Смерть человека

Ирина Балобанова
"Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус"!
(М.Булгаков "Мастер и Маргарита").

Я родилась и выросла в деревне. У нас были разные животные, начиная от лошади и заканчивая мышами, последние жили и размножались самостоятельно.

Животные и птица на подворье рождаются и умирают по нескольким причинам: закололи на мясо, затоптали свои же сородичи или от болезней.
Но когда умирали животные, говорили: «Подох или Издох», а не «Умер».
Любая домашняя животина, выращиваются под конкретные задачи: мясо, шкура, яйца, молоко, детёныши на племя. В деревне, всё очень правильно и рационально.

Я видела много разных мёртвых животных. Видела, как умирали ягнята, крольчата, цыплята. И было жалко, очень жалко, я плакала над каждым и хоронила, вместе с младшими сестрой и братом, на задах огорода. У нас было кладбище домашних животных.
Но смерть животных и людей я тогда не ставила рядом.

Мне восемь лет. Я помню, как впервые увидела Смерть, она забрала сразу двоих. В аварии погиб двоюродный дядя с женой. Днём был ещё жив, а вечером сообщили, что погиб. Мы не были с ними очень близки. Редко ходили в гости. Но для меня это было потрясение.
Люди, которые были всегда... и вдруг, их не стало, в один момент.

Прощание и похороны раньше проходили иначе. У ворот выставлялась крышка гроба. И люди приходили прощаться с умершим, поддержать родных.
Взяли и меня. Все были одеты в чёрное, у женщин на головах чёрные косынки.

В доме полумрак, занавешены зеркала, горят свечи. В воздухе сладковато тухлый запах, ни с чем несравнимый - так пахнет только Смерть и этот запах запоминается навсегда.

В центре комнаты, гроб, в котором лежит дядя. Бледно-серо-желтое лицо, с закрытыми глазами. Такого же цвета руки сложены на груди.
Женщины, с красными глазами, плачут, временами срываясь на писк. Мужчины со скорбными лицами. И лишь отец, ветеран войны, почти молча, оплакивает сына.

Затем, погрузили в грузовик и процессия двинулась к кладбищу. Люди шли спереди и сзади машины, бросая гвоздики. И эти красные цветы, словно капли крови, на белом снегу.
Спустили гроб в яму, закидали землёй, поставили временный крест, с повязанным полотенцем.
Далее был поминальный обед.

Всё это меня так потрясло, что я на неделю выпала из реальности.
Сейчас уже не помню конкретики, но много думала и размышляла. Именно тогда, я осознала, что все умрут, рано или поздно.
Первое время после похорон, тихонько плакала в подушку. Боялась засыпать, думала, что не проснусь.

Помню, спрашивала у мамы, а умрут ли они и мы?
И она тогда сказала, что это случится ещё очень не скоро, когда будем совсем старенькими.
А так как ребёнок ещё не имеет представления о далёком будущем, то меня этот ответ вполне устроил. Я успокоилась. Жизнь шла своим чередом.

Планета не перестала вращаться, солнце по-прежнему светило. Сменялись времена года.
Жизнь продолжала жить.

#ваша_Я