Летяга и Гриф. Глава 6, 7

Сергей Орешко
6.
ПОГОНЯ
–  Тихо! Я слышу топот, – прошептал медведь. – Это погоня!
Гриф вспорхнул на высокое дерево и увидел трёх всадников, мчащихся во весь опор по нашим следам. Спрятав Грифа в повозке, мы быстро свернули со своей колеи. Наши медведи рванули навстречу всадникам, чтобы отвлечь их внимание от повозки.
Спустя несколько минут мы услышали истошные крики людей и громкое ржание испуганных лошадей. Одна из них, увидев медведей, встала на дыбы, сбросила всадника и помчалась прочь. Два других коня резко развернулись и понеслись от диких зверей. Их всадники чудом удержались в сёдлах. Мы долго смеялись, вспоминая их перекошенные страхом рожи. И отпустили медведей назад в лесничество.

Дальше мы ехали по лесу спокойно, минуя несколько деревень.
И вдруг чуткий Гриф услышал:
– Пусть только попадётся! Мы ему живо крылья обкорнаем, будет знать, как удирать из зоопарка, гнусная птица!
Гриф услышал эту ругань и затрясся от страха. Аршан тоже услышал эти голоса и погнал коня во весь опор. Вайко скакал во весь дух, но было ясно, что преследователи вот-вот настигнут нас.
Выбора не было – следовало немедленно отпустить Грифа. А самим отвлечь злодеев.
– Лети, Гриф, лети! Нам они ничего не сделают, а ты спасайся! Мы задержим их и дадим тебе время оторваться от погони. Помни о советах Летяги!
И Гриф, попрощавшись с нами, улетел.
Тут вдруг к нам примчались двое всадников, остановились и спросили нас:
 – Не видели большую чёрную птицу? Куда она полетела?
 – Нет, – ответил Аршан, – птицу не видали.
 – Открой повозку! – велел Аршану один из всадников, вытащив пистолет.
Мы открыли повозку. Преследователи заглянули в неё, но вместо Грифа увидели мопса, сердито лающего на них. Это была наша Мэри.
Всадники засмеялись, развернули коней и ускакали.
 – Уже совсем стемнело, – сказал папа. – Нам нужно поскорей ехать домой, пока мама не пришла.
– Слышите гул едущих машин? – спросил Аршан. – Неподалёку проходит большая дорога. Выходите к ней, остановите какой-нибудь автомобиль и попросите шофёра поскорей отвезти вас до дома. А я вернусь в лесничество.

Нам с папой и Мэри повезло: мы успели вернуться домой за несколько минут до прихода мамы.


7.
ВСТРЕЧА ГРИФА С ХОДЖОЙ НАСРЕДДИНОМ
Гриф летел очень долго, а когда уставал, то парил в потоках ветра, который его нёс, потом вновь летел. И так до тех пор, пока не заметил, что под ним кончаются леса и начинаются степи.
«Не думаю, чтобы мои преследователи добрались сюда так быстро. Значит, я могу немного передохнуть», – подумал Гриф, опустился в высокую траву и крепко уснул.
 
Под утро он услышал, как рядом с ним проскакали два всадника. Решив, что это его преследователи, Гриф страшно испугался. И забыв все наставления Летяги, полетел наугад, навстречу солнцу. Летел долго, устал до изнеможения и вдруг увидел товарный поезд, гружённый углем. Гриф опустился в вагон, на уголь, и, никем не замеченный, уснул. Поезд мчался на восток, а не на юг, как учила Грифа Летяга.
Проснувшись на другой день, Гриф увидел, что кругом простираются необъятные просторы степей. Вдали промелькнули степные антилопы – сайгаки. У небольшого водоёма стоял журавль-красавка. Забавными столбиками торчали суслики среди травы. Паровоз загудел, и суслики мигом спрятались в норах. Гудок вспугнул и зайца-русака, что затаился среди густой травы и красных маков.
В пути Гриф отдохнул, но почувствовал сильный голод. Когда поезд останавливался, птица улетала в степь и находила себе пищу. Потом возвращалась к поезду и ехала дальше, не боясь преследователей. Так прошло несколько дней.
Поезд шёл дальше, на юго-восток. Становилось всё теплей, и Грифу стало казаться, что так он может добраться и до Африки. Но однажды он полетел искать пищу и не успел догнать уходящий поезд. Затаился в траве и задумался, куда же ему лететь дальше.
«Похоже, я сбился с пути», – подумал Гриф и полетел к дороге, по которой изредка проезжали автомобили. И полетел вдоль неё, туда, где становилось теплей.
Вдруг Гриф услышал скрип арбы, которую неохотно тащил ленивый ишак. В арбе ехал старик, он был одет в полосатый халат, на голове его была тюбетейка, он весело напевал длинную песню, которую сам сочинял на ходу. Гриф летел над арбой и сел в неё позади старика.
– Какая-то большая чёрная птица упала с неба на мою арбу-у-у! – Продолжал петь старик. – Я такую никогда не ви-и-идел!
– Здравствуй, дедушка. Я Гриф, – приветствовала птица путника.
– О, аллах! Говорящая птица! – изумился старик. – Я ослышался или это сон? Может, тебя послали боги? Я Ходжа Насреддин.
– Я попал в беду. Ты не мог бы, дедушка, спрятать меня от врагов, что гонятся за мной? Я лечу на свою родину, в Африку, но, похоже, заблудился. Не подскажешь, как туда попасть?
И Гриф рассказал Ходже свою историю.
– Конечно же, я тебе помогу. Поезжай со мной. Но ты попадёшь не в Африку, а в Среднюю Азию. Как приедешь ко мне домой, я расспрошу умных людей, как тебе добраться до Африки. Ты – необыкновенная птица. Уже то, что ты умеешь говорить на языке людей – большое чудо! Я везу с собой персидский ковёр необычайной красоты, который подарю на свадьбу дочери. Она живёт в Фергане.
Насреддин спрятал Грифа под покрывало, чтобы птицу никто не заметил. Через три дня пути они поздней ночью добрались до дома Насреддина.

Утром Ходжа отправился на базар, а по пути встретил друга  –  Ахмеда Али, ведущего под уздцы лохматого верблюда Ибрагима. 
Ахмед рассказал Ходже, что через несколько дней он отправится в Индию за товаром. Ходжа попросил друга взять с собой в Индию Грифа, присмотреть за ним и указать путь в Африку.

Насреддин и Гриф проводили вечера в беседах, и не заметили, что сосед Насреддина, Назим, подслушивал их разговоры. Он был приставлен властями шпионить за Ходжой, который всегда был другом простых людей, защищал их и говорил правду в глаза подлым правителям, чиновникам и продажным судьям.
«Птица, которая говорит, как человек! – удивился Назим. – Уж не прислали ли шпионы эту говорящую птицу к Насреддину, известному бунтарю? Тут кроется какая-то тайна. Надо всё выяснить».
И ночью, во время беседы Грифа и Ходжи, Назим подполз к окну дома Насреддина и стал внимательно вслушиваться в разговоры. Из бесед мудреца и птицы Назим понял, что чёрная говорящая птица сбежала из зоопарка далёкого отсюда города.
– Директор зоопарка Хитролисов, – рассказывал Гриф, – каждый день уезжал куда-то. И в это время некоторые работники зоопарка воровали большую часть еды у животных и уносили домой. И звери часто оставались полуголодными. По-видимому, директора интересовали только деньги, которые он зарабатывал за счёт животных. Вечером Хитролисов приезжал в зоопарк со своими богатыми друзьями. В это время в зоопарке уже не было посетителей, и оставались только сторожа. И тогда Хитролисов пил с друзьями в своём кабинете, веселился, а к полуночи уезжал домой. Многие животные в зоопарке быстро погибали из-за плохого обращения с ними.
«Эта птица – не шпион, – догадался Назим. – Она сбежала из зоопарка. Но почему она жалуется именно Насреддину? Его знают и любят во многих странах, и он может всем рассказать о том, что происходит с животными в соседней стране».

Утром Назим, разузнав телефон Хитролисова, сообщил ему о Грифе. Своим подлым чутьём он угадал, что быстро найдёт общий язык с Хитролисовым, и сумеет заработать немало денег.

2012 г.
Продолжение следует...