Прощение или всепрощение?

Андрей Крикунов
     В наше время, во многих странах и социальных сообществах, широкое распространение получило «учение о всепрощении». То есть, очень большое количество людей – и прежде всего христиан по вероисповеданию, или им сочувствующих – уверены в том, что любой человек обязан абсолютно безоговорочно прощать другого человека за те или иные его проступки, независимо от степени тяжести проступка (или даже преступления), и вне зависимости от того, какими волевыми мотивами руководствовался человек, совершивший проступок или преступление.
     Трудно сказать, почему так рассуждают те, кто исповедует какие-либо иные религии и вероучения, нежели Христианство – поскольку в тех вероучениях действительно могут быть догматические духовные установки на «всепрощение» – но вот по поводу именно Христианского Учения, как видится, вполне можно заявить следующее: в Христианстве нет указания на так называемое «всепрощение»!.. И если некоторые евангельские высказывания Господа Бога Иисуса Христа и хотелось бы кому-то трактовать как призывы ко «всепрощению», то это возможно только лишь в том случае, если рассматривать их, так сказать, вырванными из контекста – то есть, вне общего евангельского подхода к теме прощения.
     Попробуем разобраться в этом вопросе более детально…
     Прежде всего, за «всепрощение» ратуют те христиане и им сочувствующие, кто опирается в своём мнении на слова Господа Иисуса Христа, сказанные Им в известной Нагорной Проповеди. Вот что там, в частности, можно прочитать:

«…Мф.5:21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
Мф.5:22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: <рака>, подлежит синедриону; а кто скажет: <безумный>, подлежит геенне огненной.
Мф.5:23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
Мф.5:24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой…»

«…Мф.6:14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
Мф.6:15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших…»

     И даже, как «всепрощение», многие воспринимают следующее из Нагорной Проповеди:

«…Мф.5:38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
Мф.5:39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
Мф.5:40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
Мф.5:41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
Мф.5:42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Мф.5:43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
Мф.5:44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
Мф.5:45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Мф.5:46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
Мф.5:47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Мф.5:48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный…»

     Действительно, в данном месте Евангелия от Матфея, и в иных подобных местах – как в этом, так и в других Евангелиях – смысл вроде бы вполне ясен и неоспорим: человек безоговорочно прощает другого человека и за это Бог, в свою очередь, тоже прощает того, кто простил. И нет никаких сопутствующих условий, так или иначе ограничивающих это прощение. Нужно прощать – и баста!..
     Однако, не всё так просто, как выглядит на первый взгляд. Очевидно, что сам по себе часто повторяемый призыв Иисуса Христа к прощению человека человеком и не должен был сопровождаться регулярными оговорками об условиях этого самого прощения. Невозможно, в общении с массами людей — каждый раз выражая главную суть призыва, — тут же оговаривать её теми или иными условиями. Ведь размышления над этими сопутствующими условиями непосредственно во время каждой проповеди Господа неизбежно «замусоривали» бы в головах людей саму главную суть призыва – что НУЖНО ПРОЩАТЬ, – отвлекая внимание слушающего Иисуса Христа человека на те или иные субъективные частности, посредством которых интеллект каждого человека осознаёт и осмысляет то, что воспринимает на слух или зрением.
     То есть, сказав где-то один-два раза о том – что именно является НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ ПРОЩЕНИЯ человека человеком, на уровне принципов, – не было уже у Господа Иисуса Христа необходимости каждый раз в общении с массами людей всё время отвлекаться на эти условия. Любой человек, осознавший главную суть прощения, обязательно разберётся и в частных условиях этого прощения – если, конечно, действительно захочет в этом разобраться. Ведь даже апостолы – ближайшие ученики Христа – не стеснялись переспрашивать Его на эту тему, желая осознать во всех тонкостях данную проблему. Что уж говорить о нас, обычных людях?..
     Но что же имеется в виду под «необходимыми условиями», которые, по словам Господа Иисуса Христа, человек обязательно должен соблюдать, прощая другого человека?..
     Вообще, нужно прежде всего ещё раз отметить, что понятия о прощении в Евангелие даются в глубокомысленной взаимной связке двух видов прощения – это прощение человека человеком, и прощение человека Богом. То есть, человек, прощая другого человека, заслуживает тем самым прощение своей греховной натуры пред лицом Господа. Вящий тому пример – строки из самой молитвы «Отче Наш»:

«…Мф.6:12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…»

«…Лк.11:4 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему…»

     Однако – ведь не просто так Господь Бог прощает человеку его греховности. Не за пустые дела и не за красивые слова!.. Почему же тогда человек, в свою очередь, обязан прощать другого человека «за просто так» ?..
     Рассмотрим же, наконец, высказывания Господа, которыми он чётко и недвусмысленно объясняет апостолам — как должен гармонично прощать один человек другого человека для того, чтобы заслужить прощение у Бога. Вот Его высказывания:

«…Лк.17:3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
Лк.17:4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему…»

     То есть, однозначное прощение, но – при условии покаяния. Об этом же – из другого Евангелия:

«…Мф.18:15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
Мф.18:16 если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово;
Мф.18:17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь…

Мф.18:21 Тогда Пётр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
Мф.18:22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз…»

     Общий контекст и этого отрывка указывает: если «послушает тебя» согрешивший. То есть, говоря иначе, – если осознает и покается. Что и является основным условием прощения.
     И теперь, опять вспомнив молитву «Отче наш», можно сделать уже окончательный вывод о том, что Бог также будет прощать человека только после его покаяния в своих грехах.
     Таким образом, доктрина «всепрощения» в контексте Христианства неизбежно должна осознаваться как безоговорочное прощение одним человеком проступков другого человека – но, только если согрешивший осознал глубину и тяжесть своего проступка и ПОКАЯЛСЯ в своих словах и действиях…
     А что такое покаяние?.. По сути – это прочувствованное и убеждённое осознание содеянного греха, и сердечное обещание перед Господом Богом не повторять этого греха впредь. В этом — и только в этом — кроется залог прощения. И в этом, и только в этом, кроется дальнейшее духовное развитие человека на его пути к Царствию Небесному.
     Например, в качестве завершения рассуждений, можно привести два характерных эпизода из Евангелия по данному вопросу:

«…Лк.15:1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.
Лк.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
Лк.15:3 Но Он сказал им следующую притчу:
Лк.15:4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдет её?
Лк.15:5 А найдя, возьмёт её на плечи свои с радостью
Лк.15:6 и, придя домой, созовёт друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу.
Лк.15:7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет ОБ ОДНОМ ГРЕШНИКЕ КАЮЩЕМСЯ, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
Лк.15:8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,
Лк.15:9 а найдя, созовёт подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.
Лк.15:10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и ОБ ОДНОМ ГРЕШНИКЕ КАЮЩЕМСЯ…»

«…Ин.8:3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди,
Ин.8:4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
Ин.8:5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
Ин.8:6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
Ин.8:7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень.
Ин.8:8 И опять, наклонившись низко, писал на земле.
Ин.8:9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
Ин.8:10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
Ин.8:11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и ВПРЕДЬ НЕ ГРЕШИ...»

     Даже хула человека на Святого Духа (Мк.3:28,29), нет сомнения, будет прощена Господом Богом, если такой человек-хулитель успеет в течение своей земной жизни осознать свою пагубную греховность и раскаяться. Потому что, как сказал Сам Господь Бог:

«…Мф.9:13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию…»

«…Лк.9:56 ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать…»



Андрей Крикунов (МУРЕНЬ СВЕДЕНБОРЖЕЦ)