О мимолётности счастья

Вадим Алехин
- Ты, человек, думаешь, ты знаешь, что такое любовь? Знаешь ли ты, что такое красота, свобода, счастье? Что такое творчество? Какие прекрасные слова, которым нет сейчас места в моей жизни! Я даже не могу сейчас себе представить, что это! Я ощущаю лишь лёгкое дуновение тёплого ветерка, когда речь заходит о них, ощущаю биение сердца, и поднимаю свою уродливую голову навстречу свету, который не вижу, ибо у меня нет глаз. Мои руки никогда не возьмут авторучку, чтобы писать, и никогда не возьмут кисть, чтобы рисовать, ведь они огромны и предназначены лишь для рытья земли. Мы, выползаки, анаэробы, кислород для нас смертелен, размножаемся мы только бесполым путём, и проживаем долгую четырехсотлетнюю жизнь, мы роем подземные туннели, плавим металл, добываем полезные ископаемые, работаем на пищевых производствах. А ты знаешь, каково это – лежать со своим любимым на травке, обнимать его, вдыхать свежий утренний воздух, чувствовать прикосновение капель росы к своей коже и слушать пение птиц? Неужели это не прекрасно? Неужели это не стоит того, чтобы ради этого чем-то пожертвовать, пусть даже чем-то очень важным? Скажи мне, человек, чем ты готов пожертвовать ради своей свободы, счастья, любви?
Я был рождён своим отцом. Мой отец был рождён моим дедом, а мой дед – моим прадедом. Я был рождён, чтобы сотни лет жить спокойной, размеренной жизнью, рождать себе подобных и неустанно трудиться во благо выползацкого народа. Каждый мой день будет неотличим от всех предыдущих и от бессчетного множества последующих, и ни в одном из них не будет никаких проблем, ничего такого, что могло бы серьёзно побеспокоить меня, никакого душевного смятения, совершенно ничего, что выходило бы за рамки обыденности. Ничего, что заставило бы чаще биться моё сердце и трепетать мою душу. Никаких тревог, никаких огорчений, никаких печалей, никаких мыслей и никаких чувств. Чудесная жизнь, не правда ли? Так считают мой отец, мой дед, мой прадед и прапрадед, так считает большинство моих соплеменников. И их мнение весьма обоснованно, не правда ли?
Но в один день, в день, когда мне исполнится двадцать лет, я сделаю Выбор. И все отвернутся от меня. Вчерашние друзья посчитают меня сумасшедшим, несчастным и жалким безумцем, заслуживающим их сострадания. И отец отречётся от меня, ведь сделавшие Выбор неугодны Потомку Перворождённого, нашему вождю. Правительству нужны рабочие руки. И все, все окружающие будут жалеть презренного самоубийцу, сокрушаться об его ужасной судьбе, выражать соболезнование его отцу и снова и снова печалиться из-за того, что страшная болезнь опять пресекла существование ещё одного маленького винтика в том совершенном механизме, каким является их общество. Выражая как всегда  совершенно беспочвенные опасения, что зловещий недуг когда-нибудь может поразить самые основы общественного жизнеустройства и привести к крушению этого механизма…
Ну а я буду день ото дня всё слабеть, становиться сонным и вялым. У меня пропадёт аппетит, исчезнет желание работать. Жизнь будет медленно, но верно покидать моё огромное многотонное тело. Оно будет навсегда расставаться со всеми теми бесчисленными годами жизни под землёй, которые уже никогда не будут прожиты. И моя душа будет навсегда расставаться с воспоминаниями о моём отце, о моём доме, о моих товарищах, обо всём, что я любил в моей жизни. И мне будет очень тяжело, мне будет очень тоскливо и одиноко.
И вот однажды я в последний раз прокопаю подземный ход и выберусь на поверхность. И тогда моё сознание погаснет, и я умру.
Кожа моя окаменеет, и моё тело будет долго лежать на земле недвижимой, мёртвой чёрной глыбой. Долго, долго, долго…
- Время пришло – ощущенье  прорежет сознанье.
И тогда я освобожусь от всего, что связывало меня, выпрямлю спинку, широко открою глаза и наберу полную грудь воздуха. И я раскину свои маленькие и тонкие ручонки, и радость наполнит всё моё существо, исполненное красоты и изящества, всю мою жаждущую жизни плоть. И я высоко-высоко подпрыгну, и буду долго-долго танцевать и кувыркаться в воздухе, празднуя свою способность видеть и слышать, петь и танцевать, смеяться и плакать, страдать и творить.
А потом я посижу немного на своём огромном и мёртвом старом теле, которое ещё долго дурным воспоминанием будет торчать из земли, и тёплый ветерок будет трепетать мои разноцветные волосы и ласкать мою нежную розоватую кожу. И я буду очень счастлив. Или счастлива? Как же интересно, я буду мальчиком или девочкой?
И я буду размышлять об удивительной и многокрасочной жизни, которая мне предстоит, о музыке, о живописи, о театре, о литературе, о философии, о науке. И я встану и побегу ей навстречу, навстречу всем тем дням, в которых будут позолота осеннего леса и багряная алость зари, ясная прохлада горных речек и сладостное утомление тёплых летних вечеров. И за те три или четыре года, что мне останется жить, я обязательно найду свою любовь!
Раар-Курурру (2151-2176гг. н. э.), рабочий-выползак, монолог, обращённый на досуге к выдающемуся человеческому исследователю-ксенобиологу Н. А. Парийскому (2096-2195гг. н. э.).

***

Это существо и его жизненный цикл с чередованием долгоживущих педогенетических поколений и имагинальной стадии – авторский вымысел.
В целом он, впрочем, не так уж и фантастичен, учитывая что его отдельные детали (развитие с полным превращением, бесполое размножение на личиночной стадии) не так уж и редки в живой природе. Но весьма невероятна та его деталь, которая была для автора наиболее важной и ради которой и был по сути написан рассказ – контраст между короткой и яркой жизнью имаго в свете и воздухе и долгой, спокойной жизни бесполых поколений под землёй, с возможностью Выбора между этими двумя вариантами. Но Скука и Счастье именно таковы и в реальной жизни. Рутина и тоска, и горечь повседневности повсюдны и сконцентрированы в бесконечном потоке человеческих дней, и наполняют собою жизнь, и разлиты по ней ровным слоем, почти в каждый миг нашего существования напоминая о себе  тяжким грузом на нашей душе. Так своей тяжёлой поступью они следуют за человеком во всей его человечьей жизни. А счастье – оно как пёрышко, как бабочка – только сядет  тебе на нос, когда ты его вовсе не ждёшь, и тут же улетит, как цветок-однолетник. Счастье – оно будто маленький, нежный цветок – красивы, тоньчайши его лепестки, он хрупок и лёгок, дотронься хоть пальцем – и вмиг он исчезнет, исполнен он жизни, исполнен он силы, исполнен стремленья, он тянется к свету, но дни и мгновенья его сочтены.

Декабрь 2019 – январь 2020