Сто шагов в минуту. 3

Королева Татьяна
Стоял жаркий июль. Я снова отправилась на дачу, когда вся страна праздновала день военно-морского флота. Переполненный пассажирами маленький автобус мчался по извилистой дороге к дачному поселку, густо окутанному сизым дымком от бань и мангалов. У меня "сосало под ложечкой" и, чтобы не чувствовать голод, я решила подумать о чём-нибудь приятном. В это время автобус сильно тряхнуло. Меня подбросило над сиденьем и в полёте я успела поймать падающие лыжи в десяти сантиметрах от головы впереди сидящего пассажира. Представила эту комедию и тихо засмеялась. Пассажир  обернулся, как будто слышал мой смех, и улыбнулся. Слава Богу, что дядька оказался не "букой"!..   Обычно в таких ситуациях кто-нибудь обязательно выкрикнет: "Эй, водила, не дрова везёшь!" Но народ оказался добродушным и молчал. Я крепче ухватилась за лыжи и опасливо покосилась на компанию весёлых молодых людей, буквально нависших надо мной. Довезти бы подарок для отца в целости и сохранности!..

По его рассказам, он начинал службу на Камчатке в далёких пятидесятых, и под рюмочку любил делиться воспоминаниями. Поэтому, этот день считался семейным праздником. Я везла отцу новенькие пластиковые лыжи "Fisher".  Как говорится, "готовь сани летом..." А побегать по зимнему лесу с сосулькой под носом он любит!  Это он привил мне любовь к спорту, к природе и труду.



Ступив на веранду, я сразу стала центром внимания, как будто только меня и тут и ждали.

- О-о-о, вот и Танюша пришла! - четверо кавалеров вскочили со своих табуретов, усадили меня на почётное место и завалили мою тарелку явствами. Но я-то знала, откуда такое гостеприимство: ораторам нужен слушатель. И я по достоинству оценила эти старания, ведь за мной ухаживали настоящие мужчины-герои-защитники!

Было трогательно наблюдать как отец обнимал сына, моего старшего брата, капитана в отставке. Тут же, обнявшись по-братски, сидели Евсеич собственной персоной, и молодой человек - однополчанин по Афгану по имени Боря.

Спустя некоторое время,  на веранде появилась мама с тарелкой ароматной ухи из жирного карпа, поцеловала меня и незаметно упорхнула. Я уплетала за милую душу домашнюю стряпню и думала: "Как же здесь душевно!" А мне подкладывали смачные кусочки и приговаривали: "Что-то ты плохо ешь!  Знаешь, что работника раньше тестировали по  тому, как он ест? Тебя бы не взяли.  Давай-давай, налегай, приедай!.." И я жадно налегала, пока мама не принесла мне чашку с чаем. Тонко запахло мятой и мелиссой. И моё внимание переключилось, как будто кто-то нажал на невидимую кнопку. Приглядевшись к гостю,  я заметила, как тот периодически нервно подёргивал шеей и начинал часто моргать. "Нервный тик..." - решила я. - Такой молодой, а уже инвалид... 

Было по-июльски жарко. Бориса заметно "развезло". Да и остальные в пьяной беседе стали зметно заносчивее. И лишь Евсеич оставался "чист как стёклышко".  Как такое может быть? Две пустые бутылки "белой" стояли под столом, а от трёхлитровой банки "Жигулёвского" осталось меньше половины. Он пьёт как все, и не пьянеет! Как же так? - размышлял я.

- Вот скажи мне, как мне жить? Я инвалид в двадцать пять! Меня бросила любимая девушка! Кому я такой нужен? Я не могу работать, всё время на больничном, на таблетках. Я боюсь засыпать. Афган снится,  ребята, стоны крики, крохот! А я во сне их спасаю, тащу куда-то... А потом просыпаюсь посреди ночи в холодном поту. Сашу Карпенко видал?..  - Борис обхватил голову обеими руками. - А ты как живёшь?  У тебя ничего не болит разве? У меня голова щас лопнет! - видно было, как скупая слеза навернулась на его ресницах, желваки заходили на скуластом мужественном лице, а дрожащая рука потянулась за непочатой бутылкой.

- Тебе хватит, Боря! Ты обещал! - тепло, по-дружески произнёс Евсеич, крепко ухватившись рукой за запястье Бориса. - И вообще больше не пей. Я научу не чувствовать боль, если  хочешь. Но ты же не веришь в сверхъестественное.

- Не верю! Поэтому и не хочу! - обидчиво выкрикнул Борис и закурил.

- Когда захочешь, поверишь!

Борис успокоился и тик перестал его одолевать. Может потому, что рука Евсеича лежала н его руке? - предположила я.

- Лучше расскажи,  как ты меня спас! Если бы не ты, замучили бы меня до смерти душманы, как ребят наших раненых  в плену!

-  Что рассказывать? Я врач. Мой долг спасать.

- А я расскажу! Ведь если бы не я, ты был бы с ногой.

- Не факт! Может не в этот, так в другой раз попался бы. На войне, как на войне!

- Ну не перебивай, Евсеич, дай рассказать! О твоём подвиге должны знать! Ты не одного меня спас, а полный вертолёт! А операций сколько сделал? Так вот, поливают, значит, душманы нашу колонну огнём, прям сровнять с землёй хотят, и мало кто остался в живых уже... Меня выбросило из машины и контузило так,  что перепонки лопнули и кровь идёт из ушей. Когда очнулся, вижу Евсеич что-то мне говорит, а я не слышу, тишина как на том свете.  Сил нет, а я словно резиновый. Так вот, столкнул меня Евсеич в воронку и собой прикрыл. И вижу я, как побелел мой спаситель, да свалился на меня и не двигается. Шок, значит, болевой! Перепугался я до смерти. Думаю, убили душманы, - в душу их, -  моего боевого товарища. Тут я собрался с силами, солдатский пакет, что в гимнастерке на груди,  раскрыл со шприцем, вколол ему дозу обезболивающего и противовоспалительного. Ан нет, очнулся, значит, застонал Евсеич! Смотрим, а стопы-то и нет! Только кость белая торчит. Меня стошнило тогда. Контузия, растудыть, да ещё такое увидеть...

И я представила эту страшную картину: идёт бой, голые горы, взрывы, грохот вертушек, пыль столбом, душераздирающие крики и красные куски мяса на камнях... Жуть просто!

- Вот поэтому, мы теперь братья, Боря! Не было у меня отродясь брата. Да вот Бог дал! - друзья взялись за плечи и стукнулись лбами. Затем Борис склонил голову на широкое плечо Евсеича и задремал.

-  Да уж, бессмысленная война!.. А где на флоте служил-то? - вмешался в разговор отец. - Я на Камчатке.

- Я тоже на Тихоокеанском военным врачом-хирургом. Сколько я сложнейших операций переделал в девятибальный шторм, чтобы спасти матроса! Всякие ситуации случались.  Отличный опыт! Вслепую могу делать операции.

- Может, и меня шил? - спросил отец. - язык его заплетался. Трёхлитровая банка пива была почти пуста. Подвыпив, отец становился медлительным, добрым и разговорчивым.

- А что, было дело?

- Да, пустяки. На камбузе авария случилась. Только доктора не помню. Очнулся уже на суше в больнице.

- Может, и тебя шил... Я бы и сам себе свою ногу пришил! Я нейрохирург! - слегка разгорячился Евсеич, и добавил со вздохом, - Если бы её нашли!!!

- Да, бессмысленная война! - повторился отец.

- Страшная! И глупая. Ведь мы оказались неготовыми вести боевые действия в условиях горной местности. Не учли местный менталитет. Да и многое... И рано сдали позиции американцам. Тем самым обнажили свои границы в Азии. А этого нельзя было делать. - добавил Евсеич.

- Генералам виднее. А как же тебя туда занесло? Флот, Тибет, военный, спортивный врач, декан факультета и, на тебе - Афган...

- Штормило в жизни. Не удержался я, когда от моего близкого друга, коллеги, остался только закрытый цинковый гроб с афганской пылью. Я шёл по контракту. Жена не поняла меня, не поддержала. Подала на развод. Она тогда рвалась в Америку строить карьеру. И уехала с детьми... Успешная! Преподаёт в университете. Защитила докторскую. Дети выросли выучились там. И меня теперь зовут. Мы оба преподаватели. Но пути были разные. Кстати, они мне протез прислали из Америки по индивидуальным меркам, изготовленный по супер технологии! Если подойдёт, я буду счастлив!

- И поедешь в Америку?

- Не знаю...

Какие они разные, мои дорогие мужчины! Брат тоже мог бы добавить рассказов из своего доблестного опыта. Он военный пенсионер, сейчас работает на гражданке охранником. И после ночной смены, сытного ужина и чарочки водки - что может быть лучше забыться и уснуть, укрытым шалью заботливой рукой матери?

Отец с Евсеичем решили подразмяться. Отец подошёл к лыжам, которые стояли в "красном" углу, куда он предусмотрительно их припрятал, чтобы с ними ничего не произошло, и похвастался Евсеичу. Глаза его светились. Он радовался, как ребёнок. Вот, если бы сейчас в июле выпал снег, отец не раздумывая бы отправился на пробежку!

...Наверное, я точно так же радовалась своим первым конькам!  Мне ещё было пять. Из командировки папа прислал посылку, в которой мы нашли новенькие маленькие серенькие ботиночки на каблуке с блестящими острыми лезвиями и зубцами! Это были настоящие коньки для фигурного катания! В посёлке, где мы тогда жили, больше ни у кого таких не было. Все дети, и девочки, и мальчики, носились по льду в хоккейных, с тупыми ржавыми лезвиями без зубцов. Девчонки завидовали мне, глядя, как я спотыкаюсь.

- Дай посмотреть на зубцы! - подъезжали ко мне подружки одна за другой, осторожно трогали зубчики с возгласами: "Ух ты, какие большие и острые!"-  Это настоящие, фигурные? - спрашивали они в восхищении.

- Настоящие, фигурные, как у Родниной! - гордилась я, отряхивая налипший на штанишках снег, незаметно потирая многочисленные синяки и ушибы.  Из-за этих самых зубцов я то и дело падала и снова вставала. А синяки были везде: и на коленях, и на бёдрах, и на локтях, и на подушечках рук и даже на правой щеке.

- Да сточить их лучше , поди кататься невозможно! - выкрикнула завистливая Ленка, бывшая "звезда" нашего катка. Ведь теперь "звездой" стала я. Ко мне то и дело подъезжал мой закадычный друг Герка. Да и другие мальчишки теперь старались чаще прокатиться рядом или предложить руку помощи.  Но первые шаги по льду я сделала на замёрзшей луже у подъезда, прежде, чем выйти на большой каток.

- Ну что, пойдёшь кататься? - хитро спросил старший брат.

- Пойду! - твёрдо ответила я и засобиралась...

...Из воспоминаний я вернулась к застолью. Мама потихоньку наводила порядок. Евсеич сгрёб костыли и потянула отца за собой в сад. Мне был слышен их разговор о плуге и культиваторах. Но меня занимало другое: как Евсеичу удаётся не пьянеть и сохранять силу духа? Собеседники разошлись.

- Я спать! - пробубнил отец и исчез в спальне.

Моё любопытство не давало мне успокоиться и я отправилась в сад. Фигура впередистоящего человека на фоне догорающего заката казалась каменной статуей. Это был Евсеич. Заслышав мои шаги, он обернулся и тихо спросил :"Чего не спится, Танюша?"

- Это вы? Знаете, я хотела с вами поговорить! - на всякий случай, чтобы удостовериться, прошептала я и подумала: как он понимает,что мне не просто не спится, а из-за чего-то?..

-  Уже поздно...  Что-то важное?

- Очень! Я хотела спросить: вы не пьяны? Но как?.. - я развела руками.

- А, ты об этом... Понимаешь, я пью водку, как воду! - просто ответил Евсеич, собираясь уходить.

- Подождите, а вот как быть всё время в хорошем расположении духа, в хорошей физической форме и рано вставать и прочее... как вам удаётся? Вот я, например, сова, и мне приходится ставить будильник в железное ведро, чтобы проснуться... И Борю я понимаю, мне его жаль и кажется, что сила воли тут не при чём. Может, он тоже сова, как я?..

- Ха-ха-ха! - Евсеич откровенно рассмеялся. - Отличное решение. Надо Боре посоветовать, а то его с работы турнули за опоздания. Он, может, и сова, но слеп и днём, и ночью. И не видит те богатства, которые ему дала природа! У него есть голова, руки и ноги. А нет истинного желания. Ты умненькая, и поймёшь потом! Это легко на самом деле. Я отвечу на твое "как". Запомнишь?

-Запомню!

-Ну, поехали! Главное, когда ты что-то делаешь, думай об этом и зачем делаешь! Чтобы быть в тонусе, независимо от биоритмов, соблюдай режим дня и сна, раньше ложись, и раньше вставай. Выработай полезные привычки! Утром и вечером - водные процедуры, душ и пять-семь контрастных обливаний. Ты женщина - тонкое существо, поэтому начинай и заканчивай горячей водой! Для женской красоты используй масло розы,  для ясности ума -  масло розмарина. Пей чистую воду по утрам натощак и между приёмом пищи. Запомни, вода смывает всё! Ты не будешь знать усталости, апатии и депрессии! Питайся пять-шесть раз в день, как тебя кормили , в детском саду, пионерлагере или санатории, включая водные травяные настои, свежие овощи и минеральную воду. Диетические столы разрабатывались лучшими научными мужами для советского народа, чтобы растить самое здоровое поколение в мире! Так и питайся всю жизнь, устраивая иногда разгрузочные дни. И никаких новомодных диет! С возрастом просто уменьшай объем порций. Регулярно, как в пионерлагере, делай зарядку и для ума, и для тела, которая, как ты помнишь,  начинается и заканчивается ходьбой. Для сохранения молодости приседай не менее шестидесяти раз в день, не до конца сгибая и разгибая колени (они тебе ещё пригодятся), и подбери комплекс йоги для женщин из пять-десяти упражнений, включая перевёрнутые позы, типа "берёзка". После этого выполни несколько упражнений на растяжку и расслабление. Меньше бегай,  а больше ходи.  Делай свои сто шагов в минуту. Дружи с эндорфинами и другими гормонами! Для этого улыбайся двенадцать секунд подряд, особенно, если "накрывает" грусть или усталость. И будет тебе счастье, девочка! А теперь спать! Сейчас самый здоровый сон!..