О воспитании с улыбкой. 13. ОБЖ-три весёлых буквы

Нюра Гешкина
Предыдущая: http://www.proza.ru/2020/02/10/1205

     13. «ОБЖ – ТРИ ВЕСЁЛЫХ БУКВЫ»

     ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности. Многим родителям знакома эта аббревиатура. Так называется школьный предмет, отчасти заменивший всем известные «учения по гражданской обороне». Вижу, как у одних читателей появилась улыбка, а у других - пренебрежительная усмешка. Шутки о пользе или бесполезности этих занятий в школах и организациях звучат до сих пор. Есть и у нашей семьи такая забавная история.

     Иван часто оставался дома один. Хотелось максимально оградить его от проблем, подстерегающих в ограниченных пространствах квартиры. Особое внимание мы с мужем уделили противопожарной безопасности и эвакуации в случае беды, наивно полагая, что "если человек предупрежден, то и вооружен".

     Сначала мы объяснили ребёнку, что в случае угрозы необходимо вызвать пожарных по телефону «01» и срочно покинуть помещение. Заблаговременно привели в порядок оконные рамы: отрегулировали поворотные ручки, смазали петли и дверные замки.

     Вполне ожидаемо, что для пацана самым интересным этапом в этом родительском инструктаже оказались практические занятия, то есть аттракцион по выпрыгиванию с папой из окна. Задачу облегчало то, что квартира располагалась на первом этаже. Это, наверное, одно из немногих преимуществ нижнего этажа.

- Ты, когда приземляешься на клумбу, сгруппируйся, как кошка, - наставлял отец сына.

     Под предлогом отработки экстремального варианта эвакуации они с удовольствием по очереди сигали через окно, подначивая друг друга, как мальчишки-ровесники.

- Пап, давай еще потренируемся, - просил снова и снова разыгравшийся сорванец.

- Нет, хватит, и так от маминых цветов под окном ничего не осталась.

- Не, мы помяли только в середине, как будто, так и было посажено – бубликом.

     К моему изумлению, усвоенный урок Ванюша уже на следующий день применил в жизнь.

     У соседей убежала на плиту, а потом и подгорела молочная каша. Запах гари в маленькой «хрущёвке» распространился довольно быстро.

     Мой «подкованный» ребёнок выглянул на лестничную площадку, увидел дымовую завесу, нырнул обратно в квартиру, схватил курточку и …ящик письменного стола с документами. Затем стремительно ретировался на улицу через окно, не забыв этим же путем предварительно эвакуировать и сопротивляющегося кота.

- Дяденька, позвоните в «01», у нас в доме пожар! - прокричал он прохожему, крепко сжимая коробку с бумагами.

     Хорошо, что вовремя подоспели соседи. Справившись с кулинарными последствиями, они приютили у себя до вечера бдительного мальчика в домашних тапочках. Иначе бедолаге пришлось бы гулять во дворе с ящиком наперевес до нашего возвращения с работы. Дверь-то квартиры заперта изнутри, а при стремительном бегстве все мысли ребёнка были заняты спасением кота, себя и документов, а про ключи пацан даже и не вспомнил.

     Первый, кто в тот день встретил меня у подъезда, оказался наш хвостатый. Он нарисовался из подвала сразу же перед моим носом, жалобно мяукая. С возмущением бедное животное ябедничало о проделках маленького хозяина и оказался единственным, кто не разделял всеобщей радости от успешных учений по «гражданской обороне».

     С тех пор жители двора называли Ивана "неугомонным пожарником".

     Как могли, мы старались не ограничивать проявления самостоятельности сына, наоборот, всеми силами пытались втолковать ему правила проживания в мегаполисе и сопутствующие опасности: автомобильные дороги и переходы, лифт и высокие этажи, чужие люди и возможные соблазны.

     Согласитесь, что объяснить и научить ребёнка пользоваться этим сложнее и хлопотнее, чем запретить. А ещё проще отложить освоение этих навыков на потом. Авось, сам поумнеет.

     Таким образом, взрослые перекладывают ответственность за совершенные ошибки и трагические случайности на плечи неподготовленных детей. А это нечестно. Или?

Продолжение следует...