У врат обители святой. Гора Елеон

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фотоархив деятелей Русской Зарубежной Церкви. Лист 76

Фото:  Абдалла  Абу-элхава (? — ?) — дневной сторож в   Елеонском монастыре на горе Елеон. 60-е годы прошлого века. Фотоснимок  неизвестного автора хранится в личном архиве Холодюка А.Г.  Публикуется впервые.

Абдалла был сыном ночного сторожа  по имени Мусса  Абу-элхава (см.о нем материал автора:http://proza.ru/2020/02/25/975). Обоих можно условно причислить к "деятелям" РПЦЗ.

Каких-либо других сведений о стороже Абдалле не сохранилось. Его историю знает нынешний сторож  обители по имени  Иосиф, он же — правнук  покойного сторожа Муссы Абу-элхава.

Бывшая игуменья Моисея (Бубнова) некоторое время держала сторожем одного румына, открывшего в своем домике на территории обители своеобразный подпольный ларек, где он  занимался незаконной торговлей всяких сувениров, произведенных в Румынии и Израиле.  Он пытался сбывать товар всем паломникам, останавливающимся на ночлег на горе Елеон. Оставлял свое рабочее место у ворот и назойливо приглашал паломников в свой "ларек", демонстрируя им там свой "товар". По сути он был конкурентом церковной лавки, но прибыль собирал в свою черную кассу. Предпримчивый румынский сторож-торговец действовал, с его слов, "с благословения игуменьи".

Работа дневного сторожа и послушание вратарницы (привратник)  у главных ворот Елеонской обители считались ответственными поручениями. Роль сторожа на Елеоне  выполняли приглашенные  мужчины-арабы. Одним из них в 60-е годы был Абдалла. Он владел арабским и  английским языками, мог изъясняться на русском. Работал в тесном контакте с  привратником.

Послушание вратарницы (привратник)   поручалось вежливой и принципиальной  сестре.  Привратникам строго наказывалось никому чужому не открывать ворота и не пускать на территорию монастыря.

В его  истории  известен один  забавный случай, произошедший в первые годы существования на Елеоне женской обители. Однажды у ворот дежурила одна наивная сестра,  насмешившая прибывшего в обитель Начальника русской духовной миссии, архимандрита Леонида Сенцова. Помня о своем послушании, она не хотела его впускать на территорию обители. Когда же у ворот зашел разговор о том, почему всем без исключения вход в обитель воспрещен, сестра с улыбкой на лице проговорилась:

–Потому что сегодня у нас  игумен балуется в садике с сестрами…

– Как это… «балуется»!? – расширил глаза отец Леонид.

Далее ему как Начальнику Миссии дежурившая сестра все же позволила войти на территорию обители. Глава Миссии по достоинству оценил  импровизированный праздник русских сестер, организованный игуменом Парфением. Высокий гость  и сам  выпил на празднике несколько чашек чая с зеленым листом мяты.  Архимандрит Леонид одобрил в женской обители новую традицию - отмечать за чаепитием день рождения елеонских сестер.

Известен и трагический случай, произошедший у ворот обители во время  6-дневной арабо-израильской войны в 1967 году.   Елеонский монастырь попал тогда в самый эпицентр ожесточенной перестрелки и частично пострадал от обстрелов. В те страшные дни осколками разорвавшейся  мины была смертельно ранена в голову вратарница обители монахиня Евлагия (Евлалия).

В сложные годы разделения и конфронтации двух ветвей Русской церкви общение незнакомых и приезжих людей с  насельницами «белого монастыря", начиналось и быстро заканчивалось именно  у ворот Еленского монастыря. Дежурная  вратарница что-то отвечала незнакомцам  через маленькое окошко. На территорию обители впускали только тех, кто имел знакомых среди духовенства или сестер и предварительно договорился о встрече. Израильский исследователь Александр Занемонец (диакон) считает, что Елеонский монастырь напоминал в те годы «гетто»,  ибо  всерьез боялся действий Москвы, которая могла отторгнуть от РПЦЗ женскую обитель.

С середины 20-х и до конца 50-х годов сторожа и вратарницы  не открывали ворота Елеонского монастыря русскому игумену Серафиму (Кузнецов) , хотя он непродолжительное время числился духовником елеонских сестер. В 1923 году он  был запрещен одним иерархом РПЦЗ в священнослужении из-за личных взглядов на предмет объединения Зарубежной Церкви с Московской Патриархией. Игумен Серафим  до самой смерти испытывал непонимание и  гонения от соплеменников. Две верные этому игумену монахини Анастасия и Серафима покинули елеонские келии и подвизались  с батюшкой,  проживая в домиках греческого монастыря «Мужи Галилейские».

Сторожа и вратарницы  не пускали на территорию обители и схимонахиню Александру (Глазунова – урожд. Громыко Ольга Николаевна; 1888–1968), вдову русского композитора Александра Константиновича Глазунова. Известны и причины такого отказа – эта монахиня  встречалась с Патриархом Московским и всея Руси Алексием I и имела свой взгляд на раскол и разделение в Русской Церкви.

      *          *         *


                К 100-летию Русской Православной Церкви заграницей (1919 — 2019)

                О ПРОЕКТЕ  "ФОТОАРХИВ ДЕЯТЕЛЕЙ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ"


Проект "Фотоархив деятелей Русской Зарубежной Церкви " задуман  автором  в год 100-летия РПЦЗ с целью обнародования редких фотографий (с автографами и без них) известных клириков и  монашествующих РПЦЗ, ныне здравствующих или уже ушедших из жизни. Все фотографии хранятся  в  личном архиве Холодюка А.Г (Мюнхен, Германия). Многие из фотоснимков принадлежали  в прошлом старшей сестре (наместнице) Феоктисте  (Ягнам; 1924 — 2012), подвизавшейся  в Горненском  и Елеонском монастырях на Святой Земле. Часть фотодокументов  приобретена автором в  Иерусалиме, Цюрихе, Женеве, Нью-Йорке, Мюнхене и др.  Другие  фото  подарены людьми, пожелавшими остаться неизвестными.  Некоторые фотографии деятелей РПЦЗ сделаны самим автором.



От автора. Выражаю благодарность г-ну Леону Општейну (Opstein Leon; Мuenchen)  за оказание помощи в  подготовке к публикации этой  фотографии.