Не ходил бы ты ванек во солдаты часть 3-я

Максим Оленев
VI) Проблема шестая. Возраст призываемых запасных.
Опыт русско-японской войны «показал ненадежность запасных старых сроков службы, как в смысле обучения и дисциплины, так и по способности их к перенесению трудов походной жизни». Процент запасных старших сроков службы, получивших отсрочки призыва и уволенных от службы по негодности к ней, почти вдвое больше среднего показателя по всем возрастным класса запаса. Поэтому части войск, получивших значительное число запасных старших возрастов, рискуют выступить в поход не только с мало пригодным элементом, но еще, вдобавок, и с большим некомплектом людей .
Отсюда следовал вывод, что в интересах достижения более надежной боевой готовности частей, необходимо назначать в полевые войска более молодых запасных, для чего следовало разделить, как это делалось в европейских армиях, весь запас на 2 возрастных разряда, назначив младший разряд на укомплектование полевых частей, а старший – резервных и запасных.

VII) Проблема седьмая. Мобилизации в отдельных местностях
Мобилизация в Кавказском округе производилась при исключительно неблагоприятных условиях.
Русско-японская война закончилась и призыв на действительную службу запасных казался запасным странным и несправедливым.
Запасные, проживавшие в Кубанской и Терской областях, составляли исключительно элемент т.н. «иногородний»: это, преимущественно, люди, пришлые из внутренних губерний и занимающиеся или различными мастерствами, или земледелием. Проживая на казачьих землях, они не имели никакого надела и арендовали землю у казаков. Понятно, что, живя бок о бок с казачьим населением, в большинстве случаев зажиточным и обеспеченным землей, «иногороднее» население является крайне озлобленным и считает себя обездоленным со стороны правительства. Между казаками и иногородними отношения крайне враждебные. При таких условиях, естественно, что в большинстве случаев запасные Кубанской и Терской областей являются элементом неблагоприятным для комплектования армии, тем более, что нельзя не войти в их положение и не отметить того обстоятельства, что призыв их на действительную службу создает крайне трудное положение для их семей: казачье сословие не обязано заботиться о них, для местной администрации они тоже являются как бы «пасынками» сравнительно с казаками. Наконец, не имея надела, запасной не в состоянии обеспечить семью жилищем.

VIII) Проблема восьмая. Революционная пропаганда.
Поэтому не удивительно, что среди подобного элемента, как запасные Кубанской и Терской областей, революционная пропаганда нашла благоприятную почву. А Пятигорске запасные забрасывались прокламациями. На сборном пункте в Пятигорске, в присутствии атамана отдела – полковника Грамотина (он же был и начальником гарнизона) оратор из запасных держал речь противоправительственного содержания и, рисуя в мрачных красках участь покидаемых семей, сильно возбуждал толпу.
Не в меньших размерах велась пропаганда и в других местах Кубанской и Терской областей, особенно в Армавире, Тихорецком и Екатеринодаре. Главные требования запасных сводились к немедленному обеспечению оставляемых семей денежным пособием в том же размере, как было заведено льготным казакам при их призыве на службу (100 руб.). Беспорядок, создаваемый запасными, еще более увеличивался благодаря присутствию их жен и родственников. На 4-й день мобилизации в Пятигорске возбуждение было столь велико, что в толпе, бросившейся на уездного воинского начальника и других присутствующих начальствующих лиц, раздались возгласы «бей их». В Армавире озверевшая толпа числом в несколько сот человек сильно избила атамана Лабинского отдела – генерал-майора Н.П. Воронянского. Та же участь, но в меньшей степени, постигла и уездного воинского начальника – подполковника Астаьфева и старшего адъютанта мобилизационного отделения Окружного Штаба.
-------------------------------------------
Часть 1-я - http://www.proza.ru/2020/02/17/746
Часть 2-я - http://www.proza.ru/2020/02/18/575