Большой Сфинкс и Христианство

Борис Романов
(Икона Богородицы Неопалимая Купина (Изображение из открытых источников)

Над изображениями евангелистов мы видим связанные с ними ещё в раннем христианстве символы. При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн. Но Человек (Ангел), Орёл, Лев и Бык (Телец) - это ещё и символика Сфинкса.

Первые две части этой статьи смотрите здесь:

Большой Сфинкс, Гермес Трисмегист, и Христианство. Часть 1 (Большой Сфинкс) http://www.proza.ru/2020/02/18/1359

Большой Сфинкс, Гермес Трисмегист и Христианство. Часть 2 (Гермес Трисмегист) http://www.proza.ru/2020/02/18/1659

Итак, в религиозно-мистической литературе Эллады египетские боги Тот (и Гор, и Ра) отождествлялись с Гермесом под именем Гермеса Трисмегиста («Триждывеличайшего»), — царя, законодателя и жреца. В наследующей грекам римской мифологии Гермес Трисмегист отождествлялся с Меркурием, посредником между Солнцем и Луной (между Духом и Душой), посредником между людьми и богами. В гностической традиции, берущей начало из ересей раннего христианства (и дожившей до наших времен), Гермес причисляется к реальным (историческим) героям, Великим посвященным, в ряду которых, в хронологическом порядке: Рама, Кришна, Гермес, Моисей, Орфей, Пифагор, Платон и (прости Господи за повторение ереси!) Иисус Христос [Шюре Э. Великие посвящённые Очерк эзотеризма религий. — СПб, Азбука, 2009]. . Но о ересях и христианстве мы еще расскажем позже.

В свою очередь (углубляясь в древний мир) вспомним, что Тот-Гермес (Трисмегист) связан со сфинксами и пирамидами Египта. Во-первых, древнейшим культом почитания камня (гермы), во-вторых, мистерией перехода души умершего в иной мир (возможно, в том числе и для этого обряда и строились пирамиды). Наконец, в-третьих, Тот-Гермес был связан с изначальными тайнами счета и письма (Он — изобретатель алфавита и цифр; затем — мер и весов, покровитель наук и искусств ) В общем, всего того, что воплощалось затем в пропорциях и тайнах пирамид. Известно, что саму Великую пирамиду Хеопса в Гизе (высотой 147 м) многие религиозные традиции называют «гробницей Еноха» (в иудаизме), «гробницей Идриса» (Идрис — Енох в исламской традиции), «гробницей Сета» и, наконец, «гробницей Тота-Гермеса»:

«Его величество царь Хеопс потратил все свое время, пытаясь отыскать тайные гробницы святилища Тота, чтобы создать такие же в своей собственной пирамиде» («Весткарский папирус», Берлинский музей).
По преданиям, самый первый сфинкс (Большой Сфинкс на плато Гизы), не был вытесан самими египтянами, а был найден ими в толщах намытых Нилом песков, — гностики считают его «подарком» спасшихся при гибели Атлантиды тамошних жрецов, передавших свои тайны первым жрецам Древнего Египта. Однако тайны этого Большого Сфинкса не раскрыты до сих пор. Как отмечали многие исследователи уже в XIX веке, тайны пирамид могут быть заключены не только и не столько в скрытых в них гробницах и свитках или надписях, сколько в пропорциях и структуре. Теперь мы знаем, что гробниц фараонов в этих пирамидах никогда и не было.

Тайны и мифы Египта, тайны и мифы Эллады. Какое отношение они имеют к христианству? Не занимаемся ли мы сейчас тем, что называется «неоязычеством»? Не пытаемся ли (вольно или невольно), пренебрегая христианскими основаниями и историей христианского Санкт-Петербурга, — города, названного в честь Святого апостола Петра, — навязать читателю «неоязыческую» философию? Нет, не пытаемся.

БОГ СЛОВА
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», — так начинается Евангелие Иоанна, любимого ученика Иисуса Христа, самое загадочное из всех четырех канонических Евангелий и, как известно, самое близкое православному миру.

И в древнеегипетской, и в древнегреческой традициях Тот-Гермес (Трисмегист) — изначально бог Слова, изобретатель алфавита и цифр; затем — мер и весов, покровитель наук и искусств. Даже в позднейшей римской мифологии, где плутоватый Меркурий связан с торговлей и путешествиями, сохранился миф о первых деяниях этого божества:

«Люди много веков назад жили без городов и законов, говоря на одном языке, под властью Юпитера. Но когда Меркурий перевёл языки людей, отчего переводчик называется герменевтес (ведь Меркурия по-гречески зовут Гермес), и когда он же разделил народы, тогда между смертными начался раздор, что не понравилось Юпитеру».

Согласно «герметической гностической космогонии» (см. "Страсбургская космогония"), бог Гермес был богом-прародителем. По велению своего отца Зевса, передавшего ему золотой жезл, он сотворил сей мир. Обратив к четырем стихиям свое Слово Творца и коснувшись их своим жезлом, он укротил их извечную битву, и каждая из стихий удалилась на предназначенное ей место; разлитый же всюду огонь сосредотачивается в эфире. Так появляются единство и порядок. Отныне они будут сходиться во имя любви, а не раздора. Создав небесную твердь со светилами небесными и приведя их во вращение, Гермес создал семь поясов небес с их звездами-властителями. Посреди он воздвиг Землю, которую опоясал рекой-Океаном, но Гелиоса-Солнца и Селены-Луны еще не было.

Откройте первую Книгу Библии (Бытие) и сравните порядок сотворения мира с текстом Страсбургского папируса — вы убедитесь, что порядок один и тот же. Отметим еще, что, согласно этому папирусу, Гермес осуществляет миротворение и обустройство созданного им мира не один: рядом с ним его сын — крылатый Логос. Эти отмеченные нами выше (и ниже) интересные параллели приводит Н. В. Мамуна в своей книге «Зодиак богов» [Мамуна Н. В. Зодиак Богов. М., 2000]. Логос, Слово — «В начале было Слово, и слово было у Бога»!

Можно найти еще много параллелей между древнегреческой мифологией Гермеса-Логоса и Ветхим и Новым Заветами. Это и нередко встречающееся в мифах о Гермесе-Меркурии определение filius — сын, и миф о рождении Гермеса-Меркурия в Киллене в пещере и среди пастухов. Это и встречающиеся крестообразные символы, и его трехглавые изображения, и определения «Трицефалус» (троичный) и «Трисмегист» (триждывеличайший) — аллюзия со Святой Троицей. Через своих оракулов Гермес-Меркурий возвещал:

«Я есмь тот, кого вы называете Сыном Отца… Покидая Царя Небесного (Солнце), Я прихожу на помощь вам, смертные».
Наконец, в астрологии Меркурий более всего связан со знаком Девы, что также роднит дохристианскую, «языческую» мифологию с книгами Ветхого и Нового Заветов. Говоря обо всем этом, мы ни в коей мере не пытаемся представить Иисуса Христа в ряду «Великих посвященных» или «Великих Пророков» (Рама, Кришна, Гермес, Моисей, Орфей, Магомет), как это делают известные теософы и оккультисты, от Е. Блаватской и Э. Шюре до современных их последователей. Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель, был распят, умер и воскрес — вот почему Его история уникальна, и Он не может быть поставлен в один ряд с кем бы то ни было из мифологических, легендарных, или реально живших на земле Пророков и «Посвященных». Однако в Его жизни и в истории становления христианства удивительным, поистине чудесным образом воплотились главные черты всех прежних божественных мифов, — и Египта, и Персии, и Эллады. Древнее «язычество» предчувствовало будущее явление Спасителя, а на рубеже новой эры (уже более 2000 лет назад) мудрецы Востока уже и ждали Его явления в Иудее.

Большой Сфинкс и Христианская символика
Теперь о сфинксе. Вот уж, кажется, чисто «языческий» персонаж. Однако вряд ли профессиональные историки и исследователи раннего христианства будут спорить с тем, что образ египетского сфинкса через греческое посредство вошел, например, в христианскую иконографию [Рак И. В. Мифы Древнего Египта. СПб., 1993]. Широко известен иконографический тип «Неопалимая купина», иконы Богоматери (см. изображение в начале статьи).

В центре восьмиугольника — Богоматерь с Младенцем Христом. Сам восьмиугольник символизирует неопалимую купину — горящий куст терновника, из которого раздался голос Бога, повелевавшего Моисею вывести евреев из Египта. В четырех вершинах восьмиугольника (по углам квадрата) на таких иконах изображаются евангелисты Марк, Матфей, Иоанн и Лука, причем изображаются они соответственно в образах льва, человека, орла и быка, или против каждого евангелиста помещается соответствующий символ. Но ведь именно эти четыре существа слиты в мифологии и образе сфинкса! Заметим также, что символы льва, человека, орла и быка соответствуют астрологическим символам зодиакальных знаков Льва, Водолея, Скорпиона (Орел — другой, высший символ этого знака) и Тельца. Евангелисты во внешних углах иконы символизируют мудрость познания Бога Слова. Напомним также, что Гермес-Меркурий часто изображался в греческой и римской мифологии в образе бога-младенца. Иконография типа «Неопалимая купина» является канонической, никто из Отцов Церкви не считал и не считает ее ересью.

Вообще об этих символах доктором исторических наук А. В. Подосиновым написана хорошая книга, которая так и называется — «Символы четырех евангелистов. Их происхождение и значение» [Подосинов А. В. Символы четырех евангелистов. Их происхождение и значение. М., 2000] , в ней убедительно показана связь этих символов с древними верованиями разных народов. В христианстве символика сфинкса — льва, человека, быка и орла — была впервые связана с евангелистами во II веке н. э. Иринеем Лионским (130–202 гг.). Он был учеником Поликарпа Смирнского, который, в свою очередь, был учеником Иоанна Богослова, — единственного из двенадцати апостолов, дожившего до глубокой старости (умер предположительно в начале II века н. э.), — четвертого евангелиста, любимого ученика и апостола Иисуса Христа.

Таким образом, говоря о сфинксах и пирамидах, о Тоте и Гермесе, мы не «подрываем» христианские основы, а лишь устанавливаем связи времен.

Конечно, все мои высказывания и комментарии — не более чем мои личные оценочные суждения, и я не претендую на знание абсоютной истины.