Книга По морям России - Ч. 25

Владимир Тяптин
Владимир Тяптин

Книга «По морям России»


   В 53-ю поэт. книгу Владимира Тяптина «По морям России» вошли 128 поэт. произведений, посвящённых всем омывающим Россию 13-ти морям (31 – Японскому, 27 – Чёрному, 18 – Баренцеву, 14 – Балтийскому, 10 – Охотскому, 9 – Карскому, 7 – Берингову, по 5 – Белому и Чукотскому, 4 – Каспийскому, по 3 – Морю Лаптевых и Восточно-Сибирскому, 2 – Азовскому), двум океанам, 13 морским портам. 12-ти полярным исследователям посвящены поэмы: С. Дежнёву, В. Берингу, Дмитрию и Харитону Лаптевым, С. Челюскину, Г. Седову, О. Шмидту, В. Баренцу, К. Вайпрехту, Ю. Пайеру, Д. Де-Лонгу, У. Мобилю. Охвачены 24 региона РФ. Всего в книгу вошли имена 146 человек, связанных с исследованиями Арктики и морей Дальнего Востока.

УТКИ В ЗАЛИВЕ ПОСЬЕТА

Эх, как мчится эта пара
Над весеннею водой!
Столько в их полёте жара,
Столько страсти огневой!
Ай да селезень! – Красавец!
И подружка хороша!
Как летят, другим на зависть!
Восхищается душа.
А вода! – Какие краски
В тех волнующих местах,
Где природа строит глазки,
Вырывая вздохи: «Ах!»
Край волшебный! Вспомнил детство
И прекрасные места…
«Где ты?» – «Рядом – по соседству
С твоим сердцем я всегда!»

10 сент. 2012 г.


ЖУРАВЛИНЫЙ ПОЛЁТ НАД ПОСЬЕТОМ

Журавлиный полёт над Посьетом
Будит в сердце восторг в час рассвета,
И в душе зазвенела струна
И запела об этом она.
До чего же разумна природа!
И восторг выражает свой ода:
«В небесах синих чудо парит
И с землёю на ты говорит:
И расцветка, и формы прекрасны.
Постарался Господь, это ясно.
Как за это не славить Творца?
И ему благодарны сердца».

10 дек. 2012 г.


УТРО НА ЯПОНСКОМ МОРЕ

Как нарядно глядится
Море в розовом ситце!
Машет ранняя птица
Сонным сопкам крылом.
Свет рассветный струится
Над прохладной водицей.
И зовёт пробудиться
Всё, что видно кругом.

Скоро, скоро проснётся
Лучезарное солнце
И тебе улыбнётся,
Милый Дальний Восток.
Ветер волны поднимет,
Сонный берег обнимет
И покой опрокинет
В мир забот и тревог.

И с Востока на Запад
Загремит день набатом:
«Пробуждайся, Россия!
Золотится восток».
Ах, как небо красиво!
Золотистое диво –
Дарит милой России
Солнце Дальний Восток.

17 сент. 2012 г.


ПЕРЕД ШТОРМОМ
В РАЙОНЕ НАХОДКИ

Море зашумело –
Шторм берёт разбег.
«Тихий» разыгрался –
Прячься, человек!
Прячься всё живое
От волны тугой –
Унесёт с собою
Цепкою волной.
Эх, любил я в детстве
Слушать, как шумит
Море по соседству,
Как оно гремит.
Не люблю я заводь.
Подавай мне шторм.
Эх, ты, моя память!
Эх, морской простор!
Всё кругом грохочет,
Воет и гремит.
Ветер зло хохочет,
Душу леденит.
Эх, идёт поруба!
Разошёлся гром
И наотмашь рубит
Небо топором.
Молнии сверкают,
Бьют волну огнём.
Страху нагоняют.
Жуть одна кругом.
А потом, бывало,
Сполохи уйдут –
Океан устало
Поднимает грудь.
На песке, на скалах –
Из глубин трава
И всё то, что ярость
Сдала на дрова.
Ярость затухает.
Гнев меняет лик.
Злоба отступает –
Океан велик
В милостях и гневе,
В красоте своей.
«Тихий», в самом деле,
До грядущих дней.

22 июля 2012 г.


ШТОРМ НА ЯПОНСКОМ МОРЕ

Ах, вы, волны! Мать честная!
Как бушуют и кипят!
Эх, погода штормовая!
Эх, какая благодать!
Не терплю покой и скуку.
Шторм мне вечный подавай!
Вспомнил, как спешил я к другу –
Шторм кипящий – сердцу рай.
Мать моя – седое море,
А отец мой – океан.
Там, на «Тихом», на просторе
Рос я, резвый мальчуган.
И теперь, на волны глядя,
Вспоминаю, как они
Доставляли сердцу радость
В молодые мои дни.

2 июля 2017 г.


ЧАЙКА НАД ЯПОНСКИМ МОРЕМ

Чайка, словно буревестник,
Над волнами рвётся ввысь.
Ах, какой прекрасный вестник,
Что кипит на море жизнь!
Не терплю покой и скуку –
Шторм и бурю подавай!
Жизнь спокойная – не в руку.
Вечный бой – для сердца рай.
Дайте мне борьбу и битвы
Со вселенским подлым злом.
Богу тихие молитвы
Не по мне. Эй, где ты, гром?

28 июня 2013 г.

   Художественное оформление книги выполнено Засл. художником РФ, автором Герба и Флага Удмуртской Республики, лауреатом Гос. премии УР Юрием Лобановым. В овале – на фотографии хабаровского фотомастера Виктора Алеветдинова – трёхмачтовое парусное судно в гавани Владивостока.