Летяга и Гриф. Глава 5

Сергей Орешко
5.
ГРИФ
Солнечным весенним днём, мы с папой и Мэри, выйдя из дома, услышали пение прилетевших скворцов. Мы с папой, задрав головы, слушали их и хорошо понимали, как они рады возвращению на родину. Радостные, мы заспешили в лесничество, по дороге слушая зябликов, дроздов и малиновок, тоже вернувшихся домой. Зайдя в лесничество, мы неожиданно увидели на берёзе большую чёрную птицу. Сначала я принял её за ворона, но птица была вдвое больше, и я, вглядевшись, понял, что это – чёрный гриф. Но как он оказался в нашем лесу? Чёрные грифы не водятся в наших лесах!
Птица, услышав наши голоса, взлетела, тяжело взмахивая большими крыльями, и понеслась от нас вглубь леса. Наверняка, за добычей. Мы побежали за грифом.
Неожиданно мы услышали стук колёс повозки Аршана и позвали его.
– Хорошо, что я вас встретил, – сказал он. – Я хотел понаблюдать из своей повозки за токованием глухарей и пригласить вас с собой.
– Глухарей я был бы рад посмотреть, – сказал я Аршану, – но посмотри на птицу, летящую впереди нас. Это же гриф!
– Неужели они водятся в твоём лесу? – спросил папа.
– Конечно, нет! – удивился Аршан. – Давайте догоним его и спросим, что ему здесь нужно.
Я сел на козлы, рядом с Аршаном, а папа и Мэри залезли в его повозку, и все вместе устремились за птицей. Одна мысль занимала нас: не грозит ли опасность Летяге? Мы помчались во весь дух, переехали вброд речку, встревожив двух бобров и утку с утятами. Она сердито закрякала нам вслед.
Повозка подпрыгивала на ямах и ухабах. Мы мчались так быстро, что только и видели, как кусты и деревья мелькают слева и справа, ударяя ветками по повозке. В этой гонке мы спугнули куницу и зелёного дятла, сидевшего на пне. Гриф парил далеко впереди. Но постепенно расстояние между нами уменьшалось, и птица виделась всё отчётливее.
Неожиданно Гриф свернул влево, мы устремились за ним и налетели на берлогу.  Из неё вылез медведь и рявкнул:
– Кто вторгся в мои владения?
– Это старый медведь, – пояснил нам Аршан. – Мы его только что разбудили.
Конь Вайко весело заржал, так он смеялся над лежебокой.
– Миша, извини, мы едем спасать Летягу, – сказал я. – Поедем с нами, ты должен помочь нам.
Медведь, кряхтя, взобрался на крышу повозки и проворчал:
– Если бы не надо было спасать Летягу, я задал бы вам трёпку! Что случилось?
Мы указали ему на Грифа, летящего впереди, в сторону жилища белки.
– Я много лет живу в этом лесу, – сказал Медведь, – но птицу, вдвое больше, чем ястреб-тетеревятник, вижу впервые! Не нравится мне, что здесь появляются незнакомые хищные птицы. Раньше чужаки у нас не летали.
– Много ты понимаешь, старый ворчун, – возразила Мэри. – Всё тебе враги мерещатся. Эту птицу что-то тревожит. Никакой опасности она для нас не представляет.
– Для нас, может быть, и нет. А вот для Летяги? Я ведь о ней больше всего тревожусь, – ответил Медведь. – Всякого, кто посмеет напасть на Летягу, я, не задумываясь, разорву. Но почему сейчас люди разговаривают со мной, и как я их понимаю? Может, мне это снится?
– Мишка, – сказал папа, – потерпи немного, чуть позже ты всё сам поймёшь. Эта птица – чёрный гриф, они водятся далеко на юге. Скорее всего, он здесь случайно оказался.
И вдруг Гриф исчез. По-видимому, он спрятался в ветвях огромной ели, мимо которой мы проскочили. Пришлось остановиться и искать его. А умная птица выбрала момент и, вспорхнув с ели, села на крышу нашей повозки, позади медведя. Она устала.
Вдруг медведь повернулся к птице и взмахнул лапой, попытавшись согнать её, но я остановил его.
 – Кого ты ищешь и почему так странно себя ведёшь? – спросил я Грифа. И Гриф понял мои слова и ответил мне:
– Я не могу найти дорогу к королеве этого леса – белке Летяге, помогите мне! Вы знаете язык животных, и я чувствую, что вы мне не враги.
–  Хорошо. Мы поможем тебе, – сказал Аршан. – Сейчас мы подъедем вон к тому большому дубу, она там живёт.
Белка Летяга уже поджидала нас, сидя на суку своего дуба. Птицы предупредили её о нашем приближении.
Гриф слетел с крыши повозки, сел на соседнюю ветку дуба, почтительно приветствовал хозяйку леса и сказал:
– Мудрая Летяга, спаси меня! Я сбежал из зоопарка и меня преследуют враги.
Мы вышли из повозки и стояли возле дуба, задрав головы и слушая разговор белки и Грифа.
И Гриф рассказал нам свою печальную историю.
Рождённый вольной птицей, он год назад попал в лапы торговцев зверьми и птицами для зоопарков и вскоре попал в Россию. Холодный климат чуть не сгубил его, но он остался жив. Но ещё труднее было переносить голод и грубое обращение служителей зоопарка.
– Я не выдержал этого и вырвался на волю, воспользовавшись рассеянностью служительницы, забывшей закрыть клетку. Я вспомнил, как птицы из зоопарка рассказывали мне, что в этих краях нет никого мудрее белки Летяги. Она знает всё и обо всём. Я полетел к тебе, чтобы спросить дорогу домой, в Африку, – закончил свой рассказ Гриф.
Летяга выслушала Грифа и предложила ему пожить у неё, чтобы научиться определять направление безопасного для него полёта. Для обучения Летяга решила пригласить перелётных птиц.
– Кроме того, – продолжала она, – я должна научить тебя говорить с людьми, и чувствовать, кому из них можно доверять, а кому – нет. Иначе ты не поймёшь их коварства, и тебя поймают. Без этих знаний тебе не добраться до родины.
И Гриф остался у Летяги.

Прошло чуть больше месяца, все деревья в лесу уже давно оделись в листву, прилетели иволги, соловьи и кукушки. Рано утром, в назначенный Летягой день, мы приехали к ней, чтобы проводить Грифа на родину.
  Два медведя вызвались охранять нас в случае опасности.
Набив повозку всем необходимым для долгого путешествия, я, папа, Мэри, Аршан и Гриф попрощались с Летягой и тронулись в путь. Вайко легко рысил по лесным тропам, медведи бежали следом.

До заката солнца мы ехали, соблюдая указания Летяги: таились, стараясь не привлекать внимания людей к себе, а вечером решили передохнуть на краю большого леса и развели костёр. Завязалась беседа.
– Знаете, что мне сказала Летяга, когда я был у неё в первый раз? – начал Аршан. – Она сказала, что люди не понимают, для чего нужны животные в природе, не знают и своего места в ней. Они думают, что им позволено убивать животных сколько угодно. А ведь все мы тесно связаны с природой. Если люди уничтожат зверей и птиц, то погибнут и растения и сами люди.
– Верно, – согласился папа. – Птицы поедают вредных насекомых, которые питаются растениями. Кроме того, птицы разносят семена растений. Но с каждым годом птиц всё меньше в лесах, которые тоже уничтожает человек.
Гриф, задумчиво слушающий беседу, сказал:
– Птицы и звери – более древние существа, чем человек. Люди появились значительно позже. Мы знаем многие тайны природы, которые людям всё ещё не доступны.
Я поддержал Грифа:
– Например, изучая крыло птицы, люди только недавно поняли, как сделать крылья самолётов. Но до сих пор не знают, как перелётные птицы ориентируются в полёте на тысячи километров.
– Животных надо беречь и любить, как старших родственников, а не считать нас глупыми существами, – поддержал беседу конь Вайко. – Людям нужно стараться сохранить всё, что сотворила природа.
– И запретить охоту на птиц и животных навсегда! – громко воскликнула Мэри.

2012 г.
Продолжение следует...