Губительная и благодатная раздробленность

Алексей Рочняк
Мы привыкли к тому постулату, что чем крупнее и более централизовано государство, тем лучше для его развития, ведь очевидно тем больше ресурсов оно способно сосредоточить для решения той или иной задачи. Однако история империй, неминуемо приходящих в упадок и распадающихся, заставляет несколько по-другому взглянуть на проблему. Казалось бы, именно такие империи являются локомотивами истории и в момент их создания они поражают многообразием и глубиной достижений в самых разных аспектах бытия: экономике, культуре, военном деле и так далее. Но почему за этим следуем с какой-то фатальной неотвратимостью постепенная деградация?
В двух словах ответить на этот вопрос непросто. И все же, невольно напрашивается мысль, что сама централизация и концентрация ресурсов имеет не только положительное, но отрицательное действие. Точно так и противоположность империи – раздробленность – не только очевидно губительна, но и по-своему благодатна.
Ключевой момент в том, какого именно аспекта касается централизация или наоборот, децентрализация и какого уровня она достигает. Как только некое оптимальное значение скатывается в одну или другую сторону, то начинается кризис.
Централизация культуры, отсутствие развития локальных школ и направлений часто имеет очень негативный эффект, так как ведет к застою. С другой стороны – культурная раздробленность, если она заходит слишком далеко, приводит к неспособности тех самых локальных школ и направлений к обмену знаниями. Централизация хозяйства, с одной стороны, увеличивает рентабельность предприятий, но с другой стороны – увеличивает уязвимость всего хозяйственного комплекса к потрясениям и ведет к недоиспользованию всех имеющихся ресурсов (тех из них, которые не имеют соответствующей значимости).
В политическом и военном плане централизм, пожалуй, наиболее благоприятно себя проявляет. Хотя и здесь без гармоничной системы противовесов и сдержек централизм может привести напрямую к катастрофам.
Беда в том, что все аспекты не существуют отдельно друг от друга. То же военное дело есть продукт всей культуры и всего комплекса развития производящих сил. И, допустим, восхождение Рима или монгольской Орды происходило за счет внедрения наиболее успешных образцов завоевания и управления. Но та же существовавшая в этих державах централизация и унификация в тот момент, когда образцы устарели, из преимущества превратилась в приговор.
Действительно искусно простроенная система должна быть такова, чтобы гибко сочетать централизацию и децентрализацию, используя в каждый момент времени сильные стороны каждого из этих процессов.