. Работа на скорой открыла мне саму себя. Мне нравилось в ней всё. Едешь на задание, не зная ничего, кроме короткой фразы, записанной диспетчером. А там тебя ждёт что угодно. Решай что и как. Всякий раз - задача с неизвестными. Это как фитиль поджигает тебя всего: Будь готов! Этого ни в стационаре, ни в поликлинике, да и не надому нет.  А ещё, я любила своих сотрудников, бригада - вторая семья. Я брала с собой чтиво, садилась в трамвай, располагалась и принималась за книгу.

На сей раз я взяла  кассету.Трамвай был почти пуст . Во всяком случае, я никого не увидела  и, устроившись удобно, стала слушать. "Молитва", которую исполнял Окуджава под гитару потрясла меня. Я повторяла её вновь и вновь. А потом стала потихоньку подпевать. Сколько времени так продолжалось - не знаю. Я уже знала её наизусть  и всё не могла насытиться, пока не почувствовала что трамвай стоит. Я взглянула в окно и обомлела. Я не знала где я. Не сразу сообразила что произошло.

А произошло следующее. Вместо Ленинградской площади, я оказалась на Русановке в пустом трамвае. Ужас! Ведь я должна сменить дежурного. Вместо этого, я заехала не знаю куда. У меня паника началась. Ведь телефонов тогда не было. Как выбраться отсюда? Я вышла из трамвая и увидела будку, наподобие телефонной и женщину в  форменной фуражке. Мои объяснения она восприняла серъёзно и подсказала что делать. Оказывается, меня завезли на кольцевую, где меняются вагоновожатые. Я дождалась следующего трамвая и  успела, вся замыленная, добежать от трамвайной остановки до подстанции. Начальство не заметпло моё небольшое опоздание.Я тогда бегала хорошо.

С вашего позволения, приведу слова "Молитвы". Я к ней обращаюь и теперь в соответствующие моменты жизни. У меня есть хорошо изданная книга Окуджавы, где почти 500 стихов и проза, но "Молитвы" в ней нет.

           МОЛИТВА

Пока Земля ещё вертится, пока ещё ярок свет,
Господи, дай ты каждому чего у него нет.
Умному дай голову, трусливому дай коня,
Дай счастливому денег и не забудь про меня.

Пока Земля ещё вертится, Господи, твоя власть.
Дай жаждущему власти навластвоваться всласть,
Дай передышку слабому хоть до исходя дня,
Каину дай раскаянье и не забудь про меня.

Господи, мой Боже, зеленоглазый мой,
Пока Земля ещё вертится и ей это странно самой,
Пока ещё хватает времени и огня,
Дай же ты всем понемногу и не забудь про меня. 

Я знаю ты всё умеешь, я верую в мудрость твою,
Как верит солдат убитый что он проживает в раю,
Как верует каждое ухо тихим речам твоим.
Как веруем им мы сами, не ведая что творим.


2020 год