Родительское собрание

Андрей Беляков 2
Андрей Беляков

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

      Среда, дождь за окном. Небо серое. Часы на пошарпанной стене в кабинете русского и литературы показывали время 19:45. Вот уже 45 минут в 91-ой школе длилось собрание родителей 6-го «Б». 45 минут до хрипоты в горле спорили родители о предстоящих сборах. Раиса Максимовна, классный руководитель 6-го «Б», женщина пожилого возраста, задумчиво смотрела в окно. Все эти финансовые споры немного расстраивали учителя. Да и не дружила никогда Раиса Максимовна с финансами этими, так уж повелось в жизни, что финансы были где-то там, а Раиса Максимовна здесь, с родителями учеников. Редко они встречались и пересекались друг с другом, а больше шли по жизни врозь; ладно, отвлеклись. Так вот, все эти финансовые споры немного расстраивали учителя. Да и сказалась, наверное, накопившаяся за день усталость. Грустно было учителю. Она уже упустила нити спора родителей и теперь не слушала их вовсе. Смотрела на дождь на улице и думала о своем, благо мамы из родительского комитета справлялись с возложенными на них обязанностями. А когда споры утихли, Раиса Максимовна словно вернулась в реальность.
— Вот еще что. Еще отниму 15 минут вашего драгоценного времени. Хочу зачитать вам сочинения ваших детей. Может, они заставят вас немного задуматься. А впрочем...
В классе возникла минутная пауза.
— Впрочем... Ладно, послушайте, тема у нас была такая: «Кем я хочу стать, когда вырасту».
— А без этого нам никак не обойтись? — спросил папа Сидорова Максима, поглядывая на часы.
— Никак, — спокойно ответил классный руководитель, она умела отрезать и заставить кого угодно выслушать себя. Все покорно замолчали.
— 15 минут, — повторила Раиса Максимовна, и все приготовились слушать. — А давайте, Павел Петрович, с Вашего Максима и начнем.
— А что не так с моим Максимом?
— Да все так, просто послушайте, что он написал: «Я хочу стать директором, как мой папа. Мой личный шофер каждое утро будет заезжать за мной и отвозить на завод, а вечером — привозить обратно. И у меня будет такой же крутой телефон, и я буду звонить по нему и ругаться на людей, которые плохо выполняют мои приказы». Ну, что это, Павел Петрович? Что за однобокое описание того, чем Вы занимаетесь? Думаю, Вы должны взять как-нибудь Максима на свой завод, показать ему производство изнутри, чтоб он посмотрел на всю сложность Вашей работы, больше разговаривать, обсуждать с ним, кто такой директор на самом деле, какая это ответственность. Мне кажется, Вы недостаточно с ним общаетесь. Или я не права?
— Ну, может быть, — буркнул Павел Петрович, у него тут же зазвонил телефон, и он, еще больше покраснев, произнес типа: «Извините», — и сбросил звонок.
— Вы меня только, ради Бога, простите Павел Петрович, — продолжала классный руководитель. — Я лишь прошу об одном, и это касается всех, просто больше уделяйте внимания своим детям; ни школа, ни улица не дадут им того, что дает семья. Вы уж мне поверьте, старому педагогу.
И Раиса Максимовна вновь посмотрела в окно — «зонтик забыла взять, хотела ж с утра. Так, дальше.»
— Анна Васильевна, Вашему Саше нужно больше читать, — обратилась учительница к маме Саши Полякова. — То, что он написал, ну просто ни в какие ворота, вот послушайте: «Трактор мчался по полю, слегка попахивая.»
В классе разразился смех, а Анна Васильевна, смутившись, стала оправдываться:
— Да борюсь я, борюсь с ним, причем постоянно, но эти его стрелялки целыми днями. И знаете, как тяжело воспитывать сына одной.
— Понимаю, но все ж, может, попробовать не бороться, а заинтересовать? Купите ему в магазине книжку, пусть читает ее каждый день, хотя бы страниц по 10, чтоб при Вас, и пересказывает Вам потом. А лучше сходите вместе в книжный магазин, и пусть он сам выберет то, что ему понравится или предложите что-нибудь, что сами когда-то читали в детстве. Я, конечно, позанимаюсь с ним дополнительно, но ему нужно читать и еще раз читать, проследите за этим, пожалуйста.
— Я поняла, Раиса Максимовна, поняла, — поспешила закончить неприятный для нее разговор мама Саши Полякова.
— И последнее, — повысив голос, произнесла Раиса Максимовна, пытаясь заглушить поднявшийся в классе гул. — Последнее, хочу зачитать вам последнюю работу, вот послушайте: «Я еще не знаю, кем хотела бы стать, но я знаю точно, что хочу стать для своего ребенка хорошей мамой».
Мамы и папы мальчиков облегченно выдохнули, внимательно поглядывая на родителей девочек с одним лишь немым вопросом: «А чья же это дочь осмелилась такое написать?». А те, соответственно, напряглись, думая: «А не моя ли написала такое?».
Раиса Максимовна продолжала:
«Я бы каждое утро просыпалась раньше него и готовила ему завтрак,
а затем заходила в его комнату тихо-тихо и распахивала в ней шторы,
впуская солнечный свет, а еще — раскрывала форточку, чтоб стало
слышно пение птиц. И мы вместе будили бы его, я и свет. Я водила бы
своей рукой по его волосам, а солнечные лучи щекотали бы ему носик.
А он жмурился бы и говорил: «Мама, ну можно еще поспать, еще хотя
бы пять минут, ну пожалуйста.» Я поднимала бы упавшего на пол его
любимого Мишку и снова клала его рядом с моим ребенком. Конечно,
я давала бы ему эти пять минут, чтоб он спокойно попрощался с
героями из своих снов.»
Родители внимательно слушали. В классе воцарилась тишина. Возможно, некоторые были уже согласны, — нет, не согласны, а хотели бы, чтобы такое написала именно их дочь.
Учитель читала:
«Но только пять минут, я уходила бы на кухню и заваривала себе чай и,
вдыхая его аромат, слушала, как журчит из крана в ванной вода, помогая
умываться моему ребенку. А потом бы мы вместе завтракали и обсуждали
планы на предстоящий день. И всегда вместе, каждое утро, каждый день. Я
встречала бы его из школы, а он радостно бежал ко мне навстречу и кричал:
«Мама!».
На глазах Раисы Максимовны появились слезы:
— Все, больше не могу, извините.
— А кто? Кто это написал? — зароптали родители.
— Это написала Диана Захарова.
— Это та что ль, из детдома? — удивился Павел Петрович, и тут же осекся, вновь покраснев.
Все молчали, в классе по-прежнему было тихо, лишь капли дождя барабанили о металлические оконные сливы (дождь усилился). Да Раиса Максимовна все размышляла вслух: «Зонтик, как же я пойду домой без зонтика?..»