Путь умного делания

Ольга Кручковская
               
               

                АРХИЕПИСКОП АНТОНИЙ
            
                (ГОЛЫНСКИЙ_МИХАЙЛОВСКИЙ)
               


                ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

                Глава 1
         

                О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ
 
                ПРЕДИСЛОВИЕ


  «Отче мой! если возможно, да минует меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты » (Мф. 26 39) Две выраженные здесь мысли – «Господи, помилуй мя» и «Буди, Господи, воля Твоя святая» - составляют сущность  молитвы Иисусовой. Прежде всего, нужно знать, что молитва Иисусова есть действенная суть покаяния, указанная Христом Господом. Она научает делателя отсекать желание своей воли, любить Бога более твари, искренне смиряться, истинно познавать себя,  никак на себя не надеяться, приписывать  все доброе не себе, а Богу и за все  воздавать Ему славу.
      Молитва Иисусова приближает к Богу,  а  примирение с Богом порождает истинную любовь к ближнему.  Молитва соединяет душу с Женихом её -  Господом и становится беседой  между Господом и душой. Великое  дело Иисусовой молитвы начинается со словесного труда в деятельный период и простирается до периода созерцательного,  возведя человека к истинно  духовной целомудренной жизни, а достойнейшие, «те,  которые не осквернились с женами»  (Откр. 14, 4 ), достигшие  устроения истинного духовного девства, сподобляются наивысшей добродетели -  молитвы ЗРИТЕЛЬНОЙ.
      Молитва, по мере действия в ней слова, ума, сердца и Духа Божия, имеет соответствующие наименования. Она бывает СЛОВЕСНОЙ, УМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОЙ, УМНО - СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОЙ.
      Эти три вида молитвы доступны человеку в период его ветхой деятельности, то есть до всецелой преданности его в  волю Божию. Последующие два вида молитвы обретаются подвижником лишь по очищении сердца от страстей и греха и  именуются УМНО-СЕРДЕЧНОЙ САМОДВИЖНОЙ,  движимой Духом Святим,  и УМНО-СЕРДЕЧНОЙ ЧИСТОЙ,  или непарительной. Последняя есть истинно созерцательная молитва, вводящая все добродетели, будучи всем им матерью, до совершенства духовного целомудрия. Самые достойные, через эту молитву, приводятся к соединению души с Небесным Женихом в Единый Дух. Человек тогда обретает высший дар - молитву ЗРИТЕЛЬНУЮ. Тогда, соединившись с Господом, он зрит, уразумевая Великие тайны Божии и премудрость Его, прославляет всем своим духовным существом Святую Троицу, стяжав в сердце Бога.
       На пути к Богу молитва бывает неотложным духовным оружием ума, так как брань ведётся с духами тьмы, действующими через страсти, с самими страстями, с плотью и миром, которые, принадлежа земле, к земле и влекут. Молитва -  Меч духовный -  все эти полчища зла посекает, приводя в полное бездействие, обнажает бессилие злобы перед могуществом Божиим, даёт уразуметь немощь человеческую в борьбе со злом и изменяет само естество человеческое. Молитва неуязвимо  ведёт очищающийся ум, немощный сам по себе, но подкрепляемый Богом, и душу сквозь все смертоносные искушения, славя Бога - Всемогущего Творца. 

               

                ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

                Глава 1
         

                О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ             
                И
                БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ


 

   «От сердца бо исходят помышления злая» (Матфея 15-19) - ибо так прорекли уста Сладчайшего Господа Иисуса, Подвигоположника Начальника и Учредителя делания истинного покаяния. После падения, после того, как человек разлюбил свою злую несовершенную волю более всесовершенной воли Божией, злоба вошла в его сердце. Своеволие отдалило душу от Господа, и человек остался лишь со своими ничтожными силами. Ему надлежало противостоять злу, что без помощи Божией невозможно, а ум и душа человеческие, возлюбив своеволие, утратили свою светлость, а с ней способность различения добра и зла, утратили рассуждение, обнажающее козни дьявола. Неведение - чадо помрачённого ума, возлюбившего свою волю, - объяло ум и душу. Неведение породило сомнение, а отсюда произошло смущение, которое есть и мать, и дщерь всех страстных волн, вздымающихся в сердце человека.  Так корабль ума и души непрестанно погружается в море смущения, подтопляемый своеволием.
       Всё это произошло с человеком по причине помрачения ума.  Сердце наполнилось неестественными привычками- страстями, а последнее, укоренившиеся в сердце, срослись естеством человеческим и против желаний ума и сердца вовлекают человека в неподобающую ему страстную жизнь.
Сатана, будучи виновником и начальником тьмы, не замедлил явиться, властно действуя через помраченный ум на страстное сердце.  Так божественная обитель сердечная оказалось нечистой от страстной скверны. Человек пребывает в падении, ум и душа отклонились от естества, перешли в состояние  нижеестественное.
         Выйти из этого тяжёлого положения одними своими силами невозможно. Страсти получили силу естества, при этом сатана много сильнее и хитрее неопытного ума и перехватывает всякое человеческое намерение к добру, от чего человек иной раз, совершая, как ему кажется, добро, пожинает плод в виде усилившихся страстей. Бывает, что человек отчаивается в своем спасении и оставляет свои труды, а иногда, что уже хуже всего, накладывает на себя руки. Но следует знать, что в таком отчаянном положении человек оказывается только тогда, когда он ведет борьбу не именем Божиим, а пытается бороться собственной силой. Тот же, кто на Бога возложил свое упование,  тот силой Божьей побеждает, а, бывая побежден, он вновь встаёт и борется до окончательной победы.
    Тьмой неведения человечество было объято до времени  пришествия Христа...

Предание.ру - православный портал.



predanie.ru