Запас горючки лишним не бывает

Полковник Чечель
   [15.01.2020 08:46] Анатолий Хайрулин: Василий Васильевич, СПАСИБО! С удовольствием читаю ваши рассказы.

    Всомнилось - об инспекторах. Был у нас рейс Томск - Стрежевой - Тюмень. В Стрежевом, подсел к нам гл.инспектор из управления ГА г. Новосибирска. Мы не знали, что нам выпадет честь, слетать с инспектором. Погода была (скользкая). Топлива заправили на 600кг больше расчетного, но ограничение по взлётной массе НЕ НАРУШИЛИ. Неофициально нам разрешалось 200кг. Он, придя на борт, спросил: "Сколько?". Я ответил: "600кг". Забрал у всех свидетельства, и полетели в Тюмень.

     Подходим к точке (возврата), диспетчер говорит, что погода ухудшается. Мы ему - у нас (железный) запасной. При подходе к Тюмени, закрывается Тюмень. Пошли на (железный) запасной, но и он закрылся. Остался Свердловск, топаем  в Кольцово. Я то знаю, что топлива хватит. Инспектор сидит МОЛЧА. Загорается сигнальная лампочка, минимальный остаток топлива 500кг. Я так громко, чтобы все слышали: "А теперь, летим на моём топливе." Прилетели в Свердловск,зарулили на стоянку. Он раздал всем свидетельства, и МОЛЧА, вышел. Вот, как Господь учит таких людей.

    А топлива никогда не бывает много. И ещё один случай. Рейс Томск - Усть -Каменогорск - Алма-Ата. При заходе на посадку в Усть - Каменогорске, диспетчер выдал видимость 1500м вместо 150м. Посадку выполняли с выключенными фарами. На стоянке нас встретил инспектор Казахстана. Но всё обошлось, т.к. нашей вины не было и победителей не судят. Торец ВПП было  видно хорошо , а на стоянку, зарулить было сложней. Вот, два человека, а мышление - разное.

   Мне остаётся от лица авиационного народа поБлагоДарить Анатолия Мавлеевича Хайрулина за этот бесценный обмен опытом. Кому-то он может пригодиться, а возможно, и спасти жизнь. Что же касается Инспекторов, то надо учесть, что не все из них, как и собаки - друг человека...

   На фото - готовим себе замену...

    Благо Дарю, Василий Васильевич! Какая у нас красивая техника? Над домом, у нас  проходит трасса. Я всегда, провожаю взглядом самолёты. Несколько лет назад, даже прилетал объект, в виде светящегося, цилиндрической формы. Постоял над поляной, у калитки и с огромной, скоростью, улетел. Высота была, примерно 100 - 150м. Я первый раз , видел такое чудо. Как шаровая молния, но продолговатая.

    Василий Васильевич, я о пожаре на ИЛ -18. На взлёте загорелся двигатель. Экипаж  решил выполнить коробочку и выполнить посадку. Им не хватило 1,5 минуты. Отгорела плоскость, а если бы зашли с обратным курсом, остались бы живы.

    Василий Васильевич,Благо Дарю! Прочитал ваш рассказ и жду следующих. Всё родное, связанное с авиацией, всплывает в памяти и становится на ДУШЕ, ТЕПЛО.

П.С. "Василий Васильевич, 12-ую книгу получил, благодарю. Она выше всяких похвал, очень понравилась". С уважением, Ованесян Виктор Геворгович.(вот такая смс мне  сегодня прилетела по скайпу из Одессы от бывшего штурмана ГА).

   Рецензия на «Запас горючки лишним не бывает» (Полковник Чечель)

     Здравствуйте, Василий Васильевич! За топливо тоже вставлю историю из своего опыта. Надеюсь, что именно этот запас выручил экипаж Ан-26 от падения, а нас, диспетчеров, от позора и наказания. Дело было в начале 80-х годов. Редко, но бывают в Уфе туманы. Пришел грузовик, покрутился немного и принял решение идти в Челябинск. Пошел, ну и ладно, да погода у нас улучшилась. Проинформировали экипаж, фактически уговорили вернуться, а он уж сотню километров прошел. Экипаж развернулся, снижается и второй волной тумана нас опять накрыло. Что делать? Экипаж вслух не матерится, идет опять в Челябинск. Перед тем, как отдать Челябинску на связь, получаем от них известие, что и у них туман. Представляю, какие эмоции были в кабине, но мы крепко запереживали и не уходили домой до тех пор, пока этот борт не сел уже в Кургане. Потом разбирали между собой этот случай, конечно. Надеюсь, что именно "лишний" керосин в баках нас спас от больших проблем.

Владимир Лыгин   29.02.2020

  От себя могу добавить, за 37 лет лётной работы мне дважды приходилось видеть, как у себя  в кабине загораются аварийные лампочки, сначала "Топлива на 30 минут полёта", а потом "На 15 минут полёта". Очень неуютное зрелище, доложу я вам. А однажды, РСП вышло из строя, смог зайти и сесть только с пятого захода. Дело было на ИЛ-28, в условиях ниже своего минимума, а запасные тоже закрыло туманом. Так что поговорка: "Запас карман не тянет" - имеет большой смысл.