Пионерский лагерь

Вера Звонарёва
Пионерский лагерь

Первый раз я поехала в лагерь, когда мне было шесть лет. Я была самая маленькая и по возрасту, и по росту. Меня оберегали, любили, подсовывали чего-нибудь вкусненькое. Мама приехала на родительский день и за меня очень радовалась, а вот брат мой, которому было одиннадцать лет, очень ее огорчил, она всю жизнь вспоминала, как он, положив руку на глаза, чтобы не видно было слез, умолял маму забрать его домой, а она объясняла ему, что уже отдала его карточки и в Москве нечего будет есть. Это был 1947 год. А Сашка, всхлипывая, говорил: « Мама, обещаю тебе, что я не буду просить есть, только забери меня»

Моя дочка жила уже в другое время, но также просилась домой. На конверте не было ни одного свободного место, всё было исписано словом «срочно», так что почтальон поднимался в квартиру, чтобы письмо быстрее дошло до адресата.
-Папа, скорее приезжай и забери меня, я уже собрала чемодан, правда он не закрывается, мне грозят, что меня не выпустят, потому что я потеряла библиотечную книгу, только ты можешь меня спасти.

А мне в лагере всё нравилось. Я не могла дождаться дня отъезда из Москвы. Уже куплены тапочки, спортивные шаровары, новый галстук, собран чемодан – можно ехать. Ура!
Быстро кончалась смена, и я просила маму оставить меня на следующую.
Весь день в лагере был занят: спортивные соревнования, купание, дежурства на кухне, где мы, освобожденные от дневного сна, столовыми ложками чистили огромный бак молодой меленькой картошки,. Перед сном ночным любили рассказывать всякие истории,  прочитанные книги и какие-нибудь страшилки ( в одном черном – черном доме …) Всегда были очень хорошие вожатые, вечерами разучивали бальные танцы, первые влюбленности, карнавалы, игры, походы.
Запомнился один поход. Вожатые  были молоденькие и неопытные. Вышли мы в яркий солнечный день, но вдруг грянула гроза, мы где-то неумело прятались, потеряли ориентировку, заблудились. Уже темнело, связи с лагерем никакой.  К вечеру вышли к какой-то фабрике, нашли ее по жутчайшему запаху. Там из рогов и копыт делали пуговицы. Нас приютили, положили прямо на голый пол спать. Кое-как выжимали свои одежды, но главное что запомнилось – черный хлеб с тушенкой, ничего более вкусного я не ела, до сих пор ощущаю запах этой тушенки. Обнялись, прижались друг к другу, какие-то хламиды на нас накинули и мы уснули без задних ног.

Все мы были одинаково  плохо одеты, правда, у нас был один мальчишка, прозвище которого было Джонни. Он был в белых брюках, в шикарных туфлях, в красивых футболках, очень хорошо пел и красиво ухаживал  за всеми девочками по очереди. Я оказалась в числе последних. Он всё пел мне куплеты   « Ничего не жаль для милой…»  Каким-то образом он нашел меня потом в Москве и появился нарядный и красивый на нашей коммунальной  закопченной кухне. Тетя Шура закричала : « К Верочке  нашей, какой красивый жених пришел»  Я чуть сквозь этот черный пол не провалилась.

Даже в дождливую погоду в лагере мне было не скучно. Клеили какие-то коробки, вазы из открыток, читали книги, разучивали  песни, которые я до сих пор помню, болтали про взрослую жизнь, готовили какие-то номера.
Обязательной была пирамида, на вершине которой всегда стояла я, как самая легкая. Подо мной шевелились изогнутые в мостиках тела, но никакого страха я не испытывала. До сих пор не понимаю, что за эстетика была в этих обязательных пирамидах.
Каждое звено должно было придумать какой-то номер. Сначала ничего не придумывалось, а потом мы решили сыграть
басню «Заяц во хмелю» Я была зайцем. В роль входила полностью: орала пьяным голосом, дрожала, заикалась, увидев льва.  Нам сшили костюмы и возили с этим номером по другим лагерям. Был настоящий успех.
Иногда, если я оставалась на 3-ю смену, то в лагере мне отмечали день рождения. С утра девчонки делали мне особую прическу, наряжали в самые красивые одежды, доставали какие-то вкусные заначки, дарили  маленькие сувенирчики. Помню, что  одна девочка достала воблу и мне досталась кусок спинки – самое вкусное место, остальные  смаковали косточки.

Да, мы не выбираем время и места рождения. Вспоминаю, как разучивали песню «Сталин –наша слава боевая, Сталин –нашей юности полет» Сейчас даже писать  эти слова тяжело, а тогда пели с энтузиазмом.
Условия жизни в лагере были жуткими. Эти туалеты-дырки, входить туда можно было, только заткнув пальцами нос, эти длинные умывальники, похожие на свиные кормушки, эти комнаты  на 20 человек с неудобными койками.  Вечно голодные, вечером мы бегали в столовую за  остатками черного хлеба.
Чтобы не утащили компот, в стакан надо было плюнуть на глазах у всех, тогда компот уже был гарантированно твой.

И все равно в лагерь хотелось ехать, там были подруги, новые познания жизни, речка, лес с ягодами,  большие чайники с какао,  праздники, родительские дни со вкусностями и масса различных впечатлений.