Ювелирная история

Ирина Волкова 6
Эпизод 1.

Ученик.От мадам Дервиль принесли блохоловку, восстановить позолоту. Она стерлась об ее меховую накидку. 
Ювелир. Драгоценности надо не на одежде носить, а с собой, в коробочке. Иначе они портятся! В них не только камни, а труд, мысль, вдохновение!
Ученик. Мало кто с вами согласится, мэтр. Люди покупают у нас украшения и вещи уже принадлежат им, а не нам.
Ювелир. А что они сделали, чтобы вещи им принадлежали?
Ученик. Заплатили, мэтр.
Ювелир. Заплатили они. Я вложил часть самого себя в свою работу. А они – только деньги! Деньги все одинаковы. Творение – неповторимо. Я не люблю деньги. Мне они нужны только для покупки золота и драгоценных камней. Отдав их покупателям в готовом изделии, взамен я получаю деньги – и мне кажется, что меня обманули. Пока я не начинаю новую работу. Я счастлив только, когда у меня в руках металл и камень! И я один вижу, что они в себе таят. Скульптор убирает из мрамора лишнее – и получает статую. У меня нет лишнего, я помогаю природе стать лучше. Иногда необработанные камни ничем не примечательнее булыжника. Только ювелир видит, что хотела сказать природа, создавая их. Я – переводчик с языка природы на язык людей. Люди видят то, что бог и природа хотят им сказать, только с моей помощью.
Ученик. Драгоценности говорят еще на одном языке - языке любви. Их дарят возлюбленным.
Ювелир. Любовь, равновеликая  деньгам. Чем дороже украшение – тем больше даритель хочет получить за свою любовь. Только творец, создатель, бог и мастер, дарит любовь. Прекрасное изделие, которое мастер сделал лучше созданной богом природы, возвышает душу, а не пачкает постельное белье.
Ученик. Вы говорите так, будто мастер творит для себя. Ювелир, скульптор, механик, часовщик, все они работают для людей. Невозможно создать шедевр самому себе.
Ювелир. Мальчик мой, ты не прав. О, когда-нибудь наступит время, когда мастер, гений, творец сможет посвятить все свое время творчеству, поиску новых техник и новых материалов, не будет зависеть от прихоти богатых кретинов, диктующих ему, как сделать  украшение, чтобы оно выглядело дороже, чем человеческая жизнь.
Ученик. Это – богохульство! Ничто не может быть дороже человеческой жизни!
Ювелир. Скажи это королям и полководцам. Для них человеческая жизнь дешевле пороха. И оружейного металла. Что возвращает нас к стоимости самого дорогого из всех металлов – золота. Ты придумал, что сделать с часами для маркиза?
Ученик. Да, я хочу сделать их с двойным секретом, они будут открываться, показывая одну крышку внутри, а при нажатии секретной пружины эта крышка будет выбрасывать еще две в противоположные стороны с тайником между ними. Там можно будет хранить портрет или небольшой сувенир.
Ювелир. Неплохо. Но можно немного усложнить и проделать такой же секрет с обеими крышками. Это немного увеличит объем и вес часов, но придаст им то, что для таких как маркиз является самым важным – чувство собственной значимости.
Ученик. Почему?
Ювелир. Потому что он будет знать секрет часов, а его приятели и недруги – нет. Заказчик – довольно простое существо. Упростить - значит позволить заменить значение человека значением своего имущества. Создать сложную личность все же намного труднее, чем сложный предмет. Тут мы богу не конкуренты! Наши клиенты могут воображать сколько угодно, что дорогие часы и прочие безделушки увеличивают их вес в обществе, мы-то знаем, что без нашего труда им цена – медный лиар. Как туше на рынке. Рано или поздно они и станут такими тушами.
Ученик. Но ведь и мы – тоже.
Ювелир. Нет, малыш. После нас останутся творения. После бога - вселенная, после нас – вещественная красота, улучшившая его вселенную.
Ученик. Наша работы – не вечная красота. Иногда люди продают драгоценности, продают камни из них, расплавляют золото.
Ювелир. Я в ярости от того, что во время войн люди расплавляют драгоценности, чтобы продать золото. Сколько творений утрачено навсегда, труда, мысли, таланта, страдания! Мастер с каждым креплением отдает свою кровь, душу! Почему золото стоит дороже работы! Как я хочу, чтобы материал был не золотом, не рубинами и изумрудами, а сделанным  специально для одной единственной идеи художника. Тогда моя работа будет цениться выше божественного творения, камней и металла. Человек станет равным творцу. Иначе зачем бог создал его? Природа, созданная богом, прекрасна, но разве не прекрасны картины, статуи, соборы и дворцы? А маленькое кольцо можно просто унести с собой, видеть эту красоту всегда в своих руках, и не уставать восхищаться ею как солнцем и луной, зная, что она сотворена не величайшим из творцов, а обычным человеком! Раз творец  дает человеку талант, человек что-то должен отдать ему взамен?
Украшения – вот единственное отличие человека от животных. Ученые олухи говорят, что животные не умеют улыбаться. Видел бы ты, как мой старый пес прыгал и смеялся, когда я возвращался домой после долгой отлучки! А кот моей маленькой дочки ухмылялся, если ему удавалось стащить у нее кусок пирожного! Но только потомки Адама способны подобрать цветы и листья, раковины и перья, чтобы украсить ими волосы и тело. И подарить своей Еве яркие камни, чтобы увидеть ее еще прекрасней, чем создал творец.
А ведь первые украшения придуманы для воинов! Любым кольцом, браслетом, ожерельем и диадемой изначально можно убить. Любой ученик ювелира знает, сколько крови на каждом достойном этого звания бриллианте или рубине. Люди мечтают о блестящих кусках золы и ни перед чем не останавливаются, чтобы завладеть ими. Блеск влечет всех неотвратимо, нет  и  не будет способных противостоять этому аркану мечты. Украшения - знак отличия и власти. Они дают силу. Они ее отнимают. Они отнимают жизнь. А я даю жизнь украшениям. Я имею право отнять жизнь недостойному моих трудов. Украшения задумывались как оружие. Можно вернуть им их первоначальное значение. Не робей, ученик!
Ученик. Но бог!
Ювелир. Бог - один. Дьяволов – много. Когда я слышу один голос - я знаю, кто говорит со мной. Он водит моей рукой через душу, данную им. А когда голосов много - его голоса среди них нет. Он не будет вступать с ними в спор. Они могут побеждать на коротких отрезках пути, но в конце дороги – победа всегда за ним. Я иду по дороге, указанной богом, ведь дар моим рукам и уму вложил он. Ты – мой наследник. Я отдаю тебе Мадлон, но ты должен продолжить мою миссию. Я открыл тебе тайну не только этого дома, но и моей души, вдохновленной богом. Ты связан со мной всеми узами великого творца. Твори!
Ученик. Но убивать!
Ювелир. Люди, не создавшие ничего вечного – не достойны вечной жизни. Или хотя бы долгой.
Ученик. А их души!
Ювелир. К душам я отношения не имею. Это забота бога. Я выполняю его божественное установление. Творю и лишаю творений жалких тварей. Не своих творений. Но вдохновленных богом! Работай. И помни о нашей тайне.
Ученик. Я погиб. Он сошел с ума. Что сказать Мадлон? Он прекраснейший отец. Она никогда мне не поверит! Я не могу принуждать ее выбирать между нами. Мне лучше бежать, но я не могу жить без Мадлон! И выдать учителя невозможно. В любом случае я теряю любовь!
Ювелир. Что там о потере любви?
Ученик. Я люблю Мадлон, но я беден.
Ювелир. Ты – не беден. У тебя есть  твой талант. Он сделает тебе имя. А имя принесет тебе деньги. Только не пытайся ставить деньги выше таланта. Потому что выше него ничего нет.
Ученик. А власть? Власть короля?
Ювелир. Ты думаешь, что шатлен с мечом и короной означает величие королевской власти? Нет. Корона – символ власти. Меч - символ ее прекращения, если власть не делится величием с народом. Бедный народ - плохой почитатель величия власти. Зачем бедняку величие! А вот меч всегда пригодится. Добыть пищу, жилище и власть, если потребуется. Так что шатлен не только украшение. Это - напоминание власть имущим.

Продолжение все еще пишется.