1. 3. социо техно -био-геосистема стбгс

Андрей Витальевич Миронов
Монография: "Философия науки, техники и технологий"  разослана мною в библиотеки профильных Вузов, крупные городские и областные библиотеки. Ищите у себя в городе!!!!


Об авторе

Андрей Витальевич Миронов кандидат философских наук, доцент Кафедры философии естественных факультетов Философского факульет МГУ им. М.В. Ломоносова.

Сфера интересов: социальная философия науки, техники и технологий; этические проблемы техники и технологий (техноэтика); эволюция технократизма; философия архитектуры, философия почвоведения.
Результаты исследований отражены в ряде журнальных публикаций и  монографиях:

1. Миронов А.В. Введение в историю науки: математика, физика, химия, биология, геология: учебно-методическое пособие по курсу «Концепции современного естествознания». – М.: Институт открытого бизнес-образования. Научные труды, 2002 г. – 5,5. п.л.

2. Миронов А.В. Концепции современного естествознания: математика, физика, астрономия, химия, науки о Земле, биология, человек, синергетика (учебное пособие для юридических вузов). М.: Институт государства и права Российской академии наук, Академический правовой университет, 2003. – 13 п.л. ISBN 5-94073-050-7.

3. Миронов А.В. Технократизм – вектор развития глобализации. – М.: МАКС Пресс, 2009. – 131 с. – 8,3 п.л.

4. Миронов А.В. Философия архитектуры: Творчество Ле Корбюзье. – М.: МАКС Пресс, 2012. – 292 с. – 11,8 п.л. ISBN 978-5-317-03961-5.

5. Миронов А.В. Философия социо(техно)–природной системы: Монография. – М.: МАКС Пресс, 2013. – 192 с. – 8,5 п.л. ISBN 978-5-317-04350-6 (Есть свободно распространяемая электронная версия).

6.Миронов А.В. Философия науки, техники и технологий: Монография. – М.: МАКС Пресс, 2014. – 272 с.ISBN 978-5-317-04749-8 (Есть свободно распространяемая электронная версия).

7. Миронов А.В. Лев Толстой (сказки из недр Ясной Поляны). Опус 1.1 - М.: МАКС Пресс, 2018. - 76 с. (Серия философского юмора).ISBN 978-5-317-05802-9.

8. Миронов А.В. Лев Толстой (сказки из недр Ясной Поляны). Опус 1.2 - М.: МАКС Пресс, 2019. - 76 с. (Серия философского юмора).  ISBN 978-5-317-06109-8.
 
9. Миронов А.В. Лев Толстой (сказки из недр Ясной Поляны). Опус 1.3 - М.: МАКС Пресс, 2019. - 76 с. (Серия философского юмора). ISBN 978-5-317-06110-4.


Отзывы и предложения пишите автору, e-mail: avmmsu@yandex.ru


1.3. Социо(техно)-био-геосистема – СТБГС

Целый ряд работ, посвященных экологии человека [6; 31; 44; 135; 150; 185 – 188] и «Устойчивому развитию» [16; 162, c. 92-93], делает актуальным поиск оптимальных решений взаимодействия человека и природы [116; 152 с. 27-28, 34; 195 c. 85-106]. В предельном варианте, это взаимодействие предлагают строить на основании однозначного подчинения потребностей человека и общества «требованиям» сохранения природы [2]. Но сохранение природы в неизменном состоянии невозможно не только из-за реалий антропогенной деятельности, но и из-за эволюции биосферы и других геосферных оболочек. Более того, неизменных условий в биосфере никогда не существовало [61, c. 61], что и обеспечивало эволюцию на планете.

Взаимосвязь духовных и экологических проблем остро понимается религиозным сознанием [90; 153; 176]. Работы религиозно-философского плана объединяют в единый комплекс экологические проблемы и проблемы духовной сферы, но научные и технико-технологические проблемы, геосферные проблемы традиционно оказываются на втором плане. Экологические проблемы – это проявленное во вне неустройство личности и общества, поэтому необходимое всем нам решение находится не в сфере ограни-

36
;
чения производства (это только борьба со следствиями, а не с причиной), а в изменении потребностей, ориентации с потребления на аскетизм, уважительное отношение к данному нам Богом миру. До недавнего времени интерес к научным и технико-технологическим проблемам, свойственный католицизму и протестантизму, оставался вне сферы актуальных проблем православного богословия и философии [208]. Теперь ситуация меняется [90; 120; 176].
Возникшая в период применения первых орудий труда и локализованная местом обитания первых людей социо(техно)-био-геосистема система, называемая для краткости система социо(техно) – природных взаимодействий, непрерывно эволюционировала. В XX веке она стала мощной общепланетарной структурой сравнимой по своему воздействию с геологическими процессами.
В современной науке нет единых представлений о системе взаимодействия социума и природы, адекватных реалиям настоящего времени. Модель таких взаимодействий имеет не только философский, но и практический интерес. Ее создание позволит раскрыть взаимосвязь политико-экономических, экологических и социокультурных процессов и их влияние на планетарную и локальную экологию.

Социо(техно)-био-геосистема (СТБГС)  (от лат. socictas – общество и греч. t;chne – искусство, мастерство, умение, b;os – жизнь, g; – земля и syst;ma – целое, составленное из частей, соединение) – система, объединяющая ближайшее космическое пространство, магнитосферу, атмосферу, гидросферу, литосферу, педосферу, биосферу и социосферу, также техно-вещество (техносферу), в том числе и отходы хозяйственной деятельности человека, являющихся средой обитания человека, объектом его воздействия и условием его существования. Также в систему

37
;
входят мантия и ядро Земли, еще не затронутые человеческой деятельностью, но создающие условия для существования других геосфер. На сегодняшний день СТБГС является последней системой в эволюционном ряду стадий развития планеты  и представляет собой глобальный ареал жизнедеятельности человека. СТБГС есть результат коэволюционного  развития общества и окружающего мира.

В названии СТБГС дефисами разделены отдельные блоки системы. Первый блок системы – «социо(техно)» – бинарен, а последующие блоки однокомпонентны. Все три блока часто рассматривались отдельно друг от друга, что отражало устоявшееся представление об их самостоятельности.


38
;
Связь социо(техно)-блока с живой и неживой природой порождает техническую реальность. Без этой новой реальности человеческое общество неотличимо от других популяций в биосфере.
Био- и гео- составляющие представляют живую природу и неживое (косное) вещество соответственно. Связующим элементом для них является гидросфера, атмосфера и педосфера (почва), служащие переносчиком и предварительным накопителем различных веществ.
Переходя к рассмотрению бинарного блока, обозначенного как «социо(техно)», уточню, что под «техно» я понимаю лишь часть технической реальности – соединение и взаимодействие трех частей: науки, техники и технологий. Так как эти три части «техно» неразрывно связаны с социумом, то, помещая «техно» в скобки, я отмечаю его (техно) подчиненный и зависимый от социума характер. Само же понятие «технической реальности» будет определено чуть позже.
Первый блок системы объединяет в единое целое социальную и техническую реальности (социо- и техносферы). Первый элемент блока – человек (социум) – движущая сила, главный фактор развития СТБГС. Как и социум, отдельный человек, вооруженный техникой, способен радикально повлиять на развитие всей системы. Второй элемент блока, неразрывно связанный с первым элементом, – Великая Триада: наука, техника и технологии. Наука – общая методологическая основа изменения, техника – инструмент трансформации, технологии – алгоритмы социальной организации по преобразованию окружающего мира [96].
Исторически наука (знание), техника и технологии долгое время развивались изолированно друг от друга, иногда переплетаясь, но и сохраняя самостоятельность. В эпоху Нового времени, когда научное знание (естествознание) обрело опору в эксперименте и математическом описании, появилась возможность развивать технику и технологии на основе инженерных расчетов, а не путем перебора всех воз-

39
;
можных вариантов. Но потребовались века, прежде чем это стало реальностью. С первых инженерных расчетов паровозов и пароходов, создания химической промышленности в XIX в. стало возможно говорить о возникновении «Великой Триады» – науки, техники и технологий – как самостоятельного объекта философского описания. Важность Триады и в эволюции ее трех частей, и во взаимодействии между ними. Возникнув и объединив эти три компонента, Великая Триада стала частью производственной и бытовой деятельности.

Второй и третий блоки соответствуют живой и неживой природе. Они имеют самостоятельное значение, являясь базисом для развития первого блока.

В литературе широко используются понятия «техники», «техносферы», «социосферы» и «ноосферы». Принципиальным недостатком этих понятий является либо разграничение технического и социального в первой паре, либо их смешение вплоть до неразличения у двух последних . «Техническая реальность» в этом отношении выступает понятием, позволяющим достаточно адекватно именовать описываемый мной объект – результат активной деятельности общества по изменению окружающей природы. Техническая реальность включает как сознательные и целенаправленные действия, так и случайные и непреднамеренные результаты.
Техническая реальность – результат трансформации окружающей природы в текущий момент времени, плод коэволюции социо(техно)-био-геосистемы. Она является постоянно изменяющимся объектом, интегрирующим целенаправленную техногенную деятельность человека, всевозможные последствия этой деятельности, включая

40
 
 отходы, загрязнения, исчерпание ресурсов и другие последствия, а также ответную реакцию живой и неживой природы на эти воздействия. В свою очередь природа не выступает пассивным объектом или реагирующим исключительно на антропогенные раздражители. Она развивается также по имманентно присущим ей законам, иносказательно говоря, бросая нам «вызовы» в виде стихийных бедствий. Разумеется, что расширение границ технической реальности все больше и чаще создает причины для «ответной реакции природы». Естественно, что эта «реакция» осуществляется в границах естественных природных законов и никакой сознательной или целенаправленной деятельности природа не совершает.

В процессе развития человечество расширяет границы технической реальности. Субъектом действия является как отдельный человек, так и социальная организация человечества. Инструментом действия – Великая Триада: наука, техника и технологии. Полем деятельности является живая и неживая природа, доставшаяся в наследство от предшествующих поколений техносфера, само человеческое общество, включая и природу отдельного человека. Результатом деятельности становится эволюционирующая техносфера, живая и неживая природа, социальная среда, индивидуальная психика.

Техническая реальность в физическом плане состоит из техновещества (собственно техники, преобразованных геосфер), а в социальном – включает в себя науку и технологии. Техническая реальность объединяет используемое космическое пространство, атмосферу, гидросферу, биосферу, педосферу (почву), частично литосферу, социосферу и техносферу. Включение в техническую реальность природных объектов, существование которых нам известно, но не затронутых преобразовательной деятельностью человека является неправомочным. Данные объекты, например разведанные запасы метана-гидрата на

41
;
океанском дне, находятся в пограничной области, разделяющей природу и техническую реальность.

Завершая рассмотрение технической реальности, обращу внимание читателей на то, что она не является средой нашего обитания, хотя такой вывод и напрашивается. Если бы это было так, то мы были бы уникальным видом, способным жить в полностью искусственной среде. Подобные среды неоднократно создавались: это проекты «EDEN» и «Биосфера II», а в меньших масштабах на космических станциях и атомных подводных лодках. Результат оказался весьма далек от планируемого: назвать эту среду искусственной можно, но обитать в ней без постоянной поддержки ресурсами извне невозможно. Поэтому среда обитания человека не может быть сведена лишь к технической реальности – она является результатом коэволюции природы и общества – социо(техно)-био-геосистемой. Человек всегда жил в «искусственной», измененной среде, но эта «искусственность» невозможна без «естественности». Социум и впредь будет видоизменять среду своего обитания , но теперь стало понятным, что эти трансформации могут разрушить основание – живую и неживую геосферы. Таким образом, коэволюция отнюдь не предполагает «неопределенно долгого» существования человечества. Homo sapiens, как и многие виды до него, может погибнуть в результате изменения в геосферах, только теперь это будет результатом последнего дела человеческих рук, а не стихийным событием. Полный отказ от трансформации геосфер представляется невозможным, но и индульгенции от последствий наших действий никто не предлагает.

Обоснованность введения представления о системе социо(техно)-природных взаимоотношений (СТБГС) продиктована следующими шестью причинами.

42
;
Во-первых, основанием для подобного объединения является взаимосвязь живой и неживой природы. Предшествующая эволюция этих двух блоков создала условия для возникновения нашего вида и его дальнейшего развития.
Во-вторых, все предшествующее развитие философского и естественнонаучного знания о взаимодействии человека и окружающего мира приводит к необходимости интеграции разноплановых данных в рамках единого системного представления.

В-третьих, вне технической деятельности человечества, за исключением литосферы, находящейся в переходной стадии от естественного к трансформированному человеком состоянию, а так же мантии и ядра, не осталось ничего на нашей планете, что сохранило бы свой первозданный облик и не несло бы следов антропогенного воздействия (прямыми тому доказательствами служат глобальный трансконтинентальный перенос и выпадение химических элементов техногенного происхождения (тяжелые металлы, радионуклиды, проч.) [111, с. 8; 184 с. 3], изменение климата и т.д.).

В-четвертых, предшествующие определения всего связанного с преобразовательной деятельностью человека не включали в себя промежуточное положение описываемого объекта (вне зависимости от используемых терминов). Только промежуточное между социумом и природой положение, на мой взгляд, дает адекватное представление о техническом как передаточном и связующим звене между обществом и природой. Для обоснования этого пункта написана данная монография.

В-пятых, подчиненное социуму положение техно-составляющей неминуемо приводит к необходимости включения этических и аксиологических элементов в любую модель хозяйственной деятельности и социоприродных взаимодействий. В работе «Философия социо(техно)-природной си-

43
;
стемы» этот пункт был исключен мной из списка. Ряд моих предшествующих журнальных публикаций и готовящаяся к изданию следующая работа «Техноэтика» позволят подробнее остановиться на этой теме.

В-шестых, необходимо включить разнообразные экологические факторы в экономические модели.

Завершая краткое изложение основных положений Социо(техно)-природной взаимодействий, приглашаю читателей заглянуть в самую сердцевину «техно»-составляющей. В сложных переплетениях запутанных отношений вырастает треугольник отношений, составляющий суть Великой Триады: естествознания (науки), техники и технологий.

44