Не все супергерои носят маски

София Акулян
Я не знаю, что такое справедливость. Но я знаю, что справедливостью не является.
- Сократ

Я не люблю комиксы и не смотрю фильмы про супергероев. Однако, это не значит, что их у меня нет. Если для многих супергерои – это Бэтмен или Капитан Америка, для меня это люди, которые живут в нашей вселенной и ведут борьбу за нас. Супергероем 2019 года для меня является корейский режиссёр Пон Джун-хо.

Корейский кинематограф мне нравится давно. Еще с фильмов Ким Ки Дука и времён «Олдбоя». А на то время никому неизвестный Пон Джун-хо зацепил меня в те далекие времена, когда я посмотрела «Сквозь снег». Поэтому когда вышел фильм «Паразиты» и к тому же получил главную награду в Каннах, я решила, что смотреть его я однозначно буду. Я не рассчитавала на что-то гениальное, но ожидала увидеть хороший фильм. Но то, что я увидела, меня ошеломило, восхитило, покорило, и, в моих глазах, подняло Пон Джун-хо до уровня Ким Ки Дука. Вкратце, этот фильм показывает два семейства. Одно живёт за чертой бедности, другое, напротив, очень богато. Однажды, бедным везёт и они начинают работать на семью богачей. И тут с нами начинает разговаривать режиссёр. Разумеется, спойлерить я не буду, тем более, что это бессмысленно, так как сюжет в этом абсолютно метафоричном фильме вторичен, и является лишь механизмом для отправки послания им, нам, миру.

В «Сквозь снег» мой новоиспеченный герой поднимает тему социального неравенства. Однако, фильм этот хоть и вкусный, атмосферный, но шаблонный. «Паразиты» же не шаблонны от слова «совсем». Пон Джун-хо демонстрирует огромную пропасть между классовыми слоями общества, пропасть не только, и не столько материальную, сколько культурную, ментальную, духовную. Он полностью меняет взгляд на поговорку «Бедность – не порок», и раскрывает её совершенно иначе. “Бедность – это порок”, - утверждает он. “Бедность духовная – это порок”, - объясняет нам далее. И это действительно так.

Как противник монархии, как человек, для которого вся монархия сегодня нелепа, и в целом, как поклонник утопических идей, наверное, я должна защищать низкие слои населения. Наверное... Но я не буду. Как не буду защищать и высшие. Не защищает их и Пон Джун-хо. Для нас обоих и те, и другие являются паразитами. Богатые сосут кровь из бедных, поднимаются по головам, устремившись к своей мечте. И поднявшись, забывая, что они, или их предки тоже были бедняками, испытывают неприязнь к ним, даже при внешнем дружелюбии. Бедные сосут кровь из богатых, пытаются выжать выгоду из общения с ними по максимуму, оправдывают свои поступки тем, что они, люди, тоже заслужили свой лакомый кусочек. И осуждая богатых, сами не замечают, как идут по их же следам наверх, к солнцу. Испокон веков было так. И скорее всего, так будет. Потому что мы – люди. Паразиты, сосущие кровь из существ своего же вида. «А может пороком является как раз-таки богатство?» - спросит рабочий класс. «Нет, богатство, точнее возможности, которые открывают деньги, облагораживают»,- говорит нам режиссер. Нет, он не защищает капитализм, напротив. Но порицая его, он показывает, как должны жить все люди. Не потому что счастье в деньгах, а потому что человеку, который испытывает голод физический, не до утоления голода душевного. Физический голод формирует в нас страх и злость, и напоминает нам о том, что не зря у нас, есть клыки. Почему во времена, когда люди жили в пещерах, и даже в племенах, существующих сейчас, не развита цивилизация? Потому что у них другие заботы. Эти люди знают, что если они не пойдут на охоту, они останутся голодными и у них не будет сил, чтоб охотиться завтра или убегать от какого-нибудь зверя. Им не до уроков музыки или занятий с арт-терапевтом. У них всё просто. Они выживают. Капитализм? Нет, дикий мир. Но почему мы не испытываем отвращения к ним, а к «паразитам» - да? Потому что «паразиты» живут в искусственно созданном «диком мире», и вот это уже капитализм.

Капитализм является злом, не потому что тут каждый за себя, а из-за того, во что превращает он тех, кто хочет за себя бороться. Человек может пойти на маленькую ложь, чтоб купить себе еды к ужину. Это не криминал. Криминал начинается тогда, когда человека засасывает, и тот, что вчера просто изменил имя, чтоб принести домой похлебку, уже сегодня разрабатывает коварный план по достижению мечты. И это печально. Это страшно. Это то, что делает с нами система. Но страшнее всего то, что добившись своей цели, мы всеми силами стараемся скинуть свою «старую», «бедную» кожу, избавиться от запаха, запаха бедности, запаха, который когда-то был родным. Не из-за того, что бедным быть стыдно, а из-за того, что напоминания о бедности никогда не дадут забыть то, что было сделано ради того, чтобы подняться. И я знаю много таких людей.

Есть и другие, и их гораздо больше, и путь их гораздо трагичнее. Это путь смирения и надежды, а также благодарности, которые никому не нужны. Это путь людей, слепо верящих в своих «хозяев» . Смотрящих им в рот, и с благодарностью старого побитого пса, преданных им. Это путь рабов, которые сломлены настолько, что не знают, что делать со своей свободой. Некогда звонких людей, которые забыли, что у них есть голос. Бывших мечтателей, которые теперь молятся на своих вождей. Солдат, которых система запугала настолько, что они готовы терпеть и, которые терпят.

И Пон Джун-хо мог бы закончить свое триумфальное произведение вот так… С триеровской депрессивностью, или лантимосской трезвостью… Но Пон Джун-хо другой. Он не просто демонстрирует и не просто открывает глаза, он вдохновляет, призывает, верит в нас! Он – не Бэтмен, который может искоренить зло. Ему и не надо. Ведь для этого пришлось бы искоренить человечество. Но в своем финале он дает нам больше, чем любой супергерой. Веру в себя! Он знает, что если мы захотим, то впереди человечество ждёт свет. Это может произойти не сегодня, не завтра, но когда-нибудь… И я верю, что когда-нибудь, находясь на далёкой звезде, Томас Мор и Пон Джун-хо посмотрят на маленький голубой шарик, все так же населенный суетливыми забавными человечками, и не проронив ни слова, подняв бокалы, лукаво, но лучезарно улыбнутся друг другу. Ведь они всегда знали, что это произойдёт... Что все люди станут равными! Однажды...