Homo Omon. Жизнь над пропастью лжи

Олег Калинка
Спектакль “Homo Omon.Эхо будущего …” (+16). Режиссер: Руслан Кацагаджиев
Композитор: Павел Михеев, Хореограф: Диана Трифонова, Художник: Анастасия Котова, Свет: Андрей Минченко, и Ксения Кожевникова, Костюмы: Татьяна Бережная.
Актерский состав: Яков Шамшин, З.а. России Александр Алексеев (Бредель), Валерий Рутковский, Денис Волков, Константин Захаров.
Спектакль создан при поддержке Театра Поколений (Санкт-Петербург).
Спектакль “Homo Omon.Эхо будущего…” создан по мотивам первого романа Виктора Пелевина «Омон Ра», он вышел в свет в 1991 и был переведён на многие языки мира и переиздан миллионными тиражами. Руслан Кацагалжиев в своём обращении к этому суперпопулярному произведению, не пытается создать зеркальное его отражение в сценическом пространстве. В спектакле он использует его в качестве основы, при этом полностью сохраняет сюжетную линию романа Пелевина. В этом сценическом проекте он   с помощью приёма тонкой прорисовки сюжета и образов персонажей придаёт силуэтам героев романа сценическую визуализации. В романе их реальные черты часто остаются за рамками сюжета и здесь Кацагаджиев, в характерной манере и видении Пелевина, с помощью стилизированной детализации создаёт индивидуальный каталог черт для каждого персонажа спектакля.
В “Homo Omon.Эхо будущего …” он оформляет сюжетную линию дополнительными элементами, которые позволяют приблизить сценическое видение к реальности, изображенной в романе. В этом авторском прочтение произведения Кацагаджиев сохраняет характерное Пелевинское саркастическое видение космической эры и его пародирование советских фильмов, прославляющих подвиг человека космической эры. В спектакле он использует этот посыл и рассказывает зрителю сюрреалистическую историю парня из народа, совершившего полёт на Луну. Образ покорителя космоса создаётся в характерной Пелнвинской манере  и его история начинает материализоваться с момента, когда власти изымают его из депрессивных реалий рабоче-крестьянской среды советской глубинки. Под напором патриотической пропаганды его сознание быстро форматируется и он превращается в персонаж манипулирования властных структур космического ведомства. Он окрылён и ослеплен мыслью полёта в космос  руках и для него человека удручающей реальности времени этот полёт единственный шанс оторваться от суровой действительностью деградации советской действительности. Этот полёт является его путём к славе и осознание этого окрыляет его и помещает над ним ореол славы.
В спектакле его мечта и наивный идеализм превращает его в практически неодушевлённый объект и куклу-марионетку в руках командования училища и отряда, его мечта о полете в космос делает его абсолютно управляемым могучей рукой власти и она лепит из него другого человека. Пропагандистская машина формируют в его сознание и инсталлирует в нем необходимость самопожертвования, и понимание что его жизнь должна быть принесена в жертву ради глобальных политических амбиций. В сценическом воплощении истории паренька по имени Omon, Кацагаджиев создаёт многочисленные точки душевного диссонанса, в них его идеалистическое понимание своего предназначения и его отформатированное мировоззрение сталкиваются с диссонирующей реальностью.
В этих точках он осознаёт контрастирующую картину между реальностью и мечтой, они располагаются на отрезках истории его жизни, в моментах когда ему внушается потребность в самопожертвовании ради того чтобы  «Догнать и Перегнать Америку». Он поражен реальностью громадной пропасти между амбициями полета на луну и разительным отставанием в научно-техническом развитии страны, несоизмеримостью человеческих жертв во благо бутафорских целей всемирного могущества и т.д. На этих отрезках его видение мечты о космосе оказывается на наковальне ужасающей реальности и это ставит его перед дилеммой выбора. Ему необходимо сделать осознанный выбор между жизнью по зову мечты о космических далях и лунных просторах или жизнь под молотом системы. Его дилемма далека от шекспировской дилеммы Гамлета, так как она практически безальтернативна и при любом выборе его жизнь это разменная монета глобальных амбиций, она либо будет искорёжена в шестеренках машины власти, либо принесена в жертву имитации покорения космоса. У этого камня на распутье его идеализм оказывает верх над всем и это определяет его судьбу.
История, воплощенная в спектакле “Homo Omon.Эхо будущего …” за одеждам сюрреализма в ней просматривается реалии нашего времени. Она обладает сильной коннотацией к реалиям сегодняшнего дня и эхо “Homo Omon”  отчётливо звучит в нашем двадцать первом веке, так как наш мир переполнен глобальными амбициями и шестеренки глобальных амбиций продолжают калечить и губить человеческие жизни во благо мифических целей. Реалистичность истории паренька с мечтой о космосе в том, что она может повториться в любой момент нашей жизни. В любой момент реальности и любой из нас может быть принесён в жертву на алтаре бутафорских амбиций политиков и оказаться между молотом и наковальней истории.