Об экономике

Сергей Дружинин
                В 1990 году я привёз из Германии материалы для курсов иностранного языка. Один из них назывался «маркетинг и реклама». 
              Сделав перевод с английского, предложил проверить преподавателям МГИМО. У меня спросили разрешение копировать материал, а вот с проверкой проблемы:
- Наши знания на уровне африканских стран. 

          Это был ведущий экономический вуз, а все экономисты: Явлинские, Чубайсы, Кудрины, Немцовы и прочие Хакамады безграмотные в вопросах экономики. Из них выделялся господин Гайдар. Этот говорил и сам себя не понимал. И эта публика занялась экономическими преобразованиями. Куда они нас завели?

       Оправдываясь, говорят:
- Никто не написал, как переходить к капитализму.
У армейских водителей есть принцип: « Не вижу, не еду». Погнали в слепую. Когда прозреем?

             Наши политики приняла форму капиталистического производства - частная собственность на средства производства.  Но законы этого производства не усвоили. Поэтому стоим одной нагой там, другой здесь.  Вопрос из анекдота : 
- Долго мы будем стоять на раскоряку?

             Отличие нашей приватизации:
1.  Средства производства попали в руки людей с единственной способностью – украсть.
          Ещё один штрих о бизнесменах. В 2000 году я работал на «ЭКСПО – 2000» в Ганновере, в итальянском ресторане быстрого питания «Планет паста». В субботний день пришло 1700 посетителей.
           Жена владельца ресторана пришла в вечернем платье, увидела сложную ситуацию, переоделась в рабочую одежду  и встала к посудомоечной машине.  С 19 да 2 ночи вымыла   несколько тысяч тарелок. Кстати сказать, она имеет два ресторана в Ганновере и несколько гостинец в Германии и Италии, владелец солидного состояния.
         А вот многие наши владельцы свои заводы, пароходы и нефтяные вышки никогда не видели. Зато про Монако  могут рассказать. Такова отличительная черта российского бизнеса.
 
          Преимущество частной собственности в возможности оптимизировать производство более эффективно по сравнению с общественной собственностью.
          Вспоминаю своего знакомого Курта Вебера – владельца одноименной компании в Брауншвайге.  Он поставляет продовольствие в Нижнюю Саксонию и Саксен Анхальт.  Большой парк рефрижераторов работает круглосуточно, все производственные вопросы отработаны до мелочи. 

          Этот пожилой человек мог бы жиль в Египте и играть в карты  или на яхте ловить тунца. А он работает. 3-4 дня в неделю проводит в бюро: перетряхивает администраторов, модернизирует производство, расширяя складские помещения, работает с клиентами и т.д.  Таких собственников в Германии большинство.

          У нас таких меньшинство. Наворованное не жалко. Наши собственники проживают в других городах и странах.  Какой тогда возможен рост экономики?   
          Вернуть все обратно не реально. А вот условия производства должны быть поставлены. Кто нарушает – лишается собственности и права заниматься предпринимательством.            


2. Отсутствие условий приватизации.

          Например.  В восточной Германии приватизация была символическая – за 1 марку, но с условием: сделать модернизацию, санацию, провести современные коммуникации, наладить высококачественное производство и сбыт, платишь налоги плюс экология. Если не выполняешь условия, лишаешься всего.
 
Занимается этим «имущественная служба», а муниципальные органы имеют фирмы помощи инвесторам: переводчиками, предоставляют анализ рынка, подыскивают место для производства и пр. услуги бесплатно.
  У нас даже планов кадастровых нет – Феодосия.

        По поводу инвесторов и конкуренции.
После объединения Германии знакомый привёз меня на завод переработки сельхозпродукции в Заксен-Анхальт и предложил вывезти или  уничтожить оборудование с завода переработки молочной продукции. Это было новая линия. Сектор упаковки совершенно новый, ещё в плёнке. 
- Зачем?- мой вопрос.
- Конкуренты не нужны.
          Даже самое высококачественное производство уничтожалось в угоду западным конкурентам - закон капиталистического производства.  Немцы даже своих не жалели.

          Так как у нас условия приватизации отсутствуют, инвестициями можно считать только создание нового производства.
          Конечная же цель приобретения западом советских предприятий   - уничтожение конкурента. Проще говоря, мы обречены, ездить на второсортных автомобилях.
         Важнейший наш экономический козырь- наличие сырья - богатые природные ресурсы, который мы не смогли использовать.

         Что скупают иностранцы? Сырьевую базу.
Например:  Купили карьер и продают песок. А это стекло, строительство,  дороги. За машину песка платишь 5 тыс. Отсюда стоимость  дорог и жилья. Дешёвое сырье - шанс для подъёма экономики. Проще говоря, продолжаем ходить по грязи и жить в покосившихся срубах. 

          Едешь по Уралу.  Город Златоуст. Все покрыто ржавчиной. Все из чёрного металла. На западе чёрный метал не применяется. Только алюминиевые сплавы. Где наш алюминий? Он уже не наш. А за калитку из нержавейки просят 100 тыс. Продолжаем ржаветь.
 
          Три десятка лет назад пришлось поработать водителем в немецкой фирме. Стоимость солярки  с тех пор стоит на месте. У нас выросла в пару раз. А это сельское хозяйство, стоимость всех перевозимых товаров. Будем поститься.

          Бывший губернатор Новгородской области построил мебельную фабрику в Финляндии и погнал туда кругляк. Финны получают рабочие места, уменьшают социальную нагрузку на государство, повышают уровень жизни и впаривают нам свою мебель, выкачивая и лес и наши капиталы.
 
          И сколько таких «губернаторов» покупают спортивные клубы, строят отели, облагораживают греческие пляжи и американские набережные. Батурины строят заводы в Италии и Испании.
          В Европе, при отсутствии границ, больше 10 тыс. из Германии не вывезешь. На швейцарской границе машины и поезда трясёт полиция. У нас деньги текут рекой из страны. Кто-нибудь создаёт этому противодействие?

          Как можно  контролировать финансы, если банки принадлежат иностранцам. Эту ситуацию обрисовал мой знакомый иностранец:
- Уложить жену в постель соседа и, подглядывая в замочную скважину, говорить : «Я контролирую».
Будем смотреть на вырубленные делянки.

Инвестиции в производство.
 
          Приглашает банкир «Ваню». Даёт ему кредит для бизнеса. Деньги делят, пополам. Через пару лет «Ваня» исчезает на пару лет, а банкир приглашает другого «Ваню».   Так они живут хорошо и счастливо.  Наказывать надо организаторов, т.е. банкиров. Кто их наказывает? США своих и наших иногда.

          Будем молится на штаты. 


          Ещё раз про конкуренцию. Наши специалисты работали по проектировке аэробуса А320. Российские деньги вложены в авиа производство в Германии и Франции. А в наш авиапром вкладывают с целью, чтобы ничего не летало.

          Сырье в стране должно быть по себестоимости. А для всех остальных нет.  Впечатление, что по стране хан Тактамыш носится. Осталось Москву спалить.
          Узбеки и таджики заявляют:
- Как это вы инвестируете в сельское хозяйство. Несправедливо.
          Лукашенко:
- Устроили налоговые манёвры. Платите.
          За одно такое заявление белорусские магазины от Дальнего востока до Калининграда должны были закрыться на следующий день.
Каждый может лезть во внутренние дела нашего государства и требовать, и требовать.

          Мой знакомый немец организовал производство и пошив кожаных и меховых изделий в Красноярске. Через несколько лет я встретил его:
- Как твой бизнес в России?
- Все завершил. России не нужно производство. Везут из Турции и Китая, а своё гробят. Поэтому нет смысла работать.
   
          Западные компании, используя дешёвую рабочую силу и сырье, большой рынок сбыта, перебрались в Китай. Америка решила отыграть ситуацию.  Поджимают таможенными пошлинами. Перекрывают торговые пути. Все помалкивают. Придумают, как наш Транссиб и Севмор путь перекрыть. А мы белые и пушистые в подобных вопросах.
         
          Создание любого производства предполагает планирование с учётом наличия сырья, средств и сил производства, сбыт, учёт конкуренции и транспортные возможности, налоги и пр.  Если условия отсутствуют,  рост экономики невозможен.

Капиталистическая экономика агрессивная. Пора нам это усвоить и жить по этим законам, иначе "друзья-коллеги" сожрут, из нищеты не выберемся.