О человеке современной Телеханщины

Татьяна Цыркунова
Моя задача не была бы до конца выполнена, если бы я не рассказала в этой книге о человеке, проживающем в настоящее время в Телеханах. Почему я хочу написать именно о нём?
Прежде всего, потому, что он значительно влияет на жизнь нашего посёлка или на окружающую нас среду, как принято говорить среди экологов.
Материал об этом человеке мне предоставила Светлана Андреевна, а я только оформила его по своему разумению.
Проезжая по улице Семнадцатого сентября, мы с  мужем всегда обращаем внимание на необычный дом, который там находится. Собственно, дом-то не представляет собой что-то из ряда вон выходящее, если бы не впечатляющая территория, которая его окружает.
Когда мы построили  коттедж в Гродно, я много сил и времени затратила на обустройство его территории.
У нас во дворе и за его пределами посажены туи с хвоей разного цвета, перед домом разбита клумба длиной пятнадцать метров, на которой высажены разные цветы.
Только клематисов у меня более десяти разновидностей, не говоря о других цветах. Плетистые розы разного цвета и видов достигают высоты трёх и более метров.
Мой муж шутит, что наша цветочная клумба «работает» с марта по октябрь.
 И это на самом деле так. В марте сквозь ледяную землю пробиваются первые трогательные «букетики» белоснежных подснежников Воронова.
Вскоре за ними расцветают  разноцветные крокусы, гиацинты, примулы разных видов, ранние сорта махровых нарциссов, тюльпанов, появляются розовые гроздья бадана, жёлтые головки дороникума.
В течение всего летнего периода поочерёдно цветут самые разные цветы.
 И так продолжается до поздней осени, пока не отцветают поздние сорта георгин и хризантем, и не сбрасывают гроздья своих красно-оранжевых соцветий-колокольчиков мощные литовские лианы.
Скажу больше, я постоянно выращиваю разные туи и самшит из срезанных веточек, и научила этому  искусству своих подруг. Ни один наш приезд в Телеханы не обходится без того, чтобы я не везла в горшочках туи, или декоративные кустарники, или цветы.
Я не стала бы здесь хвастаться тем, что у меня такая «зелёная» рука,
если бы это напрямую не касалось данного рассказа.
Из всего сказанного выше, становится понятным, что я не могла не обратить внимание на красиво оформленную различными видами зелёных насаждений территорию дома на улице Семнадцатого сентября.
Я помнила, что в этом доме когда-то проживала семья моей одноклассницы – Житенёвой Валентины Алексеевны, а  младшая сестра её – Мария, насколько я запомнила, училась в одном классе с моей младшей сестрой Нелли, так же, как и старший  брат – Миша учился в одном классе со старшей нашей сестрой Марией.
 Семья Житенёвых – Алексея Ивановича и  Зинаиды Павловны была многодетной. Дети семьи Житенёвых: Николай, Михаил, Алексей, Валентина, Мария, Анна, Леонид.
Это я помнила с детства, да и Валя Ярмолович мне  кое-что подсказала. Она мне напомнила, как все  мы  тяжело переживали  смерть  Анюты(так дома звали девочку) – младшей сестры нашей одноклассницы Валентины Житенёвой. Анюта умерла совсем маленькой.
С Валей Житенёвой мы учились в одном классе, но более близка мне была Катя Холодович, которая жила неподалёку от Житенёвых, тоже наша бывшая одноклассница. Катя Холодович была красивой девочкой.
 Темноволосая, кареглазая, со спокойным рассудительным характером. Какое-то время мы сидели с Катей за одной партой. К сожалению, Катя Холодович прожила короткую жизнь. Её уже нет среди нас.
Я поинтересовалась у Светланы Андреевны Крек, кто же ныне проживает в этом так заинтересовавшем меня доме? Она мне ответила, что в нём живёт Житенёв Леонид Алексеевич, младший брат моей одноклассницы.
Вот я и подошла к основной части моего рассказа.
Я вспомнила, что мой родственник – муж Нелли, Фурс Володя часто рассказывал мне, что  когда он приходил за  цветами  к Житенёву, чтобы поздравить свою тёщу, мою маму, или моего отца, с каким-то праздником, то Леонид Алексеевич всегда давал ему  цветы.
Предложенных Володей денег он никогда не  брал,   а всегда давал цветы бесплатно. Этот рассказ Володи мне сразу вспомнился, когда я прочитала материал, отданный мне Светланой Андреевной.
 И я выражаю свою глубокую благодарность этому незнакомому мне человеку на страницах данной книги. От души желаю ему, чтобы то добро, которое он творит, всегда возвращалось к нему многократно усиленным.
Житенёв Леонид Алексеевич родился 11 июня 1962 года в наших Телеханах, в семье Алексея Ивановича и Зинаиды Павловны Житенёвых. Семья была многодетной, герою этого рассказа приходилось много работать с раннего возраста.
В 1979 году он окончил Телеханскую среднюю школу и поступил в Белорусскую ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственную академию на агрономический факультет.
После окончания академии с 1984 года по 1989 работал агрономом в колхозе «Россия», а в том же 1989 году Леонид Алексеевич пришёл работать в Центр детского творчества, как руководитель натуралистических кружков.
О том, что этот человек талантлив, не требуется никому доказывать, достаточно любому, самому отъявленному скептику, взглянуть  на  его  усадьбу,  утопающую  в  прекрасных  растениях.
 А ведь по плодородности земля в наших Телеханах оставляет  желать лучшего.
 Я  сравниваю землю Гродненщины и Телехан. На Гродненщине земля плодородная, хорошо сохраняет влагу, мой муж не успевает подстригать ветки  на  туях,  которые уже вытянулись почти «до неба».
 А  в  Телеханах  посаженные  мною туи еле-еле прибавляют в росте несколько  сантиметров  в  год, несмотря на то, что семейство Фурс, которое всё лето про- живает в нашем родительском доме, регулярно поливает и подкармливает мои посадки.
Леонид Алексеевич, по моему мнению, один из тех людей, которых «поцеловал Бог», так называют людей особенно чем-то одарённых.
 Натуралистическая работа, которой он заинтересовал телеханских детей, дала великолепные  результаты.  А  кроме этого, он проявил себя на новом поприще, как талантливый педагог, учёный-агроном и прекрасный организатор.
 И в этом нет ничего удивительного, ведь всем известно, что талантливый человек талантлив во всём. Это как звенья одной цепи.
 Таким образом устроено мышление талантливых, поцелованных Господом людей, представляющее собой своеобразный ЦУП, так я всегда называю мозговую деятельность одарённого человека.
 Мне кажется, что эта аналогия с центром управления полётами, пользуясь космической терминологией, наиболее точно отражает и скоординированность, и целеустремлённость, и результативность, и подвижничество в работе таких, отмеченных самой матушкой-природой, людей.
Леонид Алексеевич привлёк к научно-исследовательской работе телеханских детей, а также ребят из окрестных деревень.
В 1994 году в Центре детского творчества под руководством Житенёва Леонида Алексеевича организуется научное общество
«Колос».
 Не кажется ли вам, уважаемый читатель, что и фамилия этого человека говорит сама за себя? Во всяком случае, он полностью оправдывает её своим трудом.
Дети изучали мировое разнообразие видов пшеницы, овса и проса в условиях Белоруссии.
В этом месте рассказа о  Житенёве  Леониде  Алексеевиче  я  хочу сделать небольшое отступление и поведать о своём личном наблюдении, касающемся непосредственно мирового разнообразия видов пшеницы.
В 2004 году вместе с мужем мы приехали в Сирию по приглашению его ученика доктора Мохаммада Хлейфа.
 Этот человек, к слову, учившийся в своё время на одном курсе с нынешним президентом Сирии Башаром Асадом в медицинском университете Дамаска, нашёл в Интернете данные о моём муже, обратился к нему за помощью и затем успешно защитил в Минске кандидатскую диссертацию под руководством мужа. Таким путём мы и попали в Сирию, но речь здесь не об этом.
Во время двухнедельного пребывания нашей семьи в Сирии, нам приходилось много ездить по этой стране. Побывали мы и в Дамаске, и в Пальмире, и в Латакии, и в Хомсе, и в Аль-Камышле, и в Дейр-эз-зоре.
Переезжая из города в город, иногда останавливались в дороге,  чтобы отдохнуть, перекусить, полюбоваться апельсиновыми и  лимонными рощами, зарослями опунции, стадами верблюдов   и т.д.
Кроме растения «верблюжья колючка», меня удивили дикорастущие виды пшеницы. Нам бы такую пшеницу!
 Зёрна этого дикорастущего растения на совершенно не обрабатываемой никем земле, не ведающей никаких удобрений, никакого ухода, чисто девственной земле, совершенно не тронутой цивилизацией, поразили меня не только своим размером, но  и  количеством зёрнышек в одном колосе.
 Назвать этого великана колоском, просто язык  не поворачивается! Мне подумалось, вот бы нам получить такие сорта пшеницы!
Вспомнила я при этом и экспедиции академика Николая Ивановича Вавилова в районы Средиземноморья и Северной Африки, Северной и Южной Америки, на территории которых он установил
 древние очаги формообразования культурных растений.
 Из своих далёких экспедиций этот подвижник привозил дикорастущие сорта злаков. Я рассказала о Вавилове своим спутникам, об обосновании Вавиловым учения об иммунитете растений, о его открытии закона гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов, о его многочисленных селекционных исследованиях, о работе Вавилова над выведением новых сортов пшеницы в России, о созданной его стараниями коллекции семян и т.д.
Доктор Мохаммад Хлейф внимательно выслушал мою длинную эмоциональную речь, рассмеялся и сказал:
– «Как видите, наша благодатная сирийская земля сама успешно занимается селекцией, и никакие научные работы  ей при этом не нужны»!
В его словах был резон, земля Сирии и в самом деле, очень плодородная, нуждается только в орошении, всё остальное она производит сама. Меня  удивил цвет этой необычной земли. Она была оранжево-красного цвета.
 Мне тотчас же вспомнился роман «Унесённые ветром» Маргарет Митчелл и красная плодородная земля Тары…
Однако вернёмся в наши Телеханы…
Дети под руководством Леонида Алексеевича собирали и изучали генофонд местных видов фасоли, исследовали флору нашей местности, занимались сохранением растений, внесённых в Красную книгу, осваивали основы флористики.
Работа, которую проводит Леонид Алексеевич, принесла обильные плоды в прямом и переносном смыслах.
 Его ученики ежегодно принимают участие в областных и республиканских научных конференциях биолого-экологического направления.
Итоги его работы подводить ещё рано, но сказать о  том, что  за период деятельности «Колоса» с 1994 по 2016 год члены научного общества были награждены двадцатью дипломами Управления образования Брестского облисполкома, тринадцатью дипломами Министерства образования Республики Беларусь, а восемь его учеников удостоены Премии специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов, стоит.
Многие ученики Леонида Алексеевича в настоящее время учатся в высших учебных заведениях, в аспирантуре, а некоторые уже стали научными сотрудниками и достойными работниками в аграрной области.
Вот фамилии тех ребят, которые окончили высшие учебные заведения аграрного профиля:
Бакай Вячеслав, Зубарев Андрей, Алексеевич Александр, Попко Владимир, Юркевич Алёна, Ковальчук Андрей, Вишневский Денис, Мялик Александр.
Этим подтверждается то, что занятия с такими людьми, как Житенёв Леонид Алексеевич, стали для ребят первой, но самой решающей ступенью в широкий научный мир.
Участие в таких кружках, какое бы название они не имели,
несомненно, помогло детям в выборе профессии, в становлении их, как личностей, и осознании будущих жизненных интересов.  А из этого комплекса и складывается в конечном итоге жизнь любого человека.
Такая подвижническая работа Житенёва Леонида Алексеевича не могла остаться незамеченной. Он многократно награждался Почётными грамотами Управления образования Брестского облисполкома, Министерства образования Республики Беларусь за вклад в воспитание подрастающего поколения.
В 2000 году Управлением образования Брестского облисполкома ему было присвоено почётное звание «Человек года» в области образования, а в 2012 году Леонид Алексеевич был награждён нагрудным знаком Министерства образования Республики Беларусь «Отличник образования», в 2015 году – Почётной грамотой Брестского облисполкома за личный вклад в развитие системы образования области.
Конечно, прекрасно, что труд этого необыкновенного человека отмечен официально, но мне представляется, что самое важное, что он сделал и продолжает делать, это то, что он насаждает
«доброе, разумное, вечное», в прямом  и  в  переносном  смысле  этих слов…
Я хотела бы написать об этом человеке, может быть, и гораздо больше, уверена, что он этого заслуживает в полной мере, но нахожусь в узких «рамках» того материала, который мне предоставлен Светланой Андреевной Крек.