Размышление. Куда идёт образование

Галина Радионова
КУДА   ИДЁТ ОБРАЗОВАНИЕ

         Как-то ехала в переполненном автобусе. Стояла рядом с пожилой женщиной, предъявившей кондуктору за проезд вместо оплаты инвалидное удостоверение, позволяющее на  право бесплатного проезда. А напротив, возле окна, сидел мальчишка лет двенадцати и грыз семечки. Шелуху сбрасывал на пол под ноги.
         Я попыталась обратить его внимание на соседку и попросила уступить ей место. В ответ только ухмыльнулся и отвернулся к окну. Тогда я ещё раз сделала ему замечание и попросила не сорить в автобусе. Мальчишка бросил на меня презрительный взгляд и изрёк:
– Молчи, дура!
– Дааа… –  протянула я с явным  удивлением и возмущением  одновременно. – А если бы рядом с тобой была твоя бабушка, ты бы уступил ей место?
  Он со взглядом большого превосходства над своей собеседницей, посмотрев мне в глаза, ответил :
– Так это же была бы  моя бабушка! – и отвернулся снова к окну.
– Да не трогайте Вы его, ¬ – остановила попутчица.– Вы же видите, в нём ноль воспитания. Им  в школе теперь о культуре поведения вообще ничего не говорят.   
– Как это так? – возмутилась я, – они же не только успехи успеваемости на классных часах обсуждают, наверно  культуре тоже  учат?!
– Да нет, – снова стала убеждать меня женщина, – теперь новые правила. Так называемая 
« свобода поведения» – творят, что хотят…
        Я только пожала плечами и замолчала. На следующей остановке я вышла.
Этот случай надолго засел в голове.
        Мои дети давно стали взрослыми и у них свои семьи. Внуки учатся хорошо, от учителей всегда слышали только хорошие отзывы. Только после того шока, который я пережила, услышав в свой адрес определение «дуры» от какого-то мальчишки, стала вспоминать  отдельные моменты, которые напомнили бы мне об упущении в воспитании своих детей и внуков.
      Но  вспоминалось больше хорошего.
      Всё больше убеждала себя, несмотря на множество взглядов на данную сторону нашей общественной жизни, что первоосновой, всё таки, является воспитание в семье. Семьёй определяется начало понимания жизни  среди других людей с разными возможностями, социальным положением  и развитием. 
         Безразличное отношение к ребёнку, его желаниям, занятиям, друзьям, аморальное поведение родителей – всё это наблюдаем сплошь и рядом… Рост разводов, детской преступности, детских суицидов… Страшно!..
         Вспомнилось:
         Пришла в школу за внучкой, ученицей 2 класса. Попала во время перемены. В коридоре: крик, беготня, кучи мал -мала…   Детей в их классе не было. Как узнала, в то время из-за переноса уроков,  дети были в столовой. Зашла туда. Дети уже за столом и начали есть. Кричат, толкаются…  Один  ученик берёт кусок хлеба,  опускает его в компот соседней девочки и хохочет.
       Девочка смотрит на него удивлённым и обиженным взглядом. Все рядом хохочут. Учительница подошла, взяла стакан с испорченным компотом и принесла новый.
      Я задала ей вопрос, почему она не наказала его за проступок? Он уже съел первые два блюда и не голодный, можно было бы за порчу чужого компота лишить его собственного. На что педагог мне ответил, что это непедагогично. Кроме того вдруг сознаётся:  « Вы себе представить не можете, что мы получаем от родителей за малое применение к детям воспитательных мер».  И добавила со вздохом и болью: « Они же считают, что воспитывать не наша задача, мы должны только грамоте учить… А есть те, кто учиться не хотят, и до родителей не достучаться… »
       И вот сидят в транспорте дети , держат перед собой включенные на игры мобильники, на уши натянуты наушники… Едут дети  после уроков в престижных школах и не видят, что рядом стоят пожилые и старые… Дети устали!..
       
          Родителям  безразлично, каким растёт ребёнок, а школе нельзя воспитывать, потому что при наказании за проступок надо будет  отвечать перед родителями.
    А дети растут, и вот уже перед нами стоят вытянувшиеся юнцы, чувствующие себя хозяевами жизни, которым все  должны. Согласна, что всех «под одну гребёнку» нельзя. Есть  и много замечательных, талантливых, трудолюбивых в учёбе детей. Они понимают, что их  трудоустройство и  трудовая судьба зависят от  их грамотности и  результатов учёбы.
     Кажется, наконец, кто-то где-то понял, что определение знаний по прохождению ЕГЭ, ещё не есть понимание общего уровня образования, достаточного для того, чтобы узнать об уровне общей культуры будущего специалиста…
     Однажды просмотрела тетрадь по литературе и русскому языку своей внучки. Две ошибки сделаны ею и исправлены. Но тут я увидела, как учительница исправила правильно написанную гласную на неправильную. Я объяснила внучке суть ошибки учительницы, но сказала, что это, скорее всего, оплошность из-за занятости и усталости. А внучка вдруг с каким-то сарказмом сказала: «Да что она там знает!»
     Назавтра я знакомилась с их учительницей. Передо мной стояла уставшая пожилая женщина, в глазах которой затаился страх. Она ещё не знала, кто и о чём с ней будет говорить, но она уже боялась  того, что может услышать.
      Я представилась и начала издалека: о литературе, об интересах учащихся к классике…И она, совершенно открыто с чувством какой-то необъяснимой  потерянности  вдруг сказала: « Какая там классика?!.. По несколько часов на каждого… Какую  бы тему  не надо было  разбирать  как следует, так нет возможности. А дети…Они теперь сокращённый текст вылавливают в интернете, не говоря уже о том, что находят сочинения на заданные темы, переставят слова… наделают специально ошибок при переписке… Раньше учили соцреализм…Теперь всё подряд кое-как…»
     Мне было интересно увидеть учеников вне занятий. Я пошла по дорожкам школьного двора.
     Было время большой перемены. Я увидела, как за одной колонной здания сгрудились подростки – мальчишки и девчонки лет по четырнадцать – пятнадцать. Все курили, громко  смеялись.  Через слово – мат.
     В душе вопрос: куда смотрят родители?...
 В это время остановился проходивший мимо молодой мужчина. Он  понял моё смятение  от услышанного, сказал:
 – Не смущайтесь! У них сейчас такой современный язык - сленг и мат в одном разливе.
 Вспомнила строки поэта шестидесятых Сергея Баруздина:

 «Мальчишки…Мальчишки светловолосые,
 Русоволосые, черноволосые…
Мальчишки, дымящие папиросами,
 Несущие гордо носы курносые…
Больше всех всё на свете знающие,
 Всё понимающие и осуждающие….
Вы станете взрослыми… Но какими?
 …Мы разных взрослых порой встречаем… »
 
       Вот они современные и свободные. Им можно сквернословить везде и при всех, невзирая на лица. Им можно целоваться в любом месте при любом народе. Им можно, невзирая на возраст рядом стоящих, вести себя развязно и бестактно. Это свобода их поведения.
      Часто слышу:  « А что Вы хотите? Посмотрите на их семьи! Пьянство, драки, нищета, тунеядство…»  Однако это и есть последствия попустительства развязного и , так называемого, свободного  поведения детей, начиная с раннего возраста.
         Большой процент населения малограмотны. У того, кто  кое-как закончил обучение в средней школе практически отсутствует возможность дальнейшего образования, и  люди, не получившие достаточной моральной основы, становятся, в лучшем случае, рабочим классом с низким интеллектом.  Школьное образование становится некачественным, так как для получения хороших результатов часто применяется репетиторство, которым могут воспользоваться дети из обеспеченных семей.    
         Да, нам нужен рабочий класс. И с большим уважением  кланяюсь трудолюбивым умельцам, на каком бы месте они не трудились. Но именно в последнее время появилась среди людей разница, которую я назвала бы уже  классовой, ведущая  детей, обучающихся в одном коллективе, к антагонизму:  бедные против богатых и наоборот…  Унижение, избиение, ненависть приводят к детской преступности и жестокости…
       Рассуждала про воспитание. А что же с интеллектом?.. Одно без другого неотделимо…
       Однажды ехала в электричке рядом с женщиной, которая читала дидактический материал по литературе. Спросила её, не преподаватель ли литературы… Ответила утвердительно.        Разговорились , опять же, на темы уровня современного образования. И вдруг, на вопрос, а читала ли она всю « Войну и мир» Льва Толстого, она удивлённо переспросила меня:  «А зачем?»
      « Как же Вы тогда разбираете произведение с учениками?» - удивилась я. И опять получила ответ: « Войну мы не разбираем, учат на истории. Да и ребята ничего не понимают, им это тяжело. Разбираем только патриотизм, отношения между героями и художественные приёмы  при написании сюжета…» О чём ещё мы говорим?! Ведь это уровень преподавания.
        Я не знаю, какой уровень проведения музыкальных занятий в школе в настоящее время. Не представляю, как и сколько, на каком уровне дают в школах знания об изобразительном искусстве и театре.    Но вижу и слышу, как отвечают наши молодые люди на вопросы по географии и истории, если такие вопросы попадаются просто в обыденной жизни. Однажды, улыбаясь, задала, будучи среди молодых, вопрос о морях с цветными названиями, где какое находится. Про Чёрное ответили легко, про Белое сомневаясь и смеясь, а вот с Красным совсем  запутались…
        Зачем я взялась за ту тему?..  Наверно потому, что вижу, как  увеличение нагрузки в учебных программах и частое  внесение  изменений в учебники,  приводящие к необходимости  быстрого усвоения тем, не дают желательных результатов в образовании. А отсутствие в школах достаточного внимания к общему интеллектуальному развитию учащихся приводит общество к плачевному результату : снижение уровня культуры, патриотизма, поведения и т. д.
      Я часто вспоминаю своего деда – крестьянина. За всю жизнь в семье, где было восемь детей, он ни разу не назвал бабушку дурой. И это было воспитано в нём его родителями.