Когда медициной руководят бухгалтера

Александр Щербаков 5
Я долго проработал в медицине, причем в практической, как принято говорить. Не преподавал в институте, не занимался наукой в каком-нибудь НИИ, а работал в больницах, а потом был приглашен на должность заместителя заведующего отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома.  И более 10 лет проработал в штабе отрасли территории, по площади больше Германии и Швейцарии вместе взятых,  в некоторые районы которой только самолетом можно долететь.   Мне не за красивые глаза присвоили высшую категорию врача по организации здравоохранения и социальной гигиене.  Поэтому я с высоты и прожитых лет, и личного опыта могу  оценивать деятельность Министерства здравоохранения России.

Уже не раз я высказывался весьма критически в адрес Минздрава, который возглавляла Скворцова. Она не работала в практическом здравоохранении, консультация больного как доцента или профессора не идет ни в какое сравнение с деятельностью врача поликлиники или стационара.  И большинство специалистов Минздрава были оттуда – из институтов и науки.  Доктора и кандидаты наук знали очень поверхностно медицину страны, разве что московское здравоохранение знали.  Поэтому экономия на медицине, как того требовал премьер-министр Медведев, привело к так называемому «упорядочению», когда закрывались ФАПы и участковые больницы на селе, больницы и поликлиники в городах,  и доступность медицинской помощи оказалась хуже, чем нужно для населения.  Снизилось  количество врачей, упала квалификация многих из них.  А уж о материальной базе лечебно-профилактических  учреждений и говорить совестно.  Недавно новый премьер-министр Мищустин и министр здравоохранения России Мурашко побывали в больнице скорой помощи в городе Кургане, некоторые отделения которой не ремонтировались по 30-40 лет.

Так что данные проверки учреждений здравоохранения, недавно утвержденные Счетной палатой, только подтверждают мои выводы.

Счетная палата России по итогам проверки пришла к выводу о низкой доступности услуг в сфере детского здравоохранения, недостаточной квалификации врачей и плачевном состоянии поликлиник.

«Доступность услуг в сфере детского здравоохранения пока не соответствует требуемому уровню. Квалифицированных специалистов-педиатров в регионах не хватает, а состояние большинства зданий, используемых под детские поликлиники, не может обеспечить детям необходимый комфорт», — говорится в отчете Счетной палаты о результатах оценки эффективности расходования в 2018—2019 годах средств федерального бюджета на развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений.

По данным ведомства, на 1 января 2019 года из 116 тыс. 865 зданий, в которых оказывается медицинская помощь, 14% находились в аварийном состоянии, в 30,5% отсутствовал водопровод, в 52,1% — горячее водоснабжение, в 41,1% — центральное отопление, в 35% — канализация, в 47% не обеспечивалась доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Таким образом, в СП констатировали неудовлетворительное техническое и санитарное состояние зданий. Хочу немного прокомментировать этот раздел выводов счетной палаты.  Насчет аварийного состояния учреждений здравоохранения не стоит говорить, там и  так все ясно.  Но вот про отсутствие водопровода, горячего водоснабжение, центрального отопления и канализации  что можно сказать. Уверен, что все эти учреждения расположены в селах,  где провести горячее водоснабжение и централизованное отопления будет стоить дороже, чем весь населенный пункт, где эти учреждения расположены. Видимо, москвичам невдомек, какие расстояния в той же Сибири ли на Дальнем Востоке.  Я могу ошибиться, но не намного, в цифрах, сказав, что содержание 1 больничной койки в Хабаровске обходилось в сто раз (!!!) дешевле, чем 1 койки в ЦРБ поселка Охотск. Попробуйте завести стройматериалы, оборудования, рабочую силу в какой-нибудь отдаленный поселок, которых очень много в нашей стране.  Это обойдется в копеечку, а ведь строительство еще и не начиналось.  А с учетом, что большинство наших регионов дотационные, не найдется таких денег в местном бюджете.

Продолжу цитирование.

Однако, говорится в отчете, при разработке ведомственной целевой программы «Развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций», действующей в 2018—2019 годах и соответствующего федерального проекта Минздравом и субъектами РФ «не анализировалась реальная потребность в финансовом обеспечении мероприятий, направленных на развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь». Даже выделенные финансовые средства на целевые программы освоены не полностью, свыше 1 триллиона рублей так и остались в бюджете.

Другой проблемой, выявленной Счетной палатой, является недостаток квалифицированных кадров. «Не хватает врачей узкой специализации, оказывающих медицинскую помощь детям. Педиатрическая служба недостаточно укомплектована, а более 7% педиатров не имеют необходимой квалификации», — отметили в ведомстве.

В частности, анализ статистических данных свидетельствует о снижении в 2018 году (по сравнению с 2017 годом) численности врачей, среднего и младшего медицинского персонала.

В качестве решения этой проблемы Счетная палата предлагает правительству поручить Минздраву организовать проведение мероприятий, «в том числе в части создания единой базы трудоустройства выпускников медицинских образовательных учреждений (профессионального регистра на основе Федерального регистра медицинских работников), распределения лиц, обучившихся за счет федеральных средств и средств субъектов РФ, в практическое здравоохранение в целях ликвидации кадрового дефицита».

Опять хочется прокомментировать. Ну, создадут базу данных, а дальше что. Количество выпускников ВУЗов на бюджетных местах  в России мало,  да и отправить такого начинающего врача по распределению, как это было в советское время, весьма сложно, всегда находятся ходатаи.  Мол, нарушаем Конституцию России.  Их и в городские муниципальные учреждения не заманишь, а тут отдаленное село, где плохие условия работы и нет жилья.  Нет, разрушив советское здравоохранения, которое было признано лучшим специалистами Всемирной организации здравоохранения в плане доступности и качества медицинской помощи, мы и пожинаем то, что написала счетная палата. Помню, что в годовом отчете за 1990 год наш Хабаровский крайздравотдел сообщал в Министерство РСФСР, что нет фельдшера всего в одном ФАПе из-за того, что выпускница  медучилища ушла в декретный отпуск.  Да, временами появлялись вакансии, но чтобы коэффициент совмещений среди врачей был 2,7, а среди средних медработников – 2,5, такого никогда не было.  Укомплектованность кадрами врачей составляет в некоторых регионах  чуть больше 30%, как я прочитал в одном из отчетов все тоже Счетной палаты.  Дальше, как говорится, ухать некуда – тупик.

Выявлены проблемы нормативно-правового регулирования, говорится в отчете. «Так, одной из важнейших составляющих процесса развития материально-технической базы детских поликлиник является внедрение стационарозамещающих технологий (дневной стационар поликлиники, стационар на дому) в амбулаторном звене. Однако в федеральном проекте “Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям” такая задача не поставлена», — констатировали в ведомстве.

Счетная палата также обеспокоена сохраняющимися рисками по доступности оказания медицинской помощи.
Так, не имеют доступа к первичной медицинской помощи в шаговой доступности (хотя бы в течение часа) 16% населенных пунктов с численностью до 100 человек и 5,2% населенных пунктов с численностью от 100 до 1 тыс. человек. Вот результаты «оптиматизации»  лечебной сети, которую так настойчиво проводил Минздрав России, выполняя указания Международного валютного фонда. 

«Кроме того, в марте 2019 года из госпрограммы “Развитие здравоохранения” была исключена цель “Повышение к 2025 году удовлетворенности населения качеством медицинской помощи”, что не позволит органам исполнительной власти своевременно оценить актуальные проблемы и принять рациональные решения, направленные на повышение доступности и качества оказания медпомощи населению», — считают в Счетной палате.

Там рекомендуют правительству поручить Минздраву России рассмотреть вопрос о корректировке параметров федерального проекта в части дооснащения детских поликлиник (отделений) медицинскими изделиями и реализации организационно-планировочных решений внутренних пространств для комфортного пребывания детей с учетом анализа реальных возможностей субъектов, а также о включении в проект задачи и мероприятий по внедрению стационарозамещающих технологий.

Также Счетная палата рекомендует кабмину поручить министерству проработать вопрос об организации мероприятий по сбору и обработке сведений об удовлетворенности населения качеством медпомощи.
Объектами экспертно-аналитического мероприятия были высшие органы исполнительной власти 85 субъектов РФ (по запросу ведомства), а также Минздрав. Проверка проводилась с 31 мая 2019 года, отчет утверждён коллегией Счетной палаты 11 февраля.

Резюмируя все сказанное в отчете Счетной палаты скажу, что ничего нового и уж тем более революционного они не предложили. Это знали все организаторы здравоохранения уже в конце 90-х годов, но неумная политика министров здравоохранения России, некоторые из которых не были врачами, как Зурабов (кибернетик), Голикова (финансист), или были научными работниками, как Воробьев, Дмитриева,  Рутковский, Скворцова,  или вообще были из военных врачей, как Нечаев, Шевченко, привели отечественное здравоохранение к катастрофе с оказанием медицинской помощи в стране.