Диета муз Сборник эссе

Ильяна Олива
Все должны написать книгу, ведь каждый уникален, у каждого есть своя история и       неважно, что это выдумка или реальность.  И абсолютно не важно, издадите ли Вы  книгу или   просто будете перечитывать эти истории сами ( у меня есть  несколько  личных истории, которые я никому  не покажу). Но часто бывает  так, что  у Вас история есть, но Вы не можете выплеснуть её на бумагу, не знаете конец  или середину. Приходит Злой Критик или Лень в тёплом пледе, а многоуважаемая Муза улетает! Что же делать? Как  быть? Спокойно. Вот мои советы, нет, скорее личный опыт, ведь Ваш процесс писательства должен быть личным и уютным.   


Дружба с музой

Считаю, что музу придумали ещё до колеса, а вот колесо творение музы. Говорит, что музу придумали лентяи, как-то не логично. Ведь иногда пишутся отличные произведения  за один присед. Но часто муза протестует  и бастует, обычно это случается, когда мы стараемся  довести текст до идеала,  переписываем его сто раз. Как же  подружиться с музой?  Представьте себе,  что Ваша  Муза  ребёнок, которому  трудно объяснить,  что такое «писательство», и  что надо писать каждый день.

 Вот Вы собираетесь писать книгу, но нашему мозгу не нравиться работать,  когда это скучно, он говорит: «Слушай, это  трудно. Музы  сейчас нет дома. Давай посмотрим  одну серию, и подождём её!», и так серия за серией,  мозг отдыхает, музы по-прежнему нет дома, а работа   стоит. Вы считаете себя лодырем, самооценка  падает. Но   если процесс писательства связать с чём-то  приятным, то муза будет прилетать к началу,  и мозг будет доволен. Ключик к Вашему вдохновению, Вы найдёте сами, а я расскажу о моём способе.

Началось моё писательство довольно глупо. Где-то услышала, где-то прочла: «Что     нужно писать каждый день и много». Я так и сделала.  Писала целыми днями, уставала, писала через силу, через злобу на себя, и через боль (я не совсем здорова). Итог, муза улетела  на       пять лет. Но однажды наткнулась на книгу Дэвида Эйбрамсона «Теория получаса». Суть книги        проста: делать одно дело полчаса, не отвлекаясь. Решила попробовать. Но тут же возникла  небольшая заминка: я жутко отвлекалась  или слова просто  не шли. Музе или мозгу было     скучно, но тут возникла идея «музыкальный таймер».  С виду это обычный  плейлист  с любимыми песнями на тридцать минут, но  это своеобразный Тини – Толкай, сейчас объясню почему: моя муза отпетая меломанка! Росла я в музыкальной семье, и музыка всегда ассоциируются с уютом. Когда  включаю таймер, то муза хочет творить,  но иногда я начинаю писать к середине, и тогда мне реально стыдно, «Тридцать минут это же не тридцать часов.  Внимательнее в следующее раз!»,  ещё  можно придумать бонус в конце, - просмотр любимого    клипа или пройти уровень любимой игры. Вот такая уютная ловушка для моей музы!

Дневник работы

Чтобы создать соосное произведения, нужно переработать  большое количество       материала, это и работа с сюжетом, работа с героями, наброски, планы. Обычно у писателей   вагон  и маленькая тележка: общих тетрадей и  красивых   блокнотов.  И если  честно  у меня  белая зависть, для меня  это роскошь, (тетради есть, но и  проблемы с руками тоже есть). Поначалу я создавала кучу документов, которые постоянно терялись,  и вообще  неудобно скакать по десяти документам, особенно с моей  «ловкостью».  Решение пришло само собой:  писать всё в одном документе, а  чтобы не путаться, я создаю оглавление «лестницу этапов» или  «этажерку рассказа».  Когда открываю документ, то сразу нажимаю  на тот  заголовок, в котором   работаю.  И  если я забываю, какой у героя цвет глаз,  я просто подглядываю и быстро возвращаюсь к  работе. Вот такая у меня  удобная этажерка!

Мозговой  штурм

Эту  технику я  нашла недавно, и применяла её пока, не полностью, потому что идея и  кое-какие наброски сюжета у меня уже были. Я просто выписала слова - ключи или слова - темы плюс вопросы к идее.  Задумок у меня уйма, и я  обычно их записываю в виде  вопросов: «А  что если крестная поможет девушке попасть на  бал?», Шаль Перо «Золушка».  Считаю, что вопросы для писателя -  кладезь идей и вдохновения.

Азы сюжета

Это осмысления идеи и темы, поиск проблемы или антигероя. Это два  мини сюжета – пути  от лица героя и  антигероя, это связка  героев. Особенно важен сюжет -  путь антигероя. 

Пассивный  антигерой, например «злодей в башне»  Вам не нужен.  Хорошая литература  соткана из конфликтов, проблем, трудности. Вот, например, у  вас  есть  противный  сосед, которого вы ненавидите, но он вас не  касается,  это пассивный конфликт. Но  если этот сосед становиться вашим  начальником или любовником вашей жены?  Он хочет  вас уволить или унизить, и,  разумеется, вы боритесь с  ним, - вот это есть  активный конфликт, и тут начинается  хорошая  литература. Очень советую писать мини сюжет с точки зрение злодея.
Обязательно надо продумать, почему герои не могут плюнуть на всё и уйти.


Азы героев
Итак, к этому этапу у Вас есть герой и злодей.  Напишите просто имена других      персонажей,  их внешность и  характеры, их отношения между собой и главными героями.  Я считаю, что у  каждого значимого героя должны быть свои цели и «тараканы в голове», пусть   Ваши герои будут противоречивы и сложны, как обычные люди. События Вашей истории должны постепенно менять Ваших героев, ведь история  это их жизнь, а в обычной жизни перемены   неизбежны.  Не давайте героям застыть.   


Вопросы к сюжету

Метод вопросов и ответов  известен в психологии.  Многие с помощью  этого метода  разбираются в себе, и мне он помог.
Бывает,  что история пишется,  как дышится, но потом полный ступор: герои  не знают,  куда идти. Сюжет запутывается.  Вы понимаете, что в произведении вообще нет логики. Как быть?   Многие  советуют работать по  плану или  по конспекту, но что делать, когда  не хватает     идей?  Ответ прост. Когда мы пишем вопрос, то ответ уже зреет в голове. С помощью вопросов и ответов, можно  вытащить историю  на бумагу, построить сюжет, исследовать мир и героев.  Иногда вопросы  перерастают в мини задание: «Опиши кратко  какой-то момент», и это круто! Но разделайте вопросы по темам. У меня был один случай,  когда  я работала над сказкой: вроде  писала вопросы, чтобы проработать сюжетную линию, а  потом углубилась  в мир истории  и  сюжет завис. Давайте развёрнутые ответы. Можно когда будете писать саму историю, вообще поменять всё. Относитесь  к этому пункту как к игре для фантазии. Начать можно просто: «Как начинается  эта история?», пусть Ваш ответ, как бы вытащить следующий вопрос. Моя муза обожает так играть!               

Беседы  с героями

Снова возвращаемся к героям.    Нам нужно узнать их прошлое.  Кто были их  родители? Были у них братья или сестры? Их образования и работа? Беседа с героями строиться на том же методе «вопросов и ответов»,  сюжет может меняться, возникают новые сюжетные ходы, вопросы и это отлично, история расширяется,  герои оживают. На этом этапе муза всегда бастует, и я её тихонько подталкиваю. И классно, если Вы будете дополнять или исправлять вопросы к сюжету. У Вас  должна быть живая, гибкая основа для сюжета, а не каменная глыба. История  должна меняться с каждым «долгим» этапом.               

Сюжет и план

Теперь начинаем писать сюжет на основе ответов. Обычно сюжет  пишется  быстро, как и план. Советую писать именно обычный план как в школе, а не конспект.  Он нам  нужен для следующего  этапа.

Вопросы к эпизодам

Представим, что эпизоды это пустые комнаты нового дома. Вы знаете уже сюжет, но в отдельных  эпизодах как-то пустовато, нет конфликта, эмоций,  атмосферы. В каждом эпизоде  должен быть мини - конфликт, чтобы  произведения  захватывало читателя.  Опять  помогают вопросики: «Какой конфликт эпизода?   Какая одежда у героев в данной сцене?   Какие  эмоции? Какая атмосфера эпизода?». Вопросы помогут увидеть детали эпизода. У Вас получатся своеобразные шпаргалки к наброскам.

Наброски
Пишем   наброски. Советую начинать с самого сложного, чтобы  потом было легче. Пишите, как получается, не  думая о стиле. Сейчас Ваша  цель просто написать  историю. Бывает, что два эпизода превращаются в один или эпизод окажется лишним.  А бывает так, что Вы пишите совсем другую  историю, и  это хорошо. Открою маленький секрет: предыдущие этапы нужны для Вашей музы, для фантазии, для идей. Ваши истории должны меняться,  потому что Вы меняетесь.

Ещё раз напомню, что это Ваша история и Ваше Творчество, поэтому делаете всё с удовольствием!