Замполит Глава 4 Оскорбление на плацу

Медведев Павел Михайлович
Повесть «ЗАМПОЛИТ»
(Первая повесть из цикла повестей и рассказов «ПРОКЛЯТЫЙ ПУТЬ»)

основано на реальных событиях

Глава IV
Оскорбление на плацу

Во время отпуска командира медроты выполнять его обязанности остался командир медвзвода лейтенант Белкин, ведущий хирург роты. Был он врачом со стажем, в возрасте под сорок лет. Но, несмотря на такой опыт, в военном деле он не разбирался, и вникать особо не хотел. Срочную службу он не служил, а учился до двадцати семи лет, сначала на медбрата, а затем на врача. Профессия врача, пожалуй, единственная при которой можно получить офицерское звание по медицинской службе, просто заключив контракт в армии, при этом, не изучая Уставы, строевую, тактическую и техническую подготовку, без прохождения сборов, стрельб, рытья окопов, сдачи экзаменов и принятия присяги. Одним словом без всего того, что я прошёл за четыре года обучения на военной кафедре, параллельно получая профессию историка. Один из солдат-срочников в медроте, был с высшим медицинским образованием. Он был призван на один год после фармакологического института и был на подхвате у провизоров. Он как-то насмешил меня, спросив, почему я не выбрал службу на год солдатом, как он, когда ему тоже предлагали контракт и лейтенантское звание по медслужбе.

В один из июньских жарких дней я вывел роту на утреннее построение. Старшина роты, как на грех взял больничный. Я собрал человек двенадцать солдат и сержантов. Что мало походило на роту. Пара-тройка контрактников то ли отпросились у ротного Белкина, то ли на службу просто опоздали сознательно. Ещё трое заступили медбратьями на дежурство по терапии и хирургии. По пути четверых забрал лейтенант Белкин. Двоих отправил в госпиталь, а других двоих в хирургическое отделение для хозяйственных нужд.

Я чуть не взбесился такому поведению «временщика». Но мои возражения не были восприняты всерьез. Логика была проста, раз в подразделении числилась жена комбрига, старшина Храпина и она не являлась на службу по два-три месяца, значит, негласно от построения освобождались все медики, пятнадцать офицеров и все женщины-военнослужащие как в званиях офицеров, прапорщиков медслужбы, так и в сержантских должностях. Исходя из этого, Белкин посчитал, что построение для медроты не главная часть службы.

В общем, на плац я с опаской вывел восемь человек. Построились мы в колонну по два из-за малочисленности и как обычно за батальоном материального обеспечения почти в самом конце строя, как и положено тыловым подразделениям. Генерал заметил численность не сразу и со свойственным ему напускным басом произнес:
– Это что там за подразделение в конце строя?
– Ко мне! Бегом марш! – скомандовал генерал-майор.
Делать было нечего, я, согласно уставу, продублировал команду комбрига:
– За мной к трибуне бегом марш! – меня переполняли смешанные чувства волнения и досады, почему именно я попал под раздачу «комплиментов».
У трибуны как положено я попытался доложиться по форме, но комбриг прервал меня командой
– Построиться лицом к бригаде, лейтенант.

Дальше последовала нецензурная лексика в микрофон, которую сложно было разобрать с близкого расстояния, резонанс бил по ушам. Единственное что я успел расслышать «дурики», «чучела» и что-то в этом роде.

Обида накрыла меня от раздавшегося смеха от общего строя бригады, и я произнёс вполголоса:
– Челюсть береги и зубы ваше «превосходительство»… Тоже мне генерал – с нервной улыбкой произнес я.
Мои солдатики сильно удивились моей смелой реакции. Не знаю, расслышал ли сам комбриг ответивший:
– Что там мямлите, лейтенант, в расположение роты и собирать весь личный состав – бегом марш! – прокричал он в микрофон.

Я прибежал в расположение роты. Слава Богу, начмед бригады капитан Калачан оказался на месте. Я коротко доложил о случившемся и приказ генерала – собрать весь личный состав медицинской роты для проверки на плацу, после построения бригады.

Начмед прозвонил в штаб, где ему подтвердил начальник штаба полковник Горбов намерение комбрига проверить медроту, от построения освобождались только дежурный врач, фельдшер и две дежурные медсестры.

Через час личный состав медроты в количестве почти сорока человек начмед бригады со мной вывел на плац. Полчаса мы прождали комбрига. Он подъехал на своём персональном УАЗике, вышел, заслушал доклад начмеда, о том, что рота построена для проведения проверки. Взял книгу со штатным списком и начал перечислять:
– Командир роты в отпуске. Заместитель командира роты по воспитательной работе…
– Я – отозвался я.
– Выйти из строя и занять место за моей спиной – сказал генерал.

Так каждого военнослужащего зачитывал комбриг по штатно-должностному списку, пока не дошел до лейтенанта Белкина. Его отсутствие пытался объяснить начмед бригады, но безуспешно. Генерал уезжал на час к себе в штаб и требовал, чтобы рота оставалась на плацу и ждала прибытия незаконно отсутствующего. После возвращался и начинал зачитывать список по новой, начиная с меня. Так мы простояли на плацу более трёх часов. Белкина ждали дольше всех, пока он оденет военную форму, из-за лишнего веса, его ноги еле-еле помещались в уставные берцы. Форма на нём смотрелась нелепо, как на корове седло и это в его тридцать восемь лет. Даже старшина роты не успевший еще оформить больничный прибыл из дома гораздо быстрее ведущего хирурга. В процессе проверки, оказалась, что в медроте числится и жена начальника военного госпиталя, но под своей девичьей фамилией. Наше подразделение было и впрямь довольно привилегированным.

С этого момента рота строилась почти в полном своём составе, особенно в командирский день по понедельникам. В отсутствие командира роты я принимал командование подразделением на себя. И на плацу я брал реванш над медиками за их привилегированность. Конечно, я не проявлял фанатизм в проведении строевой подготовки и раньше уводил роту в расположение, так как в строю были преимущественно женщины средних лет, в большинстве своем слабо знающие строевую выучку. Более того, каждое утро построение длилось пару часов и комбриг или начальник штаба в его отсутствие доводили всей бригаде случаи и происшествия в соседних частях, о дезертирстве, «дедовщине», несчастных случаях с летальным исходом и прочих происшествиях. Такие монологи командования с трибуны с непривычки утомляли даже медиков, перевидавших много травмированных и погибших военнослужащих.

После таких построений я обычно подавал команду:
– Правое плечо вперед – после разбивал роту по группам, офицеры, прапорщики, женщины-контрактники и срочники вместе с молодыми контрактниками. И назначал старшего в каждой группе для проведении занятий по строевой. Когда по плану расписаний была специально-медицинская или иная не строевая подготовка сразу уводил роту с плаца. Командовал личным составом я немного неуверенно, но со знанием дела, когда военнослужащие уходили с плаца и маршировали не в ногу, я морщился и порой подавал команду:
– На месте… стой, раз-два!
– Почему остановились – возмущались многие, особенно женщины,
– Идти нужно в ногу и не разговаривать в строю – отвечал я – вы же по плацу идете, а не по улице, плац – это святое и даже курить и плеваться здесь нельзя.
– Становись, равняйсь, отставить… Равняйсь, смирно, вперед, шагом, марш – чеканил я команды – первые ряды короче шаг,
– Не идет вам, товарищ лейтенант, быть солдафоном – добавляла обычно капитан медицинской службы врач-психофизиолог Надежда Васильевна Савицкая.
– Я пехотный строевой офицер, к тому же я себя еще сдерживаю – шутил я в ответ.

Но требование комбрига в отношении  построений медроты выполнялось не в полной мере, хирургическое отделение по-прежнему оставалось привилегированным, особенно после ухода генерала в основной отпуск на сорок пять суток. Перед отпуском комбрига случилось серьезное происшествие.



Полная версия повести "Замполит" в 7 глав доступна для скачивания и чтения бесплатно на ЛитРес, MyBook, 7books, fictionbook и др.