34. МОП. 40лет много или мало?

Тамара Бекмухаметова-Лузанова
В старину говорили: «Сорок лет – бабий век». Как это ни жестоко звучит, но  так раньше и было. Родив детей, затем вырастив их, женщины становились дряхлыми старухами. Удел простой женщины был присматривать до конца своей жизни за внуками и правнуками. Ведь тогда был другой уклад жизни. Сыновья приводили снох в дом, а дочери уходили к мужу, если не в новый дом, то к его родителям. Это сейчас применимо продолжение к поговорке: «В сорок пять – баба ягодка опять». К сорока годам мы спокойно можем прибавить еще двадцать пять, при этом старость будет  еще где-то «за горами».

Я даже не мечтала о том, что когда-либо встречу  своих подруг детства. Надя и Зоя Агеевы пришли к нам в четвертый «А» класс. Зоя была кареглазая девочка с темными косами и тонким гибким станом. Надя,  полная противоположность  сестре-двойняшке -  белокожая сероглазая со светлой косой, добрая и великодушная. Зоя была похожа на маму, а Надя – на папу. У девочек были младшие сестра  Тоня и брат Сережа. Это были очень дружелюбные и позитивные дети. Я быстро подружилась с ними.

По дороге со школы домой мы рассказывали друг другу веселые истории. Смеялись громко и много безо всякого повода, наверное,  потому что мы были детьми. Зоя и Надя рассказывали про деревню Балейку, куда они ездили каждое лето к бабушке и, где прошло их раннее детство. На каникулах мы ходили в кино, играли в волейбол или занимались гимнасткой.

К гимнастике я приобщила девочек благодаря моей знакомой, которая на лето приезжала в Московский поселок из Челябинска. Наташа, так звали её, училась в балетной школе и научила меня некоторым элементам балета. Летом с подружками мы собирали разлапистую траву (забыла, как она называется), бросали на землю для страховки, и делали сальто до изнеможения. А потом на бегу высоко подпрыгивая, в воздухе делали «ласточку». Помню, как мы втроем, пока родителей не было дома, делали "мостики" и "стоечки" у стены в их длинном коридоре.

Иногда мы с Надюшей ходили в магазин за хлебом. Зная, что я сладкоежка, она покупала мне вафли и самые любимые конфеты – орехи облитые шоколадом. Счастливая, я поглощала угощение, а Надюша, отказывалась отведать сладости и с улыбкой наблюдала за мной. Я до сих пор с благодарностью вспоминаю эту картинку из счастливого детства. Я искренне думала, что моя подруга не любит сладкое. Через много лет, при встрече я спросила Надю, как она относится к сладостям. К своему удивлению я получила утвердительный ответ:

- Сладости? Люблю, конечно! - не  понимая, к чему я клоню, сказала Надя.
В седьмом классе мы стали ходить на школьные вечеринки. Собирались у девочек дома. Зоя накручивала свои чистые волосы на бигуди. Через пять минут она выбегала из своей комнаты и с восторгом показывала нам  свои блестящие локоны. Надя в это время надевала красивую белую блузку с юбкой в зелено-коричневую клетку.

 Я любовалась красотой своих подруг и очень переживала из-за своей смуглоты. Девочки хором успокаивали меня, призывая на помощь свою маму. Лидия Николаевна улыбаясь, говорила мне:

- Тома, ты не права! Ты очень красивая. - От нее исходила такая уверенность и доброта, что я невольно верила в ее слова.

И всё же я очень страдала от своей смуглоты.  В детстве мои бабушка и мама успокаивали и говорили мне:
- Не волнуйся, когда вырастешь,вот тогда твоя кожа  побелеет.
 Раз в неделю мы с мамой и бабушкой ходили в общественную баню через железнодорожную насыпь из Московского поселка в Агадырь. Придя домой, я бежала к зеркалу и всматривалась в цвет своей кожи, которая после бани была нежной и румяной, о чем я незамедлительно сообщала своей бабушке Александре Ивановне. Моя белокожая бабушка, причесывая мои густые волосы,  приговаривала:
- Вот видишь, я же тебе говорила, что скоро побелеешь. Еще немного и ты будешь как снегурочка.

Но шло время, а я все не белела. Летом моя кожа  как всегда становилась оливково-коричневого цвета. Видимо из-за того, что я целыми днями вместе с детьми бегала на улице. Очевидно, солнышко любило меня больше всех. Поэтому, когда наступала пора школьных вечеринок, то я не испытывала особой радости от  сборов на эти мероприятия. Однако вечером я забывала об «ужасном недостатке» и весело танцевала летку-енку со своими подружками.

Так мы и дружили втроем – я, Надя и Зоя, весело, любя друг друга, радуясь возможности быть вместе до самого отъезда моей семьи в поселок городского типа Красногорск.

Несколько лет спустя я приехала в Агадырь навестить своих родственников и своих школьных подруг Зою и Надю. Зоя к тому времени вышла замуж за свою первую любовь из Балейки. Так совпало, что подруга с мужем приехала погостить к родителям. Видимо я рано пришла к Агеевым в гости. Помню, как Лидия Николаевна приоткрыла дверь спальни, чтобы я смогла взглянуть на спящих молодых людей. Перед моими глазами открылась изумительная картина – два юных создания безмятежно спали на родительской кровати.  Длинные Зоины волосы разметались по подушке, обрамляя нежное личико. И была какая-то непостижимая тайна в этой картине наяву. Интересно, как это быть замужем, подумала я.

Муж Лидии Николаевны Алексей Сергеевич, улыбаясь, приветствовал меня словами:
- Тома! Да ты стала красавицей! А я думал, что никогда не побелеешь!

Вскоре и  Надюша вышла замуж за хорошего человека – Володю Пестова. С тех пор мы не виделись. Судьба раскидала всех моих бывших одноклассников по всему Советскому Союзу.

Спустя сорок лет я нашла моих любимых подруг детства в социальной сети «Одноклассники» через их племянника. Трудно описать мою радость, когда, наконец, появились компьютеры и интернет у Зои и Нади. Мы смогли общаться. Но еще большая радость ждала меня впереди: я воочию увидела своих подруг детства.

В 2014 году зимой они приехали в Казань. Для меня это были незабываемые часы. За разговором время пролетело очень быстро. Подругам нужно было еще навестить свою родственницу. Через два дня Надя и Зоя уехали к себе в Бузулук. Благодаря интернету теперь я в курсе всех дел Надиной и Зоиной семьи. Десять лет назад мы не могли об этом мечтать.