Мать Нерона-2

Наталья Швец
Часть вторая

10 июня 38 года неожиданно умирает самая любимая сестра Калигулы — Юлия Друзилла, та самая, которой он присвоил титул «Божественная» и которую считал живым воплощением богини любви и красоты Венеры. Калигула сильно переживал ее смерть, а потом вдруг резко меняет отношение к Агриппине и Юлии Ливилле.

В чем скрывалась истинная причина столь сильной перемены, сегодня сказать сложно. Как вариант — подозревал их в отравлении любимой Друзиллы, однако никаких письменных подтверждений тому не имеется.

А вот то, что в 39 году обеих сестер и их любовника Лепида обвинили в заговоре с целью свержения императора и захвата власти в пользу Лепида, факт имеет место быть. Кроме того, Калигула обвинил их всех оптом в разврате и прелюбодеянии.

После короткого судебного процесса Марка Эмилия Лепида казнили, а сестер выслали на Понтинские острова, находящиеся в Тирренском море. Под страхом смерти Калигула запретил оказывать им какую-либо помощь. Кроме того, он присвоил имущество родственников, а потом и вовсе распродал.


Что же до некогда пылко любимых сестер, то им не позавидуешь. Выросшие в роскоши и ни в чем не имеющие отказа Агриппина и Юлия Ливилла влачат нищенское существование. Дабы не умереть с голоду молодые женщины вынуждены нырять за губками на морское дно, а потом их продавать.

При этом старый муж Агриппины Гней Домиций Агенобарб, он на тот момент был еще жив, продолжает жить в Риме. Не попал под опалу и ее сын Луций.

Однако в 40 году супруг умирает от водянки в Пирги (совр. Санта Севера, Италия, - авт.). Перед смертью он завещает поделить свое огромное имущество между Нероном и Калигулой,  но последний решает оставить себе все. Что же до малыша, то его отдают на воспитание тетке Домиции Лепиде Младшей.

Переворот

24 января 41 года недовольные его правлением солдаты преторианской гвардии под командованием центуриона Кассия Хереи закалывают тирана мечом. Затем убивают его жену Милонию Цезонию,
а маленькой дочери Юлии Друзилле, названной так в честь любимой сестры, и вовсе размножили голову.

Поначалу Сенат хотел восстановить республику, но в последний момент преторианцы оказали свою поддержку дяде Калигулы и Агриппины, родному брату Германика Клавдию, того самого о котором его воспитательница, дочь Марка Антония иронично сказала «Человек, которого природа только начала создавать, но не закончила». Именно его и провозглашают императором.

 Новый император тут же возвращает племянниц из ссылки. Юлия Ливилла вернулась к своему мужу консуляру Марку Виницию и вновь зажила с ним счастливо и весело.

А вот Агриппине возвращаться было некуда… Старый супруг умер, имущество ушло с молотка, сын находится на воспитании у родственницы... Но любимый дядя не оставляет племянницу в беде.

 Не долго думая, Клавдий выдает ее замуж за консула Гая Саллюстия Пассиена Криспа, который на тот момент был женат на двоюродной сестре Клавдия по материнской линии.

После развода Гай Саллюстий, кстати очень богатый и властный человек, берет в свой дом и и ее малолетнего сына.

Сам же Клавдий на тот момент был женат на Мессалине. И хотя Агриппина практически не появлялась во дворце Клавдия и не занималась политикой, Мессалина быстро сообразила, что наследник Агриппины в будущем станет серьезным соперником ее сыну Британнику.

Выход один — убить реального претендента на престол. И Мессалина подсылает в дом Пассиена Криспа наемных убийц. Они должны были задушить мальчика во время сна. Согласно легенде, убийцы увидели на подушке спящего ребенка змею, охранявшего его покой и в ужасе убегают…

В 47 году Гай Саллюстий неожиданно умирает. По Риму тут же ползут слух, что его отравила Агриппина отравила. Еще бы! Ведь теперь все его огромное состояние достанется ей и Нерону! Но станет ли это ступенькой к власти? Ведь на пути стоит коварная Мессалина!


Бедный юноша кончает жизнь самоубийством

Идут годы... Мессалина продолжает делить ложе с Клавдием и одновременно со всеми, кто ей приглянулся. Агриппина понимает — мечта станет реальностью лишь когда между ней и императором никого не будет.

 Путем долгих интриг и не без помощи самой Мессалины Рим с облегчением избавился от красавицы-распутницы. Агриппина принимается нежными поцелуями успокаивать престарелого дядюшку. Нет сомнений, что мысли сделать сына наследником трона не оставляют ее не на минуту. Вот что пишет об этом римский историк Тацит:

«Агриппине пришла идея женить Луция на дочери Клавдия — Октавии. Ее не остановило то обстоятельство, что Октавия к этому времени была обручена с Луцием Силаном. Расторжения помолвки не составляло труда добиться «от принцепса, у которого не было других мыслей и другой неприязни, кроме подсказанных и внушенных со стороны».

Расчетливая Агриппина нашла себе могучего союзника и ловкого политика, затаившего обиду на дом Силана. То был Вителлий. Он принялся «возводить обвинения на Силана, сестра которого, красивая и своенравная Юния Кальвина, в недавнем прошлом была невесткой Вителлия». Братскую привязанность Луция Силана к Юнии угодник Агриппины «представляет кровосмесительной связью».

Как и следовало ожидать, доверчивый Клавдий, прикрываясь любовью к дочери, внимательно выслушивает все, что ему говорят о будущем зяте.

А затем жениху объявляют, что свадьбы не будет. Молодого человека исключают из сенаторского сословия и принуждают сложить с себя преторские полномочия. Его сестру красавицу Юнию изгоняют из Италии.

Несчастный и оболганный юноша кончает жизнь самоубийством в тот самый день, как престарелый Клавдий женится на своей племяннице Агриппине и делает ее императрицей.