Если бы не елеонские монахини Феоктиста и Вероника

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фотоархив деятелей Русской Зарубежной Церкви. Лист 77

Фото:  Наместница Елеонского монастыря Феоктиста  (Ягнам; 1924 — 2012) и  воспитанница обители 12-летняя Елена Рахеб (ныне монахиня Вероника, келейница игуменьи Тамары, урожд. Романовой; 1890–1979). 1960 год. Территория обители.  Фотоснимок  неизвестного автора хранится в личном архиве Холодюка А.Г.  Публикуется впервые.

Если бы не  фотоколлекция и   воспоминания  елеонских монахинь Феоктисты и Вероники, православный мир никогда бы  не узнал  о подробностях жизни и о многосторонней деятельности  игуменьи Тамары в монастыре на Елеонской горе. Воспоминания келейницы Вероники (Рахеб)  о матушке Тамаре позволили приподнять завесу над глубоким духовным миром этой, пожалуй, самой известной русской игуменьи XX века на Святой Земле. Рассказы монахини Вероники дополнили и  воспоминания других воспитанниц матушки Тамары.


...В игуменской с 1956 года воспитывалась и трудилась 8-летняя арабская девочка по имени Елена (Рахеб), ставшая впоследствии известной монахиней Вероникой:

– Мое воспитание проходило в игуменском доме под руководством матушки Тамары. И 25 лет я не отлучалась от нее – до самой кончины матушки. Я, как и другие арабские девочки-подружки, называла ее своей «аммой», то есть мамой. С детства я полюбила благодаря матушке Тамаре в монастыре все-все русское, даже «Божьи каши – манные и гречневые» и, конечно, красные борщи. Я выполняла самые разнообразные послушания: пела, делала свечи, шила, плела четки, убирала, помогала в иконописной. «Причем, русскому языку и швейному делу меня учила сама матушка Тамара, а вышивать – сестра Феоктиста, – рассказывала монахиня. – Пришла я в наш монастырь еще в восьмилетнем возрасте и уже тогда знала на русском языке три молитвы: «Отче наш», Трисвятое и «Господи, помилуй». Выучила я эти молитвы в моем родном городе Вифлееме. Наша арабская семья имела и греческие корни, а фамилия Рахеб в переводе на русский означает «монашеский». Мой родительский дом располагался почти рядом с базиликой Рождества Христова, где меня и крестили. Так уж случилось, что мои родители рано развелись, и я до восьми лет воспитывалась бабушкой. Это от нее я и узнала первые русские слова и молитвы. В нашем доме часто останавливались русские монахини из Елеонского монастыря, когда они приезжали в Вифлеем на большие праздники. В доме бывала и некая монахиня Татиана, которую мы с братиком Ильей называли «русской бабушкой». Мой отец был военным, и вот в 1956 году моя бабушка должна была уехать к нему в Кувейт, где он в то время служил. Тогда она меня и привезла в монастырь – «только на пару месяцев», а получилось – на всю жизнь… До 25 лет за мной «охотились» все мои родственники, чтобы под любым предлогом «выцарапать» и навсегда забрать меня из монастыря, но все их усилия были напрасными. Под влиянием и покровительством матушки Тамары я прожила всю свою жизнь только в обители. Никуда отсюда не уходила, никогда у меня не было и мысли блуждать по другим монастырям или менять их. Матушка Тамара стремилась дать всем арабским девочкам настоящее русское образование и вместе с отцом Димитрием поддерживала русский дух в обители. Сама она преподавала нам русский и церковно-славянский языки, а также русскую литературу. Не ошибусь, если скажу, что наша любимая игуменья Тамара своими рассказами о фантастических по красоте белых ночах в ее родном городе детства на Неве, о дивной природе вокруг старинных русских монастырей, о деревянных церквах и избах на берегах Волги не только одну меня, но всех нас, девочек-арабок, навсегда влюбила в Россию «от росинки до звезды». …Вот так и вышло в моей жизни, что от рождения по национальности я – арабка, а по самосознанию чувствую себя ...русской! Хотя я никогда в России не жила».

В  50-е годы на  Святой Земле обозначилось растущее недовольство православных арабов греческим руководством в Иерусалимском Патриархате. Местные арабы, не понимавшие по-гречески, требовали частичной «арабизации» церкви. Некоторые родители из числа арабов-христиан охотно отдавали своих девочек на воспитание или обучение русскому языку в Елеонский монастырь и в Вифанскую школу. Жители арабской деревни, где находится Елеонская обитель, сначала удивлялись, почему это арабские родители привозят сюда из разных деревень своих девочек и отдают их на обучение и воспитание именно в русский монастырь. Однако позже они смирились с таким положением дел и поняли, что девочки по вероисповеданию были не мусульманами, а христианами.

 Матушку Тамару и членов Миссии неоднократно и с удивлением спрашивали на Елеоне русские священнослужители и многие участники паломнических групп: «Зачем так много арабок принимать в русский монастырь и устраивать здесь для них детский сад и школу?»; «Этих арабок крестили в вашем монастыре или они уже до поступления обитель перешли из ислама в христианство?» Игуменья Тамара, уже привыкшая к подобным вопросам, воспринимала их спокойно. Она терпеливо отвечала гостям обители, что на Святой Земле живет немало арабов-христиан, а христианство проповедовалось на арабских землях еще во времена святых апостолов. Арабов-христиан, объясняла матушка заинтересованным людям, связывают с арабами-мусульманами только общий язык и письменность. При этом матушка Тамара иногда подзывала к себе отроковицу Елену Рахеб, чтобы та кратко рассказывала гостям уже заученную ею наизусть историю о том, что крестили ее еще в младенчестве по православному обряду в Вифлееме, причем, «прямо в той пещере, где родился Богомладенец Иисус».

      Из книги автора "Игуменья Царского Рода" (Москва, 2018)


   См. также: "Келейная икона елеонской монахини Вероники":

               http://proza.ru/2019/07/31/431


                *          *         *


                К 100-летию Русской Православной Церкви заграницей (1919 — 2019)

                О ПРОЕКТЕ  "ФОТОАРХИВ ДЕЯТЕЛЕЙ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ"


Проект "Фотоархив деятелей Русской Зарубежной Церкви "задуман  автором  в год 100-летия РПЦЗ с целью обнародования редких фотографий (с автографами и без них) известных клириков и  монашествующих РПЦЗ, ныне здравствующих или уже ушедших из жизни. Все фотографии хранятся  в  личном архиве Холодюка А.Г (Мюнхен, Германия). Многие из фотоснимков принадлежали  в прошлом старшей сестре (наместнице) Феоктисте  (Ягнам; 1924 — 2012), подвизавшейся  в Горненском  и Елеонском монастырях на Святой Земле. Часть фотодокументов  приобретена автором в  Иерусалиме, Цюрихе, Женеве, Нью-Йорке, Мюнхене и др.  Другие  фото  подарены людьми, пожелавшими остаться неизвестными.  Некоторые фотографии деятелей РПЦЗ сделаны самим автором.



От автора. Выражаю благодарность г-ну Леону Општейну (Opstein Leon; Мuenchen)  за оказание помощи в  подготовке к публикации этой  фотографии.