Концерт памяти Анатолия Собчака

Мария Городецкая 2
Вместе с ипостасями С.Б. Безродная устремила взоры и в другую сферу  музыкальных шедевров для привлечения к продукции оркестра  все новых почитателей прекрасного. Хотя  и уже привлеченных тоже упускать из внимания нельзя было ни на миг. Ведь с каждым любителем этюдов Паганини на закуску после серенад Чайковского или Дворжака, которые не бежали из зала сразу же, а терпеливо высиживали еще полтора часа бисов, не утруждаясь вариантом просто не успеть в метро до его закрытия на ночь,  связывалось всегда огромное количество надежд. И иногда они даже ростки давали в виде приглашения всего оркестра не на банкет после удачного и длинного концерта, а давали призрачную надежду на новые концерты. Да не в России  даже, а далеко за ее пределами. И изредка такие обещания даже исполнялись тоже.

Так вот. Одна из идей внезапных, но от этого только еще намного больше интересных и удачных, была мысль, быстро обретшая черты реальности, играть и оперы на концертной сцене тоже. При этом ни одно вокалиста оркестру не требовалось совсем. Прелесть всей идеи состояла в исполнении музыки опер великих композиторов  усилиями одного лишь струнного оркестра. Ну... Вокалисты! С ними стало нам все понятно очень быстро. Но состав оркестра. Не все оперы легко могут в операх обойтись без звучания духовых инструментов, не помышляя уже про всякие там арфы и  подобные излишества. А ударные... Они ведь должны греметь в оркестре в самые драматические моменты, чтобы кровь быстрее стыла в жилах у посетителей концертов.

Несколько находок в репертуаре тем не  менее уже к этому моменту было. Но на этом остановиться без развития было абсолютно невозможно нам. Поэтому почти  для самого начала была выбрана для разогрева мысли, опера нашего русского гения
П. Чайковского "Пиковая дама". Решили сразу играть по крупной, а не пустяками должен был себя прославить наш оркестр. Перед этим уже делали попытки изобразить "Травиату" женским струнным составом. Но результат оказался кране жалким. Там без голосов вокала было почти нечего играть. И оркестр все отделение стоял на сцене, пиликая терции и сексты без огромного внутреннего смысла в них.

Но Чайковский! Он однозначно требовал много разных духовых. Пришлось, подобно Горбачеву, пойти на компромисс. Добавили немного флейт для колорита, усадили и гобои тоже, где-то сидела пара кларнетистов. Пришлось немного изменить количество валторн и тромбонов.Но появились и они. И немного шире, чем в бисах обычно, представить и группу. Ударных инструментов тоже. Наша обычная ударница, конечно, перешла к литаврам. Но пришлось привлечь еще немного разной мелочевки в виде барабанов и тарелок.

 Исполнять все это взялись музыканты "Виртуозов Москвы", с которыми в процессе жизни уже давно были налажены очень прочные связи у оркестра в целом и его главной руководительницы, в основном.

 Так на валторне взялся исполнять мотивы некий Петр Тучинский с сыном. Сам Петя еще и бывшим родственником мне в ту пору оказался. Хотя его сын тоже был Петром. И он даже мне был сродни племянника по моей двоюродной сестре.

 Старший Петр к тому времени уже успел развестись с моей двоюродной сестрой-виолончелисткой, которая и успела родить ему младшего Петра.Тот   тоже научился играть на валторне у отца.  И для проживания даже сделал  выбор в сторону отца. А я как-то в это время примкнула к той семье, в основном, в качестве приходящей домохозяйки.Не более того. Когда старший уезжал с оркестром Виртуозов, я мыла посуду в двух раковинах кухни, где ее скапливалось настолько много без присутствия отца в квартире,  что и воду в чайник было не налить никак. Или кормила сына завтраком.При этом мне нередко удавались в это время оригинальные способы готовки. Так мне ничего не стоило почему-то сыпануть в яичницу  для сына-валторниста полную чайную ложку соли.  И он это все глотал послушно, не выражая лицом никакого удивления некоторому своеобычному вкусу такой моей готовки.

 Короче, один умелец, создал для нашего оркестра вариант "Пиковой дамы" без голосов. Но! Гения испортить невозможно.И опера тоже отлично удалась.

И после выступления в Москве с большим успехом. Было получено нами предложение повторить эту постановку в Петербурге. И в 2003 году по весне мы всем составом вместе с духовыми выехали для представления оперы Чайковского в город Санкт-Петербург.

Там основное представление состоялось в Смоленском  соборе этого города.  Людмила Нарусова с друзьями дома терпеливо слушала. Их дочь не посетила представление совсем.

Но ехать в этакую даль  для одного концерта дело слишком накладное  для организаторов. Поэтому на другой день  было решено порадовать и широкие массы оперой без голосов тоже. Для этой благородной цели выбрали известный Летний сад. В нем за ночь выстроили подобие летней сцены. Натащили стульев, и продали все билеты.Но весна в этом сложном очень городе. Ее предсказать не возьмется ни один синоптик. Так милый день сменился к вечеру очень сильным и холодным ветром. И легкость в движениях куда-то сильно испарилась очень быстро.

Но наш защитник в том оркестре.И по стечению судьбы верный муж нашей мадам С. Безродной. Не мог себе позволить болезни коллектива. Поэтому перед началом представления в артистическую была им заботливо доставлена бутылка коньяка. Каждая дама могла наперстком этого напитка согреть свои члены изнутри. Надо ли уточнять, что мужская часть состава успела себя тоже подогреть перед началом выступления. При этом она явно не стала разогрев сводить к наперсткам.

 А сколоченная сцена не проходила совсем проверки на прочность. Там с двух сторон  были только шаткие ступеньки на подъем. И даже сзади ее ничем совсем не укрепили.
 
Мы начали играть. А ведь духовые инструменты.Они играют далеко не все. А только терпеливо ждут своего вступления в особо оговоренных местах. Настало время вступать валторнам. А там...

Главный валторнист перед своим вступлением.Незаметно подвинул стул, чтоб сидеть удобней было. И вместе со всем стулом, пультом и валторной.Опрокинулся назад...

 Его почти случайно успел ухватить за фрак наш директор того периода.Но валторна при этом успела немного смяться. Выпрямлять все вмятины времени не оставалось.Но и пульт обратно закинуть на сцену тоже уже по недостатку времени совсем не удалось. Поэтому первое соло валторны в опере Чайковского "Пиковая дама" Донеслось с  пола из-за сцены.Но в нотах валторнист ни разу не ошибся..

 Спектакль снова состоялся с  оглушительным успехом. В оркестре никто не простудился.