Та еще коловерть-4. Глава 16

Светлана Розова
  Утром женщины, оставив несчастному страдальцу тюрю и стопочку водки на поправку здоровья, пошли в храм.

     Когда они пришли, служба уже закончилась, но очень пожилой батюшка был еще в храме. Лидия Михайловна с Лялей подошли к нему, познакомились и изложили суть просьбы.

     Батюшка внимательно посмотрел на Елену и вдруг спросил:

     - Какого Вы года рождения?

     - 1964.

     - Вы ведь дочь Романа Савельева, внучка Ирины Федоровны и Григория Романовича?

     - Да.

     - Вам не нужно креститься - Вы крещеная.

     - Как??? -изумилась Елена. - Вы уверены?

     - Я сам крестил тебя году эдак в 1967-м. Тогда Роман пришел ко мне и сказал, что хочет крестить тебя, но супруга-атеистка против. Сейчас. Подождите немножко.

     И батюшка ушел. Его не было долго-долго, но вернулся он со старой книгой в руках.

     - Вот. Запись датирована июнем 1967 года. Младенец Елена. Отец - Роман Савельев, мать - Зинаида Савельева, восприемница - Людмила Берсенева.

     - Спасибо, батюшка. - сказала потрясенная Ляля.

     - Я тут ни при чем. Благодари отца и дедушку с бабушкой. Молись о них...

     - Обещаю.

     - Тогда, батюшка, получается, что моим деточкам можно венчаться?

     - Не сразу. - улыбнулся священник. - Сначала они должны будут сделать несколько наиважнейших дел, о которых в суете мирской сын Ваш забыл, а Елена явно и не знала, хотя, когда она гостила летом у дедушки с бабушкой, они регулярно
приносили, а потом и приводили ее к Причастию.

     - Не помню. - ответила Ляля.

     - Конечно, не помните. Они водили Вас до тех пор, пока Вы были, по нашим понятиям, младенцем, лет до шести-семи.

     - А потом?

     - А потом побоялись, что Вы, вернувшись в город, невзначай расскажете об этом матери, а она больше не позволит Вам бывать у них. Они очень вас любили. Я помню, как Ваша бабушка плакала над гробом сына и молилась не столько за него, сколько за Вас, оставшуюся без отца, и, рыдая, обещала ему заботиться о Вас до последнего своего вздоха.

     - Батюшка, Вы уверены, что говорите именно о моей бабушке?

     - Уверен. Вас что-то смущает?

     - Да. Этого не может быть.

     - Чего именно?

     - Чтобы бабушка плакала над гробом моего отца.

     - Почему?

     - Потому, что сослуживцы моего отца видели, как он погиб, но потом им пришлось оставить территорию, на которой шел бой. Когда же они снова, несколько недель спустя, отбили эту деревушку от душманов, оказалось, что местные жители всех убитых в том бою уже похоронили в братской могиле и не желали говорить, где они положили своих мусульман, а где - наших солдат. Самим же сослуживцам отца раскопками заниматься было некогда...

     - И что?

     - Нам пришла похоронка, маме выдали все необходимые документы и отдали папины ордена и медали. Но никакого гроба не было. Я была уже взрослая и все помню...

     - Это было заочное отпевание. - неохотно ответил батюшка.

     - Как это? - удивилась Елена.

     - Есть такой обряд, девочка. Его совершают тогда, когда по какой-либо причине нельзя было похоронить человека правильно, с соблюдением всех обрядов и традиций. Просто твоя бабушка тогда купила все необходимое, и я совершил заочное отпевание над гробом, в котором лежали старые вещи твоего отца.

     - А так было можно?

     - Это было необходимо из соображений милосердия по отношению к родителям твоего отца, которым было так плохо...

     Батюшка замолчал.

     - Как Вы думаете, бабушка и папа будут рады тому, что я буду венчаться именно в этом храме? - спросила Елена Романовна.

     - Об этом знает только Бог. А почему не пришел будущий муж?

     - Он немного приболел. - смутилась Лидия Михайловна.

     - Не с Мишей ли Берсеневым он вчера так активно заболевал?

     - Они что-нибудь начудили? - испугалась Ляля.

     - Нет. - улыбнулся батюшка. - Просто после вечерней службы я зашел в магазин, а незнакомый мне человек вместе с Мишей Берсеневым  были там, вели себя, как давние знакомые и явно были весьма довольны тому, что встретились. Когда они пошли к стеллажам с напитками, я и предположил... Ладно, когда он выздоровеет, приходите ко мне вместе. Обсудим план предстоящих мероприятий.

     - Да вы совсем современный. - улыбнулась Ляля.

     - А то! - загадочно улыбнулся священник.




Продолжение следует...