Верность

Виктор Файн
В институте мы с ней дружили. С самого первого курса. Может ли вообще существовать дружба парня и девушки, если в неё не вмешивается любовь? У меня нет ответа на этот вопрос. Тем не менее, мы с ней дружили. Конечно, она мне нравилась. Красивой её не назовёшь, но что-то в ней было такое, что не могло не нравиться. Когда однажды я попытался её обнять, она не отстранилась, но тихо сказала:

– Не надо.

Сказала так, что у меня не возникло никаких сомнений в том, что это – не жеманство. Она ничего не объясняла, но подтекст я уловил сразу: не порть дружбу банальностями.

Мы учились в одной группе, занимались одной и той же общественной работой, и многие привыкли видеть нас вместе. Конечно, никто не знал об истинном характере наших отношений. Эка невидаль – парень и девушка тянутся друг к другу!

Мы говорили с ней о любви, о верности, о семье. Не о нашей любви, а о любви вообще, о её месте в жизни. Это было не пустое философствование, это был мировоззренческий вопрос, который в 18 лет занимает умы многих. Наши умы – тоже. Никогда ни с одной девушкой я больше на такие темы не разговаривал. Что в ней было такое, что побуждало к такой откровенности? А что она разглядела во мне? Она призналась, что я был единственным, с кем она могла так откровенничать. Позже я понял, что мы были очень нужны друг другу, хотя никакой любви у нас не было. Значит, бывает и так. В жизни ведь всё бывает.

– Ты будешь хорошим, верным мужем.
– Откуда ты знаешь? Я ведь и сам в этом не уверен. Не любил ещё.
– Знаю. Вижу. Потом вспомнишь об этом и убедишься в том, что я была права. Ты – верный друг, а это дорогого стоит. Уверена, что ты никогда никому не расскажешь о наших беседах. Поэтому я так откровенна с тобой. Ни с одной подругой я не смогла бы так разговаривать.

Она была далеко не синий чулок. Многие ребята пытались за ней ухаживать. Она была доброжелательна со всеми, но не шла навстречу никому. Живая, подвижная, экзальтированная. Вроде бы способная на любую глупость. Как-то сказала:

– Если я что-то захочу, ничто меня не остановит. Никакие моральные устои.

Вначале я не очень бы удивился, если бы вдруг узнал, что она ждёт ребёнка. Как-то спросил, почему она всех отвергает. Она ответила просто:

– Потому что люблю другого.

Она рассказала мне о своей любви. Ей было 12, когда она влюбилась в мальчика, с которым они не были знакомы. Приписала ему самые лучшие человеческие качества. И долго страдала от неразделённой любви.

– И что, он так об этом и не узнал?
– Почему же, я ему об этом сказала. А потом окружающие стали считать нас законченной парой. Он единственный целовал меня, и я его целовала. Он уехал учиться в Москву, а я – сюда.

– Расстались?
– Боже сохрани – мы переписываемся, звоним друг другу, встречаемся на каникулах.

Не сразу я узнал, что эта темпераментная любительница подвижных игр и танцев – очень больной человек. Врождённый порок сердца. Не раз мне приходилось вытаскивать её из подвижных игр. Задыхается, а бегать продолжает. Врачи рекомендовали ей бросить институт, но она довела учёбу до конца.

Так получилось, что после окончания института мы потеряли друг друга. Я был слишком занят своими личными делами, а она вышла замуж и уехала к мужу. Прошло лет 7, и я узнал, что она живёт в Москве. Во время очередной командировки в Москву я решил её навестить. Они ютились в большой проходной комнате коммуналки. Меня встретили очень радушно. Познакомила с мужем, показала трёхлетнего сына.

– Как же ты его родила? Ты же говорила, что врачи запретили тебе иметь детей.
– А мне сделали операцию на сердце. Муж постарался. Теперь я здоровый человек, и тебе не придётся вытаскивать меня из подвижных игр.

Подробности рассказал муж.
– После операции она год лежала дома. Даже говорить не могла, долго речь восстанавливали. Представляешь, какая это прелесть – постоянно молчащая жена!

Мы посмеялись, а я смотрел ей в глаза и представлял себе, что им обоим стоило это молчание.

Было очевидно, что они – очень счастливы друг с другом. Я рассказывал о себе, мы вспоминали нашу студенческую дружбу, а мне всё время хотелось преклонить перед ней колени. Не столько даже за то, что она выстояла в такой непростой жизненной ситуации, сколько за её верность. За то, что такая темпераментная девушка 5 лучших юношеских лет свято хранила свою любовь и осталась верна любимому.