Механистическая душа мироздания

Дмитрий Сергеевич Булатов
Думаю будет лишним повторять, что сам я Постгуманианин. И, если вы были знакомы с моей верой до прочтения этой книги, вы уже знаете, что я отрицаю сверхъестественных, мистических богов, и мистическую душу. Но, это вовсе не значит, что термин "душа", не применим в моей вере. И сейчас я хочу рассказать вам о такой душе, я хочу рассказать вам о гилозоизме (одушевлении вселенной), в моем представлении. И о моих воззрениях на механистическую душу.

Гилозоизм, понятие очень интересное, оно берет свое начало, в философских школах 17 века. По своей сути, гилозоизм, это учение о одушевленности всей материи пантеистической вселенной. Но надо понимать, что люди относящиеся к пантеизму, воспринимают одушевленность по разному.

Так многие из приверженцев гилозоизма, представляют себе эту мировую душу - мистически. Подобно душе из современного Авраамизма. Люди представляющие себе эту душу, считают, что мир делится на две составляющие: материальную и духовную. Материя сама по себе не жива, но наделена духом, который дарует ей жизнь и ее физические и химические свойства.

Я же отрицаю подобное направление, так как этот взгляд на гилозоизм - мистический, я же не мистик вовсе. Но как я могу быть приверженцем гилозоизма, и при этом не верить в мистическую душу? Вот тут я и ввожу термин "механистическая душа". И постараюсь максимально просто разобрать, что я имею в виду, на примере микро и макро миров.

Возьмем самый простой организм на земле - микроб. Мы имеем маленький организм, который ведёт себя как живое, он перемещается к теплу, свету, пище, питается... Хотел сказать размножается, но это частное свойство биологических организмов, а ниже речь пойдет и об организмах не биологических.

Так вот, люди с мистическим мышлением, видят кусочек материи наделенный живой душой. В их представлении, эта белковая капля ведёт себя так потому, что наделена некоей субстанцией, которую вложил в неё, либо Яхве, либо какой либо иной мистический бог. И вот эта мистическая, дарованная богом душа, принимает решения - куда плыть капле, и что, и как поглощать этой капле. Это представление мистиков.

Но если мы препарируем микроб, мы обнаружим там не душу, в любом виде мистики. А механистическое движение. Вполне себе неживые атомы углерода, азота, водорода, кислорода, которые с помощью самых обыденных, не мистических химических реакций образуют: ДНК, жир, белок, РНК...

Микроб питается не потому, что ему повелела некая волшебная энергия, а благодаря все тем же механистическим химическим реакциям. И перемещается микроб не благодаря мышлению мистической сущности, а потому, что концентрация питательных веществ, тепла, или света, производит в его жгутиках химическую реакцию (если мы о жгутиковых), что приводит к движению в область раздражителя (источника питания).

Поскольку я не биолог, и не химик, подробно вникать в это не буду. Однако биохимики уже подробно описали, как без всякой мистики работает жгутик. И как итог, что мы видим? Мы видим машину, химическую машину, свойства которой позволяют нам видеть в ней её "живое", "одушевленное" поведение. И так, живое поведение клетки вызвано ее механистической реакцией.

Эти реакции протекают всюду в биологии, переходя от микро уровня клетки, к макро уровню крупных организмов и их органов. Так, механистичность одной клетки, в сумме таких живых клеток, порождает наше сознание. А сокращение мембран, в стволе подсолнуха, приводит к повороту его цветка вслед за движением Солнца. Неосведомленный человек решил бы, что подсолнух поворачивается сознательно. Да и что греха таить, люди веками так и думали, и многие мистики до сих пор склонны к "сознательному выбору души" подсолнуха.

И так, это явление, я называю механистической душой. Объекты лишенные всякой мистики, при правильном взаимодействии, рождают "живое", казалось бы одушевленное поведение. Но видим ли мы эту "жизнь" в других, не биологических объектах? Да видим. Мы можем наблюдать эти явления на уровне астрономических объектов, таких как планеты, и Земля в частности, звезды, галактики... Да и сама Вселенная испещрена такими событиями, что её поведение попадает под определение жизни, данное в первой главе.

Глядя на Землю из космоса, и верующий Аврамист, и атеист, видят мертвый кусок камня, с расплавом внутри, покрытый биологической жизнью. Но так ли это? Можно ли увидеть в планете признаки механистической "жизни", механистической "души"? И я отвечаю - можно! И одно из доказательств тому - биогеоценоз.

Планета по сути, представляет собой огромную каплю, как и биологический микроорганизм. Эта планетарная капля "питается", она поглощает космическую пыль, солнечный свет, радиацию, она взаимодействует с  другими телами с помощью гравитации, и приливных сил. Она взаимодействует электромагнитно. То есть, Земля не статический объект.
На поверхности планеты, и в ее недрах, идет метаболический процесс. Органическая жизнь порождает ископаемые: уголь, нефть, торф. Рождает почвенный покров, преобразует скалы, образует залежи меловой породы и тд. Также, огромные массивы этой породы, в ходе геологических процессов попадают в мантию планеты, где они в ходе воздействия сверхтемператур и высокого давления перерабатываются, и выбрасываются обратно на поверхность, в ходе вулканической активности.

Вместо статических процессов, в устройстве этой капли (Земли) мы можем наблюдать процессы, подобные динамическим свойствам живого организма, того же микроба. И, этот планетарный организм (Земля), с помощью естественных физических, геологических, биологических и химических процессов, настолько отлаживает метаболические реакции, что является пригодным для известной нам биологической жизни. Мы видим как кругооборот биогеоценоза замкнулся. Мы видим механистическую "одушевленность" (именно в кавычках).

Следующим этапом, на нашем пути идут другие астрономические объекты. К примеру газовые гиганты, или звезды. Такие объекты как Юпитер и Солнце. Метаболизм в этих сложных и опасных мирах, не похож на метаболизм Земли и её биогеоценоз. Но он всё же существует, эти объекты механистически не статичны. То же самое можно сказать и о Солнечной системе в целом, и о галактике, и даже о самой вселенной.

Но ограничивается ли все объектами больше микроба? Что если атомы и субатомные частицы тоже ведут себя как организмы? Так наблюдая с помощью технических средств структуру атома, мы можем видеть в нём потенциальную динамику, вместо статики. Атом может делиться на меньшие фракции(изотопы), подвергаться слиянию, принимать и терять электроны в своей структуре, что приводит к ионизации, или химическим связям. Ядра атомов находятся в постоянной динамике, поглощая и теряя кинетическую и тепловую энергии. То есть, наблюдая атом, мы видим опять же механистическую "одушевленность", динамику.

Кто-то из вас наверняка заявит, что перечисленные явления - не биологическая жизнь. Да, это не биологическая жизнь. Но вспомните первую отсылку к клетке, живая клетка тоже состоит из "не живых"(в понимании биологии) образований, но мы называем её свойства жизнью. И пример с Землей, Юпитером, Солнцем, Солнечной системой, галактикой, Вселенной, и её микро-частью атомом, тождественны между собой.

А значит мы видим жизнь. И не смотря на то, что мистической, воображаемой души сущности не существует, мы может видеть в этих объектах "механистическую душу", динамику, и обменные процессы, в каждом объекте во Вселенной, и мультивселенной. Да это не религиозная душа, но термин имеет право на существование, как и само течение гилозоизма.