Великий пост

Денис Шкопкин
Тело новое, сильное, нежное,
Получила душа в этот раз,
И возможности как бы безбрежные,
Предоставил Господь ей сейчас

Нарядила душа своё тело,
Блещет лак на ногтях, в волосах,
И забыла, чего так хотела,
Потерявшись в земных мелочах

Ну, а вспомнит она? Да, конечно.
Обязательно время придёт,
И поймёт, что прекрасное - вечно,
Отойдя от земных забот


В своей жизни, я по-разному относился к церкви, от благоговейного трепета до непонимания. Но духовная жизнь всегда привлекала меня чистотой святых людей, чудесными исцелениями, чем-то светлым, необъяснимым. Несомненным является то, что Великий пост 2017 года был значимым событием, кульминацией которого является удивительное событие, произошедшее со мной в Церкви Рождества Иоанна Предтечи. Но обо всем по порядку. Началом переосмысления моих отношений с церковью послужил следующий случай.

В июле 2013 года мы с женой решили венчаться в Храме Всех Святых на Кулишках. Оплатили 2500 рублей в кассу, как положено за услугу. По правилам, накануне нужно исповедоваться. Несмотря ни на что, я всегда считал, что церковь – некий отчий дом, где тебе всегда рады. Такое место, где тебя погладят по головке, научат, направят. Я давно не исповедовался, забыл, как это делать, и, в надежде, что батюшка подскажет и поддержит, с улыбкой шагнул вперед. Но, судя по всему, батюшка так не считал. По его холодному взгляду и сухому «я слушаю», понял – что-то пошло не так. Я начал что-то мямлить, типа, «вот, не знаю даже, что сказать…»
Короче говоря, священник разнес меня в пух и прах. Жестко и спокойно начал учить меня уму-разуму, что я сам не знаю куда и зачем пришел, что в Москве много других храмов, и мне нужно поискать духовного учителя в другом месте, а не тратить его время. Естественно, моя впечатлительная натура этого не приняла, и я очень расстроился. «Да уж, – думал я, – научили, и даже куда-то направили». Весь вечер я переживал. А если в следующий раз пойду в эту церковь и встречу там его? Как себя повести? Ясно же дали понять, что мне не рады, а тут смотри-ка, опять заявился.

Итак, утро следующего дня, венчание, мы пришли в церковь. Нечего и говорить, как опустилось сердце, когда я понял, что венчать будет именно он! Наверняка подумает – мало того, что вчера ушел с позором, так сегодня венчаться захотел. А может, не узнает? Мало ли ходят таких. Размышления прервались, когда он подошел и отозвал меня на приватный разговор. «Ну, – думаю себе, – узнал. Сейчас скажет, что вчера перегнул, все такое…»

Тут он и говорит:
– Вы знаете, церковь-то наша греческая, а в Греции принято при венчании дарить подарок священнику. Лучше деньгами.
– Так оплачено в кассу, – опешил я.
– Знаю. Но нужно еще лично мне. Так принято.

В общем, мы повенчались. Но этот случай положил начало глобальному переосмыслению моего отношения к церкви. В дальнейшем я понял, что служители церкви – обычные люди, среди них можно встретить кого угодно. Каждый из них пришел в церковь своим путем, и каждый, как правило, знает свои грехи и борется с ними. У одного это получается, и он быстро достигает духовности, благодати Бога, Святого Духа, святости. Другому, более привязанному к земному, и всей жизни не хватает. Поэтому нельзя осуждать священника в том, что ему уже 40 лет, а он далеко не святой. Это всё равно, что осуждать индивидуального предпринимателя малого бизнеса в том, что он до сих пор не стал мультимиллиардером.
 
Мы все обычные люди, но у каждого из нас разные возможности, будь то духовный рост или финансовый. Каждый живет в меру этих возможностей, поэтому осуждать бессмысленно. Душа пришла в этот мир, имея некоторый «опыт». Следовательно, каждый человек находится на своем уровне развития, как духовном, так психическом и физическом. Просто так не перейти на более высокую ступень, это сложная работа. Вместо того чтобы осуждать человека, лучше помочь ему в преодолении греха. Если сложно помочь, то постараться хотя бы принять его таким, какой он есть. Например, в зоопарке видим разных животных – одно ест мясо, другое только растения; одно высокое с длинной шеей, другое маленькое и шеи почти нет; одно покрыто шерстью, на другом голая кожа. Все животные разные, но мы их не осуждаем за это, а принимаем такими, какие они есть. Нам даже интересно узнавать их повадки и поведение. Но вот если человек повел себя вразрез с ожидаемым нами поведением, тогда мы готовы растоптать его. Получается, наше отношение к себе подобным хуже, чем к скотине.
 
Итак, возвращаемся к Великому посту. Условно, можно разделить это великое событие, произошедшее со мной, на четыре части: подготовка, начало, середина, окончание

Подготовка

Уже не первый год меня преследовало внутреннее желание пройти испытание Великим постом. Чувствовал, что очищение духовное и телесное, будет поворотным шагом в моей жизни. С декабря 2016 г. начал собирать информацию о смысле поста, его цели и правилах. Смотрел ролики в интернете с выступлениями православных священников, православные сайты и проч. Я прекрасно понимал, что пост – это не голодовка, не диета. Но поймут ли это другие? Знал, что начнутся ненужные разговоры, страхи, попытки переубедить меня.

Мне не хотелось омрачать начало поста, светлого праздника приближения к Богу, бесполезными спорами и выслушиванием «весомых аргументов». Поэтому решил не распространяться, а рассказать только жене перед самым началом. Чтоб ничто не отвлекало, решил не смотреть телевизор (я его и до поста-то особо не смотрел), отключил всяческие уведомления в браузере, новостные ленты, минимум интернета и только по делу. Из всех увеселительных заведений, кроме офиса на работе, решил посещать ещё и консерваторию

Начало

Православный церковный календарь постов и трапез я решил не соблюдать, а питаться интуитивно, придерживаясь основной сути – не переедать, употреблять только растительную пищу в малых количествах 1-2 раза в день. А также: не есть рыбу, разрешенную к употреблению в Вербное воскресенье и Благовещение; не есть икру и морепродукты в Лазареву субботу; не пить вино, разрешенное практически каждые выходные, как и алкоголь вообще. Отступлением является и то, что я не ограничивал употребление растительного масла, не соблюдал сухоядение и полное воздержание от приема пищи в Чистый понедельник и Страстную пятницу. Что уж и говорить, без синдрома «ночного едока» поначалу не обошлось. Несколько раз объедался на ночь, особенно после напряженного дня. Зато все честно – никакой животной пищи!

Ну вот, говорю «пост – не голодовка», а сам всё о еде. Перейдем к духовной пище. 27 февраля 2017 г., зашел на вечернюю службу в Данилов монастырь, что на Тульской в Москве. Мысленно попросил у Бога благословления на Великий пост. Далее, примерно один раз в две недели, посещал вечерние службы в храмах.

В то время я продолжил читать, начатое когда-то «Добротолю;бие» – сборник духовных произведений православных авторов IV–XV веков. За один присест с удовольствием проглотил «Беседу преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым. О цели христианской жизни». Взялся было и за II том «Дэвид Копперфилд» Чарльза Диккенса (я читаю 2-3 книги параллельно, наверное, это зависимость. К слову, надо почитать что-нибудь от книжной зависимости), но чтение художественной литературы не пошло с первых страниц, пришлось отложить.
 
Хотя настрой был на духовное, но я чувствовал – что-то не так. И вот через несколько дней, я понял причину. Это церковь! Точнее моё отношение к ней. Эхо необычного венчания, при виде черных куполов Храмового комплекса Преподобного Сергия Радонежского на Рязанке, отзывалось неприятным осадочком в душе. Благо, у меня было время заниматься самоанализом, глубоко погружаясь в себя. Я осознал, что церковь – это лишь одна из дорог к Богу. Да, дорога не простая, и резких поворотов хватает и извилин всяких. Но, если ты видишь впереди яму, так попробуй объехать её по обочине. Пусть ты немного нарушишь правила, но это лучше, чем забуксовать и расстроиться. Рано или поздно, ты выберешься из ямы и поедешь дальше, так не проще ли вообще в неё не угождать?

«Увидеть яму» можно слушая свое сердце, интуицию, развиваясь духовно. А для этого нужно поститься, молиться, очищаясь духовно и телесно, советоваться со своим духовным наставником, духовность которого несравненно выше духовности ученика. Иначе можно не только в яму колесом угодить, но и слететь с обочины или поехать в другом направлении.
Любая дорога строится людьми, следовательно, при соблюдении техпроцесса допустимы ошибки. И если ты едешь к своей цели по уже готовой дороге – так езжай, не стоит ругать строителей за очередную трещину в асфальте. Они сделали все, что смогли. А вот что для улучшения дороги сделал лично ты? Правильно, ничего. Только высматриваешь недостатки и гневно качаешь головой. Говоришь, что ты не строитель? Тогда откуда ты знаешь, как надо было строить? Без духовного развития нет человека. Смысл жизни ищут только те, кто не развивается духовно.

Так вот, на православной дороге, как на любой другой, есть и прямые, ровные, освещаемые участки. Не беда, что церковные служители утверждают, что их церковь – единственное спасение. Что ж, каждая религия так или иначе себя защищает и оправдывает, придумывая различные правила, порядки, атрибуты, ритуалы. Но если эта дорога всё-таки приводит к цели, то не стоит сетовать на её неровности. Ведь приходим мы в церковь не ради выполнения ритуалов, не из страха Божьего наказания, не потому что так приучены с детства, а приходим для молитвы Святым небесным силам, с такими же молящимися и стремящимися к Богу грешниками, как и сами. Приходим, чтобы в намоленном месте, в окружении святынь очистить свою душу.

Много непонимания вызвало поведение церкви по отношению к Л.Н.Толстову, за его труд по переводу и соединению Евангелий. В моем понимании, Толстой пришел к тому, что церковь – это яблоко, учение Иисуса Христа – это яблочная семечка. Существует много сортов яблок. Отличаются они по цвету, вкусовым качествам, внешним формам. Люди оценивают вид яблок, пробуют их и, в итоге, выбирают тот сорт, который более всего им подходит. Но так как каждое яблоко происходит от одной семечки, то Толстой предлагает сразу есть эти семечки, не пробуя яблоко. Но люди привыкли питаться мякотью, она даёт им жизненные силы, поэтому резкий переход на другое питание может вызвать отторжение. На мой взгляд, Толстой очень глубоко копнул, близко подобравшись к истине, но он совершенно напрасно при этом стал обвинять церковь. Это похоже на случай, когда уволившийся человек, перейдя к новому работодателю, начинает плохо отзываться о бывших коллегах. В свою очередь церковь, мягко говоря, очень странно поступает в отношении писателя, вот уже более ста лет нарушая заповеди «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете…» (Лк. 6, 37–38) и «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).
 
Как ни крути, но в таком крупном православном государстве как Россия, должен быть единый духовный институт. В нашем случае, его функции возложены на православную церковь. А личным духовным ростом нужно заниматься лично, никто и никого за ручку водить не будет. Думать, что редкими походами в церковь можно выпросить у Бога рай – кощунство и грубое невежество.
Я принял церковь в свое сердце. Осадочек рассеялся и мой пост начался

Середина

После вышеописанных событий, я почувствовал тягу к молитве. Начал читать утренние и вечерние молитвы из молитвослова, который годом ранее мы привезли из Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Я умышленно говорю «начал читать», так как это была еще не молитва. К молитве я приближался, ежедневно читая молитвослов и духовную литературу. Постепенно, я начал ощущать некую благодать, исходящую от прочтенного. Появилось интуитивное желание не просто читать текст глазами, а пытаться глубоко прочувствовать его, раскрыться ему, принять его суть. Когда читаешь молитву не «глазами», а «душой», то открывается её великая сила, несравненная благодать, приходит удивительное спокойствие и уверенность.

Соединение молитвы, поста и духовной работы дало удивительные результаты. Как-то подсознательно появилась тяга к любви, свету, добру, миру. Противоположное этому, стало отпадать само собой. Я видел, что мир остался таким же как раньше, он не изменился, но изменилось мое отношение к нему. Стало меньше внутренних крючков, за которые могли зацепиться раздражение, гнев, осуждение и прочие разрушительные чувства, которые стали проходить как бы сквозь меня, не оставляя своего следа.
Несмотря на продолжающиеся суетливые будни, родилось новое ощущение себя. Раньше я считал, что достигший благодати, душевной чистоты, подобен воздушному пузырю и мутном потоке ручья жизни. Теперь же пришло понимание, что человек – сеть для рыбной ловли. Мутная вода пройдет сквозь, никак не повредив, а действительно ценное задержится.

Разумеется, не все было идеально. Помимо некоторых срывов в приеме пищи, мелькали такие чувства как раздражительность, тщеславие, обида, суетливость. И если раньше я мог их не заметить, то теперь они явно обнажались в подсознании, мозоля духовный взор. Вот только что с этим делать? Пришло понимание важнейшей составляющей духовной жизни – бороться с грехами практически бесполезно. Очень хорошо это прослеживается в повести «Отец Сергий» Л.Н.Толстого. Борьба с грехом – как видно из самого определения – борьба, противостояние, не принятие своей природы, отрицание. То есть негативные эмоции и чувства. Но ведь это тоже грех, и получается какой-то замкнутый круг.

Но выход есть. Я долго присматривался к нему, прикладывая к разным сторонам жизни, и убедился в его истинности. Это любовь. Любовь, это самое сильное чувство, самая светлая эмоция, самая благостная энергия. Это не та любовь между мужчиной и женщиной, от которой, как известно, до ненависти один шаг. Истинная любовь стоит над всем, и, если человек примет её в свое сердце, полностью ей отдавшись, тогда места для греха просто не останется. Грехи сгорят как сухие колючки, под движением огненной лавы любви. Грех – это отсутствие любви в человеке в любом её проявлении. И если ты не отдаешься любви, то отдаешься её противоположности, в которой нет Бога, ведь Бог – это любовь. Не может же любящая мама завидовать молодой коже своего ребенка, не будет гордиться перед ним своим новым платьем. Потому что в настоящей любви нет эгоизма, мама любит не себя, а свое дитя.

Мне всегда нравилась музыка. Примерно один раз в две недели я посещал Московскую государственную консерваторию имени П.И.Чайковского. Во время поста я начал чувствовать музыку наиболее ярко, музыкальные образы не заставляли себя ждать. Почти полностью перешел на классическую музыку. Даже проникся творчеством С.С.Прокофьева, музыка которого ранее воспринималась как некий гротеск. Остальные стили как бы померкли, я чувствовал, что в них нет внутренней составляющей, нет основы. Пустое, фоновое слушать не хотелось.

Умиротворенное, благостное состояние души открыло дверь творчеству, которое так долго бродило под окнами, ожидая своего часа. Безусловно, я и до поста пробовал сочинять стихи, а первую сказку начинал писать, когда мне было лет восемь. Конечно, тогда все было поверхностно, наспех, и в основном, складировалось в моей голове про запас. Суета, заработок, развлечения поглощали все время. Например, сказку «Два мира» я придумал за год до того, как появилась возможность её записать. И возможность эта появилась именно в Великий пост, за время которого я написал 8 рассказов и 13 стихотворений.
 
К моему безмерному удивлению, резкое ограничение в пище не просто ни ухудшило физического состояния организма, а даже способствовало увеличению выносливости. Я продолжал играть в хоккей, ходить в лес на лыжах. В конце марта, пройдя 17 километров за 2 часа, я не чувствовал ни усталости, ни даже утомления. Катаясь по трассам Лыжно-биатлонного центра в Саранске, я легко проходил расстояния в 1,5-2 раза превышающие мою привычную норму. Мог забежать на 7 этаж по лестнице, при этом не учащались ни дыхание, ни пульс. Благодаря этим примерам, я практически развеял миф о том, что если «не будешь есть много и плотно, особенно мясной пищи, то сил не будет».
Вспоминаем, пост – это не диета, поэтому отвлекусь от гастрономических подвигов, перейдя к последнему, главному шагу

Окончание

Это случилось в воскресенье, 2 апреля 2017 года, шла 5-я неделя Великого поста. Как положено подготовившись, я намеривался исповедаться и причаститься в Церкви Рождества Иоанна Предтечи в Саранске. Помолившись, отправился на службу. После водосвятия, которое началось в 8 утра, всех прихожан стали окроплять святой водой. Батюшка оказался щедрым – устроил нам такой душ, что я сразу проснулся. Стало как-то легко на душе, благодатно. И в этой внутренней тишине, я начал молиться Богу, святым, благодаря их за все, что есть в моей жизни. За то, что Бог подарил мне жизнь, за моих родителей, мою семью. За то, что встретил свою любимую, за детей. За все, что благодаря Богу происходило в моей жизни, за ту помощь, которую он оказывает мне постоянно. За испытания, благодаря которым я «перетряхиваю» свою жизнь, пересматривая происходящее.

Некое внутреннее озарение дало мне понять греховность человека, свою греховность. Грех это не вина перед начальником, который отругает тебя и лишит премии. Грех – это твой проступок перед самим собой, как если бы работая на себя, ты совершил ошибку и потерял прибыль. Это как тот скалолаз, который взбираясь на вершину горы, на ночевку каждый раз спускается вниз, на землю. Жить нужно так, чтобы в душе была любовь и радость, а в сердце мир и смирение. Только при чистоте душевных помышлений обретешь истинный смысл жизни. Совершая грех, ты ошибаешься, предавая чистоту.
Нет, не нужно думать, что тут же прилетит Бог и будет тебя наказывать, пуская с облака стрелы. Ты наказываешь себя сам, удаляясь от Бога. Наверняка каждый замечал, что если спонтанно оказать кому-нибудь безвозмездную помощь, то «душа радуется». И наоборот, стоит напакостить – и как-то сразу не по себе. Лакмусовой бумажкой приближения к Богу является безусловная любовь, беспричинная радость, внутренняя тишина, которые ничем не нарушить. Ты просто живешь в этом всегда, без усилий. Пусть каждый ответит себе на вопрос – часто ли он испытывает эту благодать? В угоду временной плоти, мы предаем вечную душу. Да и сама душа-то загажена гордыней, тщеславием, страхами, прочими грехами. Какой уж тут Бог! Стыдно даже думать о Нем, об этой чистоте и святости, продолжая барахтаться в грязи.
 
Впервые в жизни, я плакал на исповеди. Я ощущал всеобъемлющую любовь к окружающим людям, ко всему сущему. Это было невероятное чувство единения с миром, чувство благодати и благодарности. Я понял, что Бог везде, в каждом из нас. Человек – не только тело. Человек, это не одежда, не статус, не деньги, не власть. Главное в человеке – душа. И общаться нужно с душой, а не с внешней атрибутикой. Внешнее порабощает человека, и он начинает себя с этим ассоциировать. Но если не обращать внимания на внешнее, напускное, а взглянуть на суть человека – его душу, то это и будет истинный человек. Конечно, добиваться необходимого в жизни нужно, мы живем в материальном мире, и нужно где-то жить и что-то есть. Но важно понимать, что это материальное является временным, и исход один – смерть. Всё материальное умрет, а тело тоже материально.
 
Так как же прожить жизнь? Потратить её на погоню за новыми моделями машин? Заработать на самую большую квартиру в самом центре столицы? А смысл? Чтоб оставить потомкам? А нужно ли им это? Может быть, детям важнее, чтобы папа с мамой были рядом, и как можно чаще проводили с ними время. Играли в игры, ездили путешествовать. Готовили к взрослой жизни. Давали правильное мировоззрение.
А какое мировоззрение можно дать, гоняясь за деньгами? Пора отдавать ребенка в садик, а самим зарабатывать деньги. Отдать в хороший садик, чтобы поступить в хорошую школу. Поступить в школу, чтобы получить знания для поступления в институт. Поступить в институт, чтобы получить профессию и устроится на работу. Устроиться на работу, чтобы зарабатывать деньги. Работать, чтобы получать пенсию. Получать пенсию, чтобы были деньги. Такой увлекательный квест, прям – ух! – захватывает дух. И мне, и мне дайте поучаствовать.
 
Душа не для того пришла в мир, чтобы добиться повышения зарплаты у руководства, или карьеру сделать. Задача каждого – понять, для чего он родился тут. Осознать свой смысл жизни, и следовать ему. Но есть общий для всех смысл – очищение от греха. Путь к чистоте, свету, любви, добру, Богу. Каждым действием, словом, мыслью ты выбираешь – на чьей ты стороне. Любые жизненные обстоятельства можно пройти с любовью, а можно с раздражением. Так сделай же свой правильный выбор, от него зависит твоя жизнь! Я сейчас похож на политического агитатора, призывающего голосовать за нужного кандидата. Но в отличие от выборов, в духовном мире все честно, и действительно зависит от твоего голоса.
 
Бог дал нам разум, интеллект, волю, тело… Это огромные возможности для того, чтобы бестелесная душа реализовала себя. А мы употребляем это короткое время жизни на земле для погони за разноцветной бумагой, хвалимся своим телом или новой моделью машины. Хотя любая машина, это железная коробка и у любой 4 колеса. По сути, все одно и то же, а мы тратим на эту суету все свое время. И любой нормальный человек, будучи на смертной одре, оглядывая прожитую жизнь, понимает – не совсем правильно жил. Надо было и с близкими не ругаться, и с соседом по участку из-за борозды не судиться, и бабушке, просящей милостыню на углу, хоть копеечку дать, и с детьми себя по другому повести, и у родителей прощения попросить. Много чего исправил бы. Только в этот последний час нет мыслей об акциях, политике, настроении директора... ой, а не забыл ли я отпроситься у начальника? Все это отпадает, как шелуха, и душа начинает говорить. До этого её не слушали, жизненная суета и заботы о теле были важнее. А теперь страдание и скорбь, и все бы отдал, чтобы это страдание облегчить…

Есть такое понятие – закон Божий. И это не метафора, не древнее понятие темных людей. У Бога действительно есть закон жизни. И тот, кто его знает и соблюдает – счастливый человек. Кто не знает и не соблюдает – всю жизнь наступает на грабли. Но самый несчастный тот, кто знает, но не соблюдает.

За все время поста похудел на 6 килограмм, но мне ни разу даже не захотелось съесть ни мясного, ни чего-нибудь жирненького. Когда пища в малых количествах стала для меня нормой, я понял, что современный человек, который кричит на каждом углу о глобальной нехватке продовольствия, постоянно переедает. Мало того, что переедание действительно вредно, так ещё после него наступает такое сонное и равнодушное состояние, хочется поваляться на диване, поспать.

После удовлетворения пищевого инстинкта, на всё наплевать, какая уж тут молитва. Не зря чревоугодие - один из тяжелейших смертных грехов. Так вот, после растительной пищи в малых количествах, моя пищеварительная система находится в прекрасном состоянии. Улучшился цвет лица, кожа стала более упругой. Я не медик, судить о происходящих процессах в организме не берусь, заинтересованному человеку можно ознакомиться, например, с трудами академика Г.С.Шаталовой.
А также, обострились чувства, возросла интуиция, восприятие информации стало происходить на более тонком уровне, как-то более по ощущениям, чем эмоционально. Все эти разговоры о том, что постящийся человек заниматься умственным трудом не сможет, оказались заблуждением.
 
В Страстную неделю прочитал Святое Евангелие. До этого момента прочитывал его полностью лишь лет 20 назад. К своему стыду узнал, что евангелисты Марк и Лука – не из числа 12 апостолов. Великое Учение и жизнь Иисуса Христа открылись мне в новом свете.

Пасху я встретил в Церкви Рождества Иоанна Предтечи, впервые приняв участие в ночном богослужении. Такую атмосферу всеобщего праздника, искренней радости и оживленных хлопот, я помню разве что из детства, в предвкушении праздника Нового года. Был крестный ход с зажженными свечами, благо погода была прекрасная. А когда на восклицание батюшки «Христос Воскресе!», все прихожане ответили залпом «Воистину воскресе!», возникло ощущение единения со всеми окружающими, ведь нас объединяло одно – стремление души к Богу.
 
Завершая изложение этого бесценного 48-дневного опыта, могу посоветовать сомневающимся: поститесь не сомневаясь, но только если внутренне готовы к этому.
P.S. после окончания поста, я снова стал ощущать суету мирских дней. Теперь это стало особенно явно. Сравню с тем, как выйдя из бани, взялся за испачканную сажей ручку двери. Неприятно так, что хочется еще раз помыться. Неужели я буду мыться только раз в год по весне? Так может быть постараться жить в чистоте и не пачкаться?

Итак, Великий пост закончился. Но мой пост продолжается.