Жёны патриархов

Свой Среди Своих Олег Кузьмин
В Ветхом Завете Бог называется себя Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова, они и являются основными патриархами веры. Также особенно хотелось бы выделить Ноя, строившего Ковчег на протяжении 120 лет. У каждого из них были жёны и наверняка у каждого из них можно почерпнуть немного знаний о том, как надо или не надо строить отношения.

Если идти по порядку, то начинать надо с Ноя. Жена Ноя, так и вошла в историю, как жена Ноя, имя её не упоминается.

«Ной же обрел благодать пред очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом».
Быт.6:8,9

Ной построил Ковчег и спас свою семью и животных от потопа. На протяжении 120 лет он неизменно хранил веру, несмотря на недопонимание со стороны друзей, соседей и даже семьи. Да и как можно было смотреть на Ноя, когда он строит корабль на вершине горы, в местности, где нет морей и рек, а сильных дождей, отродясь не видали. Об отношениях Ноя с женой, можно судить только по косвенным признакам, так как прямых ссылок на их отношения нет.

У них было три сына: Сим, Хам и Иафет и все трое проявляют к отцу неуважение и презрение, что видно из следующей ситуации:

«Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих».
Быт.9:20-25

Даже не смотря на то, что все выжили благодаря вере и непоколебимости Ноя, это не помешало его детям в спорной ситуации осудить его. Из этого можно сделать вывод, что единства между Ноем и его женой не было, он не смог любить её настолько, чтобы она могла уважать его, объединяться с ним и передать соответствующее отношение их детям.

Из-за не единства между мужем и женой, даже Божья миссия может оказаться под угрозой. Слышал историю, о том, что мудрые священники, прежде чем брать в приход молодых служителей, всегда смотрят какие у последних отношения с жёнами. Даже если сам священник не слишком талантлив, молод и зелен, но у него хорошие отношения с женой, его смело можно брать, так как постепенно он раскроется и всё преодолеет. С другой стороны, если священник и талантлив, и способен, и подаёт большие надежды, но с женой что-то не клеится, не стоит торопиться брать его на служение, так как супружеское не единство постепенно подточит его.

Следующие в очереди Аврам и Сара, позднее ставшие Авраамом и Саррой. На всём повествовании о жизни Авраама и Сарры создаётся впечатление, что они не только сильно любили друг друга, не только были едины, но и взаимно послушными друг другу.

Дважды Авраам просил жену, называться сестрой, для того чтобы сохранить свою жизнь. Без полного единства и доверия между ними, это вряд ли стало бы возможным, любая другая женщина на месте Сарры возмутилась бы таким «предательством» со стороны мужа.

«Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя».
Быт.12:11-13

По-видимому, Авраам так сильно любил свою жену, что она готова была довериться ему даже в такой ситуации. Как и их сын – Исаак, полностью доверял родителям, когда Авраам приносил, его «в жертву». Более того, не только Сарра была послушна Аврааму, но и Авраам Сарре.

«И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары».
Быт.16:2

«Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя».
Быт.21:12

Супружеское единство Авраама и Сарры, взаимное послушание друг другу и абсолютное доверие, позволило Аврааму стать Отцом Веры и родоначальником многих народов и трёх религий: иудаизма, ислама и христианства.

Интересно как женился Исаак, сын Авраама. Авраам уже в преклонном возрасте, послал своего слугу, чтобы выбрать жену Исааку, дав фактически всего одно наставление:

«И клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою [и к племени моему], и возьмешь [оттуда] жену сыну моему Исааку».
Быт.24:3,4

И руководствуясь такими смутными наставлениями, слуга Авраама, отправился на родину Авраама, а дальнейшие события можно описать, как брак, заключённый на Небесах. Слуга Авраама, пришёл на родину своего господина и обращаясь к Богу, просил Его указать жену для Исаака.

«Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом; вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, я напьюсь, и которая скажет [мне]: пей, я и верблюдам твоим дам пить, [пока не напьются,] — вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим [Авраамом]».
Быт.24:12-14

Таким образом, он нашёл Ревекку, и всё устроилось наилучшим образом, и родственники, и сами новобрачные оказались счастливы. Как только все слышали историю, о том, что это всё от Бога, все с радостью принимали Его Волю. Более того, сначала Исаак принимает Божью Волю и волю Авраама, в отношении своей женитьбы, потом жениться, и уже только после этого в отношениях Ревекки и Исаака возникает любовь.

«Раб же сказал Исааку все, что сделал. И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее».
Быт.24:66,67

У Исаака было двое сыновей Исав и Иаков. Исав без благословения своих родителей, и совершенно не ориентируясь на Божью Волю, взял себе двух жён из чужого народа, и это расстроило его родителей.

«И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина; и они были в тягость Исааку и Ревекке».
Быт.26:34,35

С этой точки зрения родительское благословение и подходящая жена, имеют огромное значение, просто жениться на ком-то, не всегда лучший выбор.

У Иакова совсем другой подход, он дождался благословения своего отца, который фактически указал ему, кого взять в жёны, что Иаков и сделал.

«И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей».
Быт.28:1,2

Иаков не мучился с выбором, он пошёл к Лавану и работал у него, для того чтобы взять дочь Лавана себе в жену. Причём Иаков действительно любил Рахиль и работал за неё с радостью.

«Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою. Лаван сказал [ему]: лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого кого; живи у меня. И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее».
Быт.29:18-20

Причём видно, что Иаков любил именно Рахиль, а не свою страсть к ней, в противном случае, он не выдержал бы этих 7-ми лет. Когда объект твоей страсти крутится перед тобой, то это скорее мучение, чем радость и семь лет тянулись бы для Иакова бесконечно долго, ему хотелось бы скорее вступить с ней в отношения, чтобы удовлетворить свою страсть. Однако Иаков любил Рахиль, и ему было в радость, работать за неё, и семь лет для него показались за несколько дней.

Итак, если собрать все уроки из семейной жизни патриархов, то получаем:

1. Супружеское единство способствует возвеличиванию семьи, помогает в осуществлении Божьей Миссии и в любом великом деле, за которое бы не взялась эта семья. И наоборот супружеское не единство, приводит к крушению всех планов.

2. Супружескому единству способствуют взаимное доверие и взаимное послушание друг другу.

3. Брак, заключённый на Небесах предпочтительней. Всегда важно ориентироваться на Божью Волю, особенно в вопросах женитьбы.

4. Сначала находишь подходящего человека, а потом уже всю свою любовь изливаешь на него. В современном мире, чаще всего наоборот, сначала влюбляешься, а потом всю жизнь пытаешься сделать из супруга подходящего человека.

5. Без родительского благословения, женитьба также не основательна.

6. Любовь – это чувства и действия направленные на другого человека или, по сути, бескорыстная жизнь ради партнёра.