Имена богов, имена рек, имена гор

Нина Анатольевна Шутёмова
ИМЕНА БОГОВ, ИМЕНА РЕК, ИМЕНА  ГОР.  ЭТНОЛИНГВИСТИКА
ТОПОНИМИКА
Шутёмова  Нина Анатольевна,
NAMES OF GODS, NAMES OF THE RIVERS, NAMES OF MOUNTAINS. ETHNOLINGUISTICS. TOPONIMICS 
Shytiomova Nina Anatoljevna,
     The  Kuban land is washed by the Black and Azov seas, and 574 rivers supply  it with water.
Кубанская земля (Кубань) омывается Чёрным и Азовским морями. Живительной влагой  поят её  574 реки.
Рассмотрим топонимику Кавказа.
«..Кавказские горы (груз., лезг. Къавкъаздин сувар, абх. Кавказаа ашьхаа, азерб. Qafqaz daglar, арм…, кабард.-черк. Къаукъаз Iуащхьэ, карач.-балк. Кавказ таўла, чеч. Кавказан лаьмнаш, осет. Кавказы ххт) — горная система между Чёрным, Азовским и Каспийским морями. Разделяется на две горные системы: Большой Кавказ и Малый Кавказ. Кавказ часто делят на Северный Кавказ и Закавказье, границу между которыми проводят по Главному, или Водораздельному, хребту Большого Кавказа, занимающему центральное положение в горной системе… Традиционно Большой Кавказ делится на 3 части: Западный Кавказ (от Чёрного моря до Эльбруса), Центральный Кавказ (от Эльбруса до Казбека) и Восточный Кавказ (от Казбека до Каспийского моря). Наиболее известные вершины — г. Эльбрус (5642 м) и г. Казбек (5033 м) покрыты вечными снегами и ледниками. Большой Кавказ — регион с большим современным оледенением. Общая численность ледников составляет около 2 050... В юго-восточной части Кавказа — Талышские горы… Горы близ Сочи — Ачишхо, Аибга, Чигуш (Чугуш, 3238 м), Псеашхо и др. (курортная местность Красная Поляна) — примут участников зимних Олимпийских игр 2014 года… На сравнительно небольшой территории сосредоточено большое разнообразие языков... Сюжеты, связанные с Кавказом, занимают существенное место в ГРЕЧЕСКОЙ мифологии (мифы о Прометее, амазонках и т. д.), в Библии тоже упоминается Кавказ как место спасения человечества от потопа (в частности, гора Арарат). Образ Кавказских гор и связанных с ними мифических и легендарных представлений получил наиболее завершённое отображение у ПЕРСОВ (иранцев). Иранские кочевники принесли с собой новую религию — ЗОРОАСТРИЗМ и связанное с ней особое миропонимание. Зороастризм оказал серьёзное влияние на мировые религии — христианство, ислам и отчасти буддизм. Иранские названия сохранили, например, горы и реки Кавказа (река Аба — «вода», гора Эльбрус — «железная»). Можно также указать на популярную на Востоке частицу «стан» в таких названиях стран, как Дагестан, Айастан, Пакистан, которая также иранского происхождения и переводится примерно как «страна». Иранского же происхождения и слово «Кавказ», которое присвоено горным хребтам в честь эпического царя Древнего Ирана Кави-Кауса. Первая часть его имени «Кави» (или «Кей») обозначает в иранской мифологии сословие жрецов, создателей ритуальных текстов. В «Авесте» (главной книге зороастризма) КАВИ рассматривались как сторонники первобытно-шаманистских культов и ПРОТИВНИКИ зороастризма. Позже «кави» обозначало титул царя, откуда и появилось название первой династии иранских царей «Кейяниды». Кави-Каус (в «Авесте» — Кави-Усан) — второй царь династии Кейянидов. Во всемирной известной поэтической эпопее «Шахнамэ» (Книга царей) классик ираноязычной литературы Абуль Касим Фирдоуси повествует, что Кави-Каус …Желая уничтожить зло, он отправился в поход против дэвов  (демонов), но, ослепленный, попадает в плен к Белому Дэву. Богатырь Рустам вызволяет Кави-Кауса и возвращает ему зрение при помощи печени Белого Дэва. Позже Кави-Каус снова попадает в беду… «Авеста» упоминает Кави-Кауса как царя, владеющего всем миром. Ему подчиняются и птицы, и звери, и даже черные демоны помогают ему воздвигать чудесные дворцы на вершине горы Эльбрус. Демоны сооружают ему семь магических чертогов их золота, серебра, меди и т. д. Вошедшие в эти чертоги старцы вновь обретали молодость. Ни власть над миром, ни роскошь дворцов не умалили гордыню Кави-Кауса. Он поднимается на орлах в небеса, чтобы установить и там свое влияние. Однако орлы сбрасывают его над рекой Амуль (вероятно над Аму-Дарьей) в лесу, где его тело было найдено слугами… Богоборческие порывы Кави-Кауса …(Сирийский апокриф «Повесть о Соломоне» и славянские «Сказания о Соломоне и Китоврасе»)… Так, за коротким словом «Кавказ» скрывается богатая история разных народов, судьбы которых переплелись и смешались… Кавказ — это складчатые горы с некоторой вулканической активностью, которые сформировались как Альпы в Третичный период (примерно 28—23 миллионов лет назад)… С геофизической точки зрения, Кавказ образует широкую зону деформации, которая является частью пояса столкновения континентальных плит от Альп до Гималаев… Поэтому в конце XX века на Кавказе происходили большие землетрясения с интенсивностью от 6,5 до 7 баллов… На Кавказе живут примерно 50 народов, которые обозначаются как кавказские народы (например: аварцы, черкесы, чеченцы) и т. д., говорящие на кавказских, индоевропейских, а также алтайских языках. Этнографически и лингвистически кавказский регион можно отнести к самым интересным областям мира… Местные жители являются частично мусульманами, частично христианами (русские, армяне, осетины, грузины, часть кабардинцев). Армянская Церковь и Грузинская Церковь являются одними из древнейших христианских церквей в мире. Обе церкви имеют исключительно важную роль в качестве пропаганды и защиты национальной самобытности народов, которые на протяжении двух столетий были под иностранным правлением (турки, персы, русские). Вершины. Эльбрус 5642 м — высшая точка Кавказа, России и Европы. Дыхтау 5204 м; Казбек 5034 м Грузия, Россия (высшая точка Северной Осетии); Катын-тау или Адишь 4970 м; Адай-Хох 4408 м Осетия; Диклосмта 4285 м Чечня; Шахдаг 4243 м Азербайджан; Туфандаг 4191 м Азербайджан; Шалбуздаг… Дагестан…» [11].  Отмечается, что Кавказ —  индоевропейское название. Однако исследователи вводят НАРИЦАТЕЛЬНУЮ трактовку. Например. «Образ Кавказских гор и связанных с ними мифических и легендарных представлений получил наиболее завершённое отображение у персов (иранцев). Иранские кочевники принесли с собой новую религию — зороастризм... Иранские названия сохранили, например, горы и реки Кавказа (река Аба — «вода», гора Эльбрус — «железная»). Можно также указать на популярную на Востоке частицу «стан» в таких названиях стран, как Дагестан, Айастан, Пакистан, которая также иранского происхождения и переводится примерно как «страна». Иранского же происхождения и слово «Кавказ», которое присвоено горным хребтам в честь эпического царя Древнего Ирана Кави-Кауса». Таким образом, иранцы — КОЧЕВНИКИ. Они боролись с ДРЕВНИМИ ДЭВОПОКЛОННИКАМИ в каменных «ПЕЩЕРАХ». Религию сменили. Следовательно, НЕ ИРАНЦЫ-ПЕРСЫ давали ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ИМЕНА БОГОВ КАВКАЗУ. СТАН — регистрируется как ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ основа (15—12 тыс. до н.э.)  [12].  Следовательно, СТАН-СТАНИЦА сохраняли ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ с «КАМЕННОЙ» культурой ДЭВОПОКЛОННИКОВ, то есть, нынешние великорусские казаки ДИВИНЫ с напитком РАКА. Однако, названия горам ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЫ давали в честь БОГОВ. Таким образом,  подтверждается ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ — «Первая часть его имени «Кави» (или «Кей») обозначает в иранской мифологии сословие жрецов, создателей ритуальных текстов. В «Авесте» (главной книге зороастризма) КАВИ рассматривались как сторонники первобытно-шаманистских культов и ПРОТИВНИКИ зороастризма. Позже «кави» обозначало титул царя, откуда и появилось название первой династии иранских царей «Кейяниды». То есть, КАВИ-КЕЙ — ИМЯ БОГОВ, перешедшее  в  СТАЦИОНАРНО проживающих на КАВКАЗЕ в ПЕЩЕРАХ (не кочевников-иранцев) «сословие жрецов, создателей ритуальных текстов. В «Авесте» (главной книге зороастризма) КАВИ рассматривались как сторонники первобытно-шаманистских культов и ПРОТИВНИКИ зороастризма». Следовательно, НЕ зороастрийцы-иранцы ДАВАЛИ имена БОГОВ горам КАВКАЗА. Это ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ОСНОВЫ, которые ДАВАЛИСЬ ГОРАМ И РЕКАМ стационарно проживающими в ПЕЩЕРАХ ДЭВОПОКЛОННИКАМИ. В списке ИМЁН гор (в настоящее время — проживание разных языковых семей на Кавказе) сохраняется ИМЯ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО БОГА ДИВА (15—12 тыс. до н.э.). Например. «.Дыхтау 5204 м; Казбек 5034 м Грузия, Россия (высшая точка Северной Осетии); Катын-тау или Адишь 4970 м; Адай-Хох4408 м Осетия; Диклосмта 4285 м Чечня; Шахдаг 4243 м Азербайджан; Туфандаг 4191 м Азербайджан; Шалбуздаг… Дагестан…» То есть, ДЫХ-ТАУ, КАТЫН-ТАУ или А-ДИШЬ, А-ДАЙ-ХОХ, ДИК-ло-СМТА, Шах-ДАГ, Туфан-ДАГ,  Шалбуз-ДАГ… ДАГ-е-СТАН. Следовательно, пришедшие после ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ народы других языковых семей сохраняли ИМЯ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО бога ДИВА. Интересно название ЭЛЬБРУС.  Оно соотносится с иранским (персидским) НАВРУЗ. Наше предположение, что НАВРУЗ НЕ зороастрийский праздник, а более РАННИЙ, ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ, подтвердилось сохранением формы (НАВ-РУЗ, НАВ-РОС — новый день,  рос-рус=ДЕНЬ-див) ДИЙ-ДИХУ у лакцев на КАВКАЗЕ в ДАГ-е —СТАНЕ. То есть, там, где СТАЦИОНАРНО проживали ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЫ-ДЭВОПОКЛОННИКИ. ДАГ-е-СТАН — дословно — СТАН, СТАНИЦА, СТРАНА ДИВА-ДАКА-ТАОХА-ЗЕВСА-ЮПИТЕРА с праздником в его честь — ДИЙ-ДИХУ (НАВ-РУЗ). Тогда соответствующая форма — ИМЯ БОГА ДИВА — должна быть у Эльбруса. «…Страна Россия. Расположение Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия (Россия). Горная система Кавказские горы. Не следует путать с Эльбурс — горной системой на севере Ирана… Эльбрус — это двувершинный седловидный конус вулкана. Западная вершина имеет высоту 5642 м, восточная — 5621 м. Они разделены седловиной — 5300 м и отстоят друг от друга примерно на 3000 м. Последнее извержение датируется 50 г. н. э. ± 50 лет… По одной из версий название Эльбрус происходит из иранского Айтибарес — «высокая Гора», более вероятно — иранское «сверкающий, блестящий» (как и Эльбурс в Иране). Грузинское название Ялбуз — от тюркского ял — «буря» и буз — «лёд». Армянское Альберис — вероятно, фонетический вариант грузинского названия, однако не исключена возможность связи с общеиндоевропейской основой, к которой восходит топоним «Альпы». Другие названия: Минги тау (Минги-тау) — вечная гора (карачаево-балкарское). Ельбурус — направляющий ветра (ногайское). Асхар-тау — снежная гора асов (кумыкское)… Джин-падишах — царь горных духов (тюркское). Альбар (Альборс) — высокий; высокая гора (иранское). Ялбуз — грива снега (турецкое)Къусхьэмаху (Кусхамаф) — гора, приносящая счастья (адыгейское). Урюшглюмос — гора дня, Шат, Шат-гора — старорусское название (от карач.-балк. шат, чат — выступ, ложбина, то есть «гора с ложбиной»)… Международным коллективом ученых, в ходе исследования Мезмайской пещеры были обнаружены слои, содержащие вулканический пепел от двух древних извержений:…около 40 тысяч лет назад. По предположениям ученых, после последнего извержения население Мезмайской пещеры (неандертальцы), покинуло её…»   [13]. Таким образом, трактовка наименования горы в различных языковых семьях — НАРИЦАТЕЛЬНАЯ. Даже индоевропейская ИРАНСКАЯ трактовка —ТОЖЕ НАРИЦАТЕЛЬНАЯ, что НЕ соответствует указаниям ДРЕВНИХ ПАМЯТНИКОВ — ИМЯ БОГА—РЕКА—ГОРА (ДЖАМНА, САРАСВАТИ). «…назвать величайшую гору Кавказа Эльбрус — Ошхамахо, в переводе с адыгского это якобы «ГОРА СЧАСТЬЯ»… На адыгском языке «гора» произносится как «бгы», а счастье «насып», в этом случае это должно было бы звучать так «насып-бгы», а не Ошхамахо… В карачаево-балкарском языке Эльбрус имеет несколько названий, одно из которых «Ашхы махуа» (в переводе с карачаевского «ашхы» — добрый, «махуа» — двуглавый)… Допустим, Ошхамахо чисто адыгское название, но это вовсе не означает, что Эльбрус был родиной адыгов, так как многие народы имеют свое национальное наименование Эльбруса. В отличие от адыгов они не утверждают, что Эльбрус это их историческая гора. Например: Арабы называли Эльбрус «Абу-Аль-Джибаль». Греки называли Эльбрус «Питре Ажал». Монголы «Тиль-ТАФ». Лезгины «ЗЕХ-венДЕ». Кай-ТАК-и  «ТАВ-Бон». Чеченцы «Ир-ТАВ». Татары «Чайдар ТАФ». Грузины «Ялбузи». Персы «Ай-ТИ бо-РЕС». Армяне «Аль-бе-РИС». Ассирийцы «Шумер». Нар-ТЫ  «Уарп ТАУ». Карачаево-балкарцы именовали Эльбрус по-разному. «От-ТАУ» (огонь гора). «Кюль-ТАУ» (пепел гора). «Акъ ТАУ» (белая гора). «Ай-РЫКъ ТАУ» (разделенная гора). «Ингиз ТАУ» (название низкой главы). «Минги ТАУ» (название высокой главы). «Ашхы махуа» (общее название обоих глав)… (прим. автора сайта А.С.. «Эльбрус» ногайское название ЙЕЛЬБУРУС — «йел», ветер+ «бурус» ... направитель ветров... Более того, в адыгском языке нет даже общего названия Главного Кавказского Хребта…»   [6]. Итак, исследователи отмечают, что в различных языковых семьях трактовка этимологии наименования горы Эльбрус — НАРИЦАТЕЛЬНАЯ. «Арабы называли Эльбрус «Абу-Аль-Джибаль». Греки называли Эльбрус «Питре Ажал». Монголы «Тиль-ТАФ». Лезгины «ЗЕХ-венДЕ». Кай-ТАК-и «ТАВ-Бон». Чеченцы «Ир-ТАВ». Татары «Чайдар ТАФ».  Грузины «Ялбузи». Персы «Ай-ТИ бо-РЕС». Армяне «Аль-бе-РИС». Ассирийцы «Шумер».  Нар-ТЫ «Уарп ТАУ». Карачаево-балкарцы именовали Эльбрус по- разному. «От-ТАУ» (огонь гора). «Кюль-ТАУ» (пепел гора). «Акъ ТАУ» (белая гора). «Ай-РЫКъ ТАУ» (разделенная гора). «Ингиз ТАУ» (название низкой главы). «Минги ТАУ» (название высокой главы). «Ашхы махуа» (общее название обоих глав)… (прим. автора сайта А.С.. «Эльбрус» ногайское название ЙЕЛЬБУРУС — «йел», ветер + «бурус»... направитель ветров». НАИМЕНОВАНИЯ часто в ДАННОМ случае  имеют ОБЩУЮ ОСНОВУ. «Абу-Аль-Джибаль». «Питре Ажал». «Тиль-ТАФ». Лезгины —  «ЗЕХ-венДЕ». Кай-ТАК-и «ТАВ-Бон». «Ир-ТАВ». «Чайдар ТАФ». «Ялбузи». «Ай-ТИ бо-РЕС». «Аль-бе-РИС». «Шумер». Нар-ТЫ «Уарп ТАУ» «От-ТАУ» (огонь гора). «Кюль-ТАУ»  «Акъ ТАУ»  «Ай-РЫКъ ТАУ» «Ингиз ТАУ» «Минги ТАУ» «Ашхы махуа» ЙЕЛЬБУРУС — «йел», ветер + «бурус» ... направитель ветров».  Они имеют ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКУЮ основу (15—12 тыс. до н.э.) ДИВ-ДЕНЬ-ДВА (АЗ-КАЗ=день — авест. И нав-РУЗ-РОС=день-перс., т.е. ДЕНЬ-ДИВ-ДВА=АЗ-КАЗ=РОС-РУЗ-РУС — одно значение у праиндоевропейцев). ТО есть, ИМЯ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО бога ДИВА, что отмечается в древних (ВЕДЫ — со 2 тысячелетия до н.э.) письменных памятниках и закреплено в ИНДИЙСКОЙ ТОПОНИМИКЕ (САРАСВАТИ—БОГИНЯ=РЕКА). «ТАФ». Лезгины — «ЗЕХ-венДЕ». Кай-ТАК-и «ТАВ-Бон». «Ир-ТАВ». «Чайдар ТАФ». «Ай-ТИ бо-РЕС». «Аль-бе-РИС». «Акъ ТАУ» «Ай-РЫКъ ТАУ»  ЙЕЛЬБУРУС — «йел», ветер + «бурус»... направитель ветров». Таким образом, ИМЯ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО бога сохраняется в форме ТАФ-ТАВ-ТАК-ТИ-ТАУ-ЗЕХ-ДЕ-РЕС-РУС-РИС-РЫКЪ. Как в случае с НАВРУЗОМ (наименование праздника с сохранением более древней ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ формы ДИЙ-ДИХУ регистрируется в ДАГ-естане),  имя БОГА ДИВА сохраняется в ДАГестане в ИМЕНИ горы. А именно следующее. «Лезгины — «ЗЕХ-венДЕ». Кай-ТАК-и «ТАВ-Бон». То есть, ЗЕХ-ЗИХ-ДЕ (аналог ЗЕВС-ЗЕХ-ЗИХ — ДИЙ микен.), и сохраняется имя БОГА — ДОЗОРОАСТРИЙСКИХ жрецов — ДЭВОПОКЛОННИКОВ — КАЙ—ТАК. Аналогично Ай-РЫКЪ (РАКА). Характерный пример объяснения  ТОПОНИМИКИ пришедшими позднее народами других языковых групп  — «ЙЕЛЬБУРУС — «йел», ветер + «бурус» ... направитель ветров». В данном случае РУС (как в случае с НАВРУЗ—НАВРОС — новый ДЕНЬ). То есть, АЗ-КАЗ-авест. ДЕНЬ=РУЗ-рос=день=ДИВ-ДЕНЬ. Представители других языковых семей затрудняются объяснить этимологию ДИВ-ДЕНЬ. Это ИМЯ, вероятнее всего, ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОЕ ДВА (скорее всего, не близнечный культ, а ПАРНОЕ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОЕ БОЖЕСТВО — НЕБО—ЗЕМЛЯ) — русская фамилия ДИВИН, ДИВОВ, ЕвДОКимов. Аналог — (от ИМЯ — ТРИ): ТРИТА, Иван ТРЕТЕЙ;  фамилии — ТРЕТЬЯК, ТРЕТЬЯКОВ. Интересно следующее.  «Допустим, Ошхамахо чисто адыгское название, но это вовсе не означает, что Эльбрус был родиной адыгов, так как многие народы имеют свое национальное наименование Эльбруса. В отличие от адыгов они не утверждают, что Эльбрус это их историческая гора… По Калмыкову адыгские боги такие как «Пса», «Тха» (бог жизни), Мзы Тха (бог леса) жили на вершине Эльбруса. Это является слабой, неудачной попыткой связать свое происхождение с Эльбрусом. Адыги.., обратили свои взоры к небесам, заявив, что бог «Тха» подарил им в свое время Эльбрус...  Например, они заявляют: «Земля Эльбрус — это священная родина черкесов, дарованная «Тха» (богом). «Тха даровал нам землю Эльбрус — источник для крови и хабзе, их храм, и нельзя оставлять его!» «...Эльбрус это родина предков, наша кровь». Об этом также пишут М. Ахметов и Т. Марчануков в своей книге «Край, овеянный легендами» стр. 11—12… политические заявления об освобождении этой земли и ее возврата адыгам… мы докажем, что адыгский бог «Тха» сам является гостем на Кавказе. «Тха» никогда не имел своих земель на Кавказе. Он был не в праве дарить что-либо адыгам, тем более Эльбрус. Если рассматривать все адыгские легенды из них можно понять, что адыги в силу каких-то причин, из разных мест, в разное время постепенно подтянулись на Кавказ… На сегодняшний день адыги пытаются представить всё наоборот.  Посадить на троне Эльбруса «Тха» и убедить всех, что карачаевцы — это пришлая кучка оборванцев… Откуда пришли на Кавказ «Тха» и все его поклонники… В книге «Мифы народов мира» на стр. 534—536 о «Тха» пишется следующее: Тха — главный бог адыгов. Тхагаледж — бог земледелия у адыгов. Тхаухуд — адыг. Бог  Тхашхо — адыг. Бог Тхожей — адыг. Бог (Теперь сравните с названиями богов Индокитая) Тхагьямин — главный бог Бирмы. Тхамала — легендарный покровитель Камбоджи. Тхэуранг — бог природы на Тибете. Тхонг и двараси — боги природы в Лаосе… …. Мы приведем множество фактов о том, что адыги пришли на Кавказ…»  [6]. Следовательно, у представителей ИБЕРО-КАВКАЗСКОЙ языковой семьи сохраняются отголоски ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИХ верований. «… По Калмыкову адыгские боги такие как «Пса», «Тха» (бог жизни), Мзы Тха (бог леса) жили на вершине Эльбруса. Это является слабой, неудачной попыткой связать свое происхождение с Эльбрусом». Время праиндоевропейского языка — 15—12 тыс. до н.э., поклонение ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОМУ БОГУ ДИВУ-ТАЙКУ-ЗИХУ-ЗЕВСУ-ТАОХУ — СОМЕ-РАКЕ и т. д. — в  КАМЕННЫХ ПЕЩЕРАХ (СТАЦИОНАРНО). Остаётся предположить, что предки  ИБЕРО-КАВКАЗСКОЙ языковой семьи (как и тюркской)  пришли на КАВКАЗ после 15—12 тыс. до н. э. (ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ  род и язык) и заимствовали ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИХ богов. В пользу данного утверждения свидетельствуют факты. Имена богов соответствуют  ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИМ — ПСА—СУ-СОМА, ТХА-ДХА-ДАХ-ДАВ-ДИВ-ТАОХ-ТАЙК. Отмечается проживание богов на вершине, однако отсутствует ПЕРСОНИФИКАЦИЯ богов с РЕКАМИ, ГОРАМИ. Хотя ИМЯ праиндоевропейского бога 15—12 тыс. до н.э.  регистрируется в названиях различных языковых семей — сохраняется в форме ТАФ-ТАВ-ТАК-ТИ-ТАУ-ЗЕХ-ДЕ-РЕС-РУС-РИС-РЫКЪ и ПСЫ (БОГ СОМА-СУ). Объяснение этимологии наименований ГОР и РЕК КАВКАЗА у представителей ИБЕРО-КАВКАЗСКОЙ и ТЮРКСКОЙ языковых семей — НАРИЦАТЕЛЬНАЯ, что свидетельствует о более позднем (после 15—12 тыс. до н.э.) приходе на КАВКАЗ представителей данных языковых семей. Утверждения «Земля Эльбрус — это священная родина черкесов, дарованная «Тха» (богом)» свидетельствуют о том, что часть древних  ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ, проживавших на КАВКАЗЕ (по ТОПОНИМИКЕ КАВКАЗА) с 15—12 тыс. до н. э.,  [1] — ДАКОВ-ДАЕВ-ТАОХОВ-ЧЕРКАСОВ-ЗИХОВ-АДЫГОВ вошла в состав нынешнего адыгейского народа (как  пришедшие КАЗахи включили в свой состав СТАЦИОНАРНОЕ МЕСТНОЕ индоевропейское население ДАКОВ-ДАЕВ — казахский род АДАЙЦЫ  [5]). Интересно, что представители ИБЕРО-КАВКАЗСКОЙ и ТЮРКСКОЙ языковых семей затрудняются объяснить этимологию наименований своих народов. Объяснения — НАРИЦАТЕЛЬНОЙ ЛЕКСИКОЙ.  Кроме того, ТХА трактуется как «БОГ», не объясняя этимологию слова.  Отсутствует объяснение нарицательного  БОГ как ИМЕНИ бога. Затруднения в данных языковых семьях возникают при попытках объяснить этимологию. В индоевропейской языковой семье — это РЕГИСТРАЦИЯ в ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИХ КОРНЯХ 15—12 тыс. до н.э.; существование  имени — ТРИТА, ИВАН ТРЕТЕЙ (нынешние ТРЕТЬЯК, ТРЕТЬЯКОВ), ДИВИН—ДИВОВ (от имени ДВА) — близнечный  культ; но, вероятнее, ДВОЙНОЕ РЕГИСТРИРУЕМОЕ письменными  источниками божество — «НЕБО-ЗЕМЛЯ», бывшее ранее одним целым. Следовательно, можно сделать следующий вывод. Топонимика КАВКАЗА с ИМЕНАМИ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИХ БОГОВ  и наличием «КАМЕННОЙ (стационарной) ОБРЯДНОСТИ при поклонении богу ДИВУ свидетельствуют о наиболее раннем (15—12 тыс. до н.э.) проживании ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО языкового рода на КАВКАЗЕ. Прямые потомки — нынешние ВЕЛИКОРУССКИЕ КУБАНСКИЕ КАЗАКИ РОДОВ ДИВИНЫ с напитком РАКОЙ-СОМОЙ (СУ, ПСЫ). Собственно, весь ВЕЛИКОРУССКИЙ народ является прямым потоком древних ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ — РУСЫ-РОСЫ-РУСЫ (НАВРУЗ-НАВРОС-ДИЙДИХУ-день-два)=АЗЫ-КАЗЫ (праиндоев. основа-день санскр-авест  [12])=ДИВ-ДАК-ТАОХ-ЗЕВС-ЗИХ — день, бог, два  [12]). В том числе, на КАВКАЗЕ — ВЕЛИКОРУССКИЕ КУБАНСКИЕ КАЗАКИ  РОДОВ ДИВИНЫ, ДИВОВЫ, МЕЗЕНЦЕВЫ с сохранённым напитком РАКОЙ и ИНДОЕВРОПЕЙСКИМ ВЕЛИКОРУССКИМ ЯЗЫКОМ. Аналогично распространение  ДАИК-ские—ЯИЦКИЕ—уральские  ВЕЛИКОРУССКИЕ КАЗАКИ и  ДАУРСКИЕ КАЗАКИ (распространение РОДА ДИВА с 15—12 тыс. до н.э. до Японии — г. Дэва и Америки — ДАКота).  ДАИК-ские (уральские) казаки отмечали следующее. «…у Даля…УРАЛЬСКИЙ роман; быт и жизнь этого народа, КАЗАКОВ, цветиста, ярка…жизнью—самородною; это ЗАВЕТНЫЙ уголок… «Казак говорит резко, бойко, отрывисто; отмечает языком каждую согласную букву, налегает на «р», на «с», на «т»…пояски ТКАНЫЕ, по которым…на «том  свете» будут отличать КАЗАЦКИХ ребятишек от «НЕХРИСТЕЙ» (уральские казаки СТАРООБРЯДЦЫ и в обычаях берегут «ДРЕВЛЕЕ благочестие»  [2. С.117], «Уральские КАЗАКИ промышляют РЫБУ. У КАЖДОГО казака свой долблённый ЧЕЛНОК — БУДАРКА… правят с помощью одного короткого весла. На КРАСНУЮ РЫБУ заведена особая сеть — ЯРЫГА…  выкинешь ярыгу, достанешь ОСЕТРА…глушат ударом по голове — ЧЕКУШАТ, — приговаривая почему-то не «хороша РЫБА», а  «ХОРОШ ЗВЕРЬ»…  [2. С. 118], «Оренбургская ПОГРАНИЧНАЯ ЛИНИЯ СТАН-иц- КРЕПОСТЕЙ изогнулась на карте…от ЛИНИИ тянется неведомо куда плоская степь…живёт незнакомый народ… Даль…русским читателям КАЗ-ах-СТАН первой трети девятнадцатого столетия…»  [3. С. 120], «…Оренбург удобно расположен для собирания слов: Европейская РОС-сия и Сибирь, Урал (ДАИК=РОС=КАЗ—день-див-два-прим. Н.А.Ш.) и КАЗ-ахские степи… РУССКИЕ с разных концов России — переселенцы (в одном уезде — ВЫХОДЦЫ из ДВАДЦАТИ ГУБЕРНИЙ, а  ОТЪЕДЕШЬ ТРИ ВЕРСТЫ — КАЗАЧЬЯ  СТАНИЦА с  НЕТРОНУТОЙ, САМОРОДНОЙ  УРАЛЬСКОЙ РЕЧЬЮ (смотрим, конечно, в Далев Словарь: «самородный» — ПРИРОДНЫЙ)… Даля  по КРЕПОСТЯМ Оренбургской  ЛИНИИ …разобраться в «неудовольствии» и «волнениях» уральских КАЗ-аков… Даль… на крыльце  есаульского дома, под навесом из тальниковых прутьев…на полу, застланном  разноцветным войлочным ковром…Перед ним площадь, окружённая белыми глиняными домами с плоскими кровлями (попадаются и деревянные избы с высокими тесовыми крышами)…правда была такая: ВЛАСТИ …пытаются покончить с КАЗАЧЬИМ особенным укладом жизни и службы — хотят отменить «НАЁМКУ», то есть вызов в походы ОХОТНИКОВ, хотят всех служивых одеть в ОДИНАКОВУЮ форму; УРАЛЬЦЫ же упираются — если ОБЩАЯ ФОРМА и  без «НАЁМКИ», так это всё равно, что  регулярное войско, а они НЕ СОЛДАТЫ, они — КАЗАКИ. В СТАН-ицах… ДЕТЕЙ тайно перекрещивают, молодых перевенчивают по-своему, живут… по благословению родительскому, роль мученическая придаёт СТАРОЙ ВЕРЕ  особую силу. «Неудовольствие» тлеет  в казачестве… Даль…внимает озорной песне. «Мы не воры, мы не воры, не разбойники, Мы уральские КАЗАКИ—РЫБОЛОВЩИЧКИ…»… Но степь…живут люди — кочуют АУЛЫ… КАЗ-ахи… двигаясь по степи… Даль знает…Яи-мурзина, у которого двенадцать тысяч коней, многие тысячи верблюдов, бессчётно овец, но Даль видит семейства, которые владеют одной козой… двигаясь по степи… В голодные зимы, когда выпадает глубокий снег или ледяной коркой затягиваются пастбища, худые, оборванные казахи приходят на «линию», к крепостям  и СТАН-ицам, — продают  детей в работники: мальчик стоит двадцать рублей, за четырёх мальчиков… со скидкой…»  [4. С. 125—129]. Следовательно, отмечается, что КАЗАКИ — НЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ, МЕСТНЫЕ ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ВЕЛИКОРУССКИЕ жители со СВОИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ВЕЛИКОРУССКОЙ РЕЧИ и ДРЕВНИМИ ОБРЯДАМИ  ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ (как РАКА-СОМА у КУБАНСКИХ ВЕЛИКОРУССКИХ КАЗАКОВ). Проживают СТАЦИОНАРНО —  СТАЦИОНАРНЫЕ ДОМА. Занимаются РЫБОЛОВСТВОМ (ОСЁТР — ЛОСОСЬ — УРУП).  У великорусских кубанских казаков — ОСНОВА — ВСАДНИКИ на КОНЯХ и САДЫ (напиток РАКА-СОМА из абрикосов-жерделы). Затруднения в ИБЕРО-КАВКАЗСКОЙ и  ТЮРКСКОЙ языковых семьях возникают при трактовке НАИМЕНОВАНИЙ народов. «… о происхождении карачаево-балкарского народа пишут следующее: «Поскольку антропологически доказано, что балкарцы и карачаевцы принадлежат к наиболее древнему слою народов  Кавказа, вопрос о том, что они — пришельцы, отпадает. (из книги — «Происхождение балкарцев и карачаевцев»). «...карачаевцы и балкарцы являются исконным и коренным населением гор и предгорий Северного Кавказа (Е. П. Алексеева)» ...Горные долины и предгорья современной Карачаево-Черкесии и всего Юга Ставрополья издревле заселяют карачаевцы. Поэтому и местные наименования гор, хребтов, перевалов, рек, озер, и так далее — карачаевские» (В. Никитин). «Карачаевцы и балкарцы — местный, древний народ Кавказа, корни которого уходят в эпоху кавказской бронзы» (Е. П. Алексеева). «..Балкарцы и кара… коренные жители Они ниоткуда не пришли»  (П. Г. Акритис). «...В сражениях с Тимуром в 1395—1396 гг. большая часть карачаевцев погибла. Но феодальное государство «Карачай» долгое время сохраняло свою независимость,…» …тому, что сами адыги приехали …есть множество доказательств. Например: В Яку-ТИИ, в Талмудском районе, живет народ ифники. Часть этого народа называется э-ДИГ-дигер. …Значит э-ДИГ-ер это а-ДЫГ-ейцы. B ТУВ-е есть народность а-ДИГ-и. На границе с Ки-ТАЕ-м на реке Амур есть народ у-ДЕГ-е. Одно из племен этого народа называется КЕХ-е. Напомним, что кабардинцы  называют адыгов — КАХ-а. B Маньчжурии э-ДИГ-ейцев называют КАХ-а+ла… называют себя а-ДЫГ-и, кабар-ТАИ, бже-ДОГ- и т.д. А вот местное население называло их кирки-ТАЙ и зуки. … Слово «зуки» это диалект карачаевского слова «зукку», что в переводе означает «косоглазый»… когда предки адыгов пришли на Кавказ, там жил народ, говоривший на чисто карачаевском языке.  Мы уже проанализировали одно а-ДЫГ-ское предание, в котором рассказывается о приходе из пустыни предков адыгов к Беш-ТАУ… нужно учитывать, что статья появилась в газете "Диалог" преимущественными читателями которого были жители Карачаево-Черкессии. …KavkazWeb…»  [6]. Таким образом, исследователь регистрирует следующее. «В Яку-ТИИ, в Талмудском районе, живет народ ифники. Часть этого народа называется э-ДИГ-дигер. …Значит э-ДИГ-ер это а-ДЫГ-ейцы. B ТУВ-е есть народность а-ДИГ-и. На границе с Ки-ТАЕ-м на реке Амур есть народ у-ДЕГ-е. Одно из племен этого народа называется КЕХ-е. Напомним, что кабардинцы  называют адыгов — КАХ-а. B Маньчжурии э-ДИГ-ейцев называют КАХ-а+ла… называют себя а-ДЫГ-и, кабар-ТАИ, бже-ДОГ- и т.д. А вот местное население называло их кирки-ТАЙ и зуки. … Слово «зуки» это диалект карачаевского слова «зукку», что в переводе означает «косоглазый»…». Следовательно,  НАИМЕНОВАНИЯ народов имеют одну основу, что отмечает исследователь. Данную особенность регистрируют  и  другие «…Адыги стали известны под различными наименованиями (этнонимами), такими как зихи, меоты, синды, дандарии, досхи, керкеты, касоги, каски и т. д», «псессы». Точное происхождение этнонима «адыг» пока не установлено. Самым древним упоминанием в истории данного самоназвания в независимых источниках является книга генуэзского путешественника Дж. Интериано, изданная в Венеции в 1502 г., в которой он сообщал: «Зихи — называемые так на языках: простонародном греческом и латинском, татарами же и турками именуемые ЧЕРКЕСЫ, сами себя называют — «адига»».  Экзоэтнонимы зиги, зики, зикхи, чиги, чики, джики, черкесы Язык абхазо-адыгской группы Родственны адыге, абазги, абхазы, апсилы, мисимияне, черкесы….Зихи, Зиги, Зики, Зикхи, Чиги, Чики (др.-греч.., по-груз. Джики) — древнегреческое и латинское название для адыго-абхазских племенных объединений Зихии на северо-западе Кавказа, использовавшееся с периода классической античности по период позднего средневековья. Зихи явились одним из основных компонентов в этногенезе современных абхазов и адыгов».  [10]. Следовательно, отмечается, что ЗИХИ были одним из компонентов в этногенезе а-ДЫГ-ов. «…Адыгейцы Самоназвание Адыгэ...  Адыгейцы Археологическая культура Майкопская культура, Дольменная культура, Меотская культура, Язык Адыгейский, Религия, Ислам, (Сунниты), Расовый тип, Европеоиды, Адыго-Абхазская семья, Адыгская подгруппа, Кабардинцы (Адыгэ), Черкесы (Адыгэ), Происхождение Зихи, Меоты, Керкет, Адыгейцы (самоназвание — адыгэ) — народ в России … коренное население Адыгеи… в том числе Черноморского побережья от Анапы до Сочи… Этнонимы адыгов Адыгейцы, это один из народов Адыгского происхождения…. В прошлом у адыгов и адыгских племен было много этнонимов, часть которых используется до сих пор, а именно: Зихи, Каски, Касоги, Черкесы, Керкеты, Меоты (в том числе Дандарии Синды, Досхи, Тореты, Агры, Аррехи, Тарпеты, Обидиакены, Ситтакены, Аспургиане) и др….»  [7].  Следовательно, отмечается, что народы с данными  НАИМЕНОВАНИЯМИ являлись ПРИРОДНЫМИ местными жителями КАВКАЗА, что должно было отразиться в ТОПОНИМИКЕ и КУЛЬТУРЕ (например. «КАМЕННАЯ обрядность» — ПЕЩЕРЫ, ДОЛЬМЕНЫ).  «…Адыги — это общее самоназвание предков современных адыгейцев, кабардинцев и черкесов. Окружающие народы называли их также зихами и касогами. Происхождение и значение всех этих названий — вопрос спорный. Древние адыги принадлежали к европеоидной расе»  [14]. Следовательно, автор регистрирует тот факт, что древние адыги «принадлежали к европеоидной расе». «...Этнонимы адыгов. Начиная с античных времён, Адыги стали известны под различными наименованиями (этнонимами), такими как зихи, меоты, синды, дандарии, досхи, керкеты, касоги, каски и т. д. С XIII века все эти названия вытесняются экзоэтнонимом — черкесы….Адыгейцы, куда включаются следующие племена: абадзехи, адамийцы, бесленеевцы, бжедуги, егерукаевцы, мамхеги, махошевцы, темиргоевцы (КIэмгуй), натухайцы, шапсуги (в том числе хакучи), хатукайцы, хегайки, жанеевцы (Жанэ), гуайе, чебсин (Цопсынэ), адале. ...Этногенез Предки адыгов, именуемые зихами, меотами, керкетами и т.д., вошли в историю начиная с VI века до нашей эры, так как описаны античными авторами, а их культура последовательно подтверждена памятниками майкопской культуры, дольменной культуры, меотской культуры и других археологических культур. О самоназвании Адыг (Адыге). Точное происхождение этнонима «адыг» пока не установлено. Самым древним упоминанием в истории данного самоназвания в независимых источниках являеется книга генуэзского путешественника Дж. Интериано, изданная в Венеции в 1502 г., в которой он сообщал: «Зихи — называемые так на языках: простонародном греческом и латинском, татарами же и турками именуемые ЧЕРКЕСЫ, сами себя называют — «адига».»    [8]. Итак, отмечается тот факт, что «Точное происхождение этнонима «адыг» пока не установлено».  Кроме того, представители ИБЕРО-КАВКАЗСКОЙ языковой семьи и ТЮРКСКОЙ языковой семьи  НЕ видят ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЙ связи между всеми НАИМЕНОВАНИЯМИ народа. «Адыги стали известны под различными наименованиями (этнонимами), такими как зихи, меоты, синды, дандарии, досхи, керкеты, касоги, каски и т. д», «псессы». Однако аналогичные названия регистрируются исследователями на других территориях. Например. ««В Яку-ТИИ, в Талмудском районе, живет народ ифники. Часть этого народа называется э-ДИГ-дигер… Значит, э-ДИГ-ер это а-ДЫГ-ейцы. B ТУВ-е есть народность а-ДИГ-и. На границе с Ки-ТАЕ-м на реке Амур есть народ у-ДЕГ-е. Одно из племен этого народа называется КЕХ-е. Напомним, что кабардинцы  называют адыгов — КАХ-а. B Маньчжурии э-ДИГ-ейцев называют КАХ-а+ла… называют себя а-ДЫГ-и, кабар-ТАИ, бже-ДОГ- и т.д. А вот местное население называло их кирки-ТАЙ и зуки». Аналогичное отмечают  казахские авторы. «…Нурмагамбетов О КАЗАХСКИХ ЭТНОНИМАХ   АДАЙ И ШЕРКЕС Оригинал: //Тюркская ономастика. Алма-Ата, 1984. С. 89—96. …С незапамятных времен у казахов существовал устный способ передачи из поколения в поколение сведений о своем происхождении. Это родословная (шежре), которая дошла и до наших дней. Подвергнутая значительным изменениям при устной передаче, она часто искажала действительное положение вещей. Ф. Энгельс писал: «...родословная рода уходила так далеко в глубь времен, что его члены не могли уже доказать действительно существовавшего между ними родства, кроме немногочисленных случаев, когда имелись более поздние общие предки». Это обязывает исследователя критически относиться к материалам родословной… Отсюда следует, что названия казахских родов и племен уходят корнями в язык тех мест, где эти роды и племена обитали в древние времена… Проследим историю образования некоторых из них. Адай. Как определяют шежре, это один из крупных родов в составе племенного союза байулы. В своей «Географии» Страбон указывал, что большая часть скифов, расположенных на территории от Каспийского до Аральского моря, называлась Дай, а они в свою очередь делились на Апарна, Ксанфия, Писсур. На этом основании С. Аманжолов адайцев Младшего жуза относит к Даям, но, по его убеждению, адайцы вовсе не пришельцы с Алтая, а аборигены. Такого же мнения придерживается и А. Абдрахманов… В китайских источниках вместе с родом Баегу в составе Гаогюй мы находим и Аде... Не может не привлечь внимание и то, что в книге М.И. Иванина рядом с родом Баюты находится Меркиты... И если учесть сведения Рашид ад-дина о том, что Меркиты еще называется Одоют, это — любопытный факт. В труде М.И. Иванина мы опять видим с Баегу если не Аде, то тождественный ему Одоют. В исследовании В.В. Радлова встречаем в составе Гао-гю наряду с другими родами и Бае-гу и Ады …Л.П. Потапов пишет, что в составе Теле в VI-VIII вв. кроме прочих родов был и Адйе… Как видим, в вышеупомянутых источниках этот этноним встречается в самых различных звуковых вариантах: Ады, Аде, Адйе, что не может быть отнесено к фактам случайного характера. У Бернштама мы читаем: «...в конце V века племена Гаогюй оказались разбитыми на две части, причем одна часть Жужанским каганом Дэулунем и Ногай-ханом была вытеснена в степи Казахстана...». Можно предположить, что именно эта часть и оказалась родом Баегу, а уже на казахской земле в составе этого Баегу (мы отождествляем Баегу с Байулы Младшего жуза) оказался и род Адйе, в котором мы также усматриваем предков современных адайцев. Фонетическая трансформация звуковых вариантов Аде, Ады, Атйе, Адйе и Одоют в форму Адай, как нам представляется, произошла… что нетрудно доказать на основе фонетических закономерностей… Все это дает нам право предполагать, что род или племя Адай издавна существует самостоятельно, параллельно с Баегу > Байулы, а не в его составе, как определяют казахские шежре и легенды. Однако характеристика Адая как неродного сына Байулы имеет некоторые основания. Именно о таких случаях писал в свое время Н. А. Аристов: «Женское или незаконное происхождение в генеалогических сказаниях народов с родовым бытом есть верный признак того, что речь идет о ЧАСТИЦАХ совершенно чуждых родов и племен, вошедших в родовые союзы вследствие различных случайностей исторической жизни»… Несколько слов об этимологии этнонима Адай. В свое время Вамбери связывал название одного из племен туркменов — Адали со словом ада, что означает «остров»… Однако факты, приведенные из указанных источников, подсказывают, что этноним Адай трудно увязать со словом ада и значении «остров» и предполагать на этом основании, что носители этого этнонима обитали когда-то на востоке. Н. Березин связывает этноним Одоют с монгольскими словами отуй «карлик» или одо «звезда»… В тюркских языках слово адай и похожие звуковые варианты имеют массу значений. Например, в алт. кроме значения ата «дед», имеются еще: odoi 1) старший из родственников; 2) зрачок глаз; в телеутском языке: аду — почтение, уважение, в як.: агдай (о человеке) «иметь широкие плечи, развитое туловище и длинные ноги»; Уодаi «длинноногий, великорослый». Сказать что-либо определенное о значении этнонима Адай на основе приведенных примеров мы затрудняемся. Остается предполагать, исходя из исторических фактов, что изучаемые нами адайцы не аборигены этого края, а пришельцы…  смешавшиеся с другими тюркскими племенами и народами. Так, в XVII в. в  составе якутского народа были такие роды, как Одей, Одугей, Одай. Последний из них даже сохранился до наших дней: «До сих пор население района р. Амги продолжают называть Одайцами. В этом мы могли убедиться, — пишет историк Б. О. Долгих, — когда находились в 1945 г. в районном центре Таттинского района, поселка Ытык кюэль». Такое же название рода мы встречаем и в книге В.Л. Серошевского …Шеркес. В исторических записях о племени Шеркес имеются очень скудные и вдобавок противоречивые сведения, что не дает возможности выявить определенно его происхождение. Один из источников указывает, что в X в. черкесы Кавказа назывались косогами. В другом источнике читаем: «Во время знаменитого Ногай-хана были вызваны черкесы из Кавказа и они расположились около города Рыльск, сами себя назвали казахами». Однако другие исторические сведения противоречат вышеприведенным. Наблюдая элементы тюркских языков в речи аборигенов западной части Кавказа (в частности, Кабарды), Н.А. Аристов приходит к следующему предположению: «Можно подозревать, что и самое имя Черкесов принесено к подножиям Кавказа союзами тюркских родов того же имени». Судя по этому, в союзе тюркских родов или племен издавна существовал род под названием Черкес. Это подтверждают некоторые географические названия на территориях, некогда населенных тюркскими племенами. Например, правый приток реки Катунь, впадающей в Обь, называется Черкиш. Киргизы, ранее проживавшие по рекам Енисей, Обь, Иртыш, к берегам реки Урал и далее к Западу пришли раньше, а не после XVI в., как это предполагали ученые в начале XX в… Приведенные факты говорят в пользу того, что черкеш и киргиз — имена одного и того же племени. Однако есть аргументы, отвергающие эти факты. Во-первых, вышеприведенное географическое название по «Заметкам» Н.А. Аристова не позволяет отождествить киргиз и черкес; во-вторых, родословная казахов гласит: шеркес и керкеш родственные… Хотя это — легенда, но нам кажется, в ней есть доля правды, ибо сходные названия родов и племен черкесов на Кавказе и племен шеркесов в составе Младшего жуза казахского народа мы встречаем среди других тюркских народов. …Таким образом, большинство приведенных фактов подтверждают, что среди тюркских племен, кроме киргизов, существовало самостоятельное племя, называемое шеркес. Этноним шеркес можно было бы связать с вышеприведенным названием реки Черкиш. Но обратимся к значению данного слова. В языке османских турков: сaркaш 1) смелый, самовольный; 2) бунтарь. По В.В. Радлову, слово заимствовано из персидского языка. К удивлению, в якутском языке: чaргaс 1) смелый, резвый; 2) настороженный , у башкир: сэркэш — драчун. Название РЕКИ и этноним, по-видимому, связаны с указанными значениями… Все это и многие другие факты нельзя считать случайным совпадением. Ибо: «языковое единство тюркских народов и их родство между собой — реальность»    [15]. Таким образом, исследователь отмечает наименование АДАЙ-АДЫГ и ШЕРКЕС-ЧЕРКЕС  у представителей ТЮРКСКОЙ языковой семьи. Кроме того, он  регистрирует ТОПОНИМИКУ. Однако объясняет её НАРИЦАТЕЛЬНЫМИ ОСНОВАМИ. Другие исследователи  регистрируют следующие факты. «…Новые материалы по истории казахского племени адай… В казахской исторической науке существует две версии относительно происхождения казахского племени адай. Первая версия была предложена известным казахским языковедом С. Аманжоловым, который выводил казахов-адаевцев или адаев от древних даев, обитавших, как он пишет, по сведениям Геродота и Страбона, на берегу Каспийского моря еще во II в. до н. э. Тут же он приводит и версию о том, что адаи происходят от огузского слова «ада» (остров) — «адаи» (островитяне). (С. Аманжолов). Вторая версия о происхождении адаевцев Мангышлака была высказана историком А. Нурмагамбетов, согласно которой адаи является прямыми потомками древнего телеского (гаогюйского) племени Адйе/Аде/Ады (Нурмагамбетов А.). Давайте, дорогие читатели, попробуем разобраться в этих двух противоположных мнениях казахских учёных… С.Аманжолов, как филолог не мог не обратить внимание на созвучие этнических имён дай~адай. Во-вторых языковед учёл факт проживания казахов-адаев на Мангышлаке ( Западный Казахстан), где в античные времена, согласно древним источникам, проживали дахи~даи, начиная с III в. до н.э… Сомнения Нурмагамбетова А. относительно дайского происхождения казахов-адаев вполне резоны и актуальны. Однако хотелось бы возразить фактам Нурмагамбетова А., противоречащим дахскому/дайскому происхождению казахов-адаев. Во-первых, в истории древних племён античной эпохи известны случаи появления префикса «а» перед словами: префикс «а», был характерен для древних языков сармато-массагетского круга племен (ср.: парны-апарны, даи-адаи, апассии-пассианы). Во-вторых, древние племена дахов~даев, по словам А.Марцелина « были предками алан», т.е. дахи~даи в последующей своей истории выступают под этническим именем алан. В свою очередь путешественник 18 в. Якоб Рейнеггс пишет: «…в долинах Главного Кавказского хребта находятся жилища немногочисленного бедного народа, называемого аланами, татары называют его этей или эдеки-аланы. Этот народ говорит на особом диалекте древнего кавказско-татарского языка…». (Мизиев И.М.). Согласитесь трудно не заметить, что этнонимы этей и эдек в сообщении Якоба Рейнеггса очень близки к форме казахского этнонима адай (фонетический вариант адак; чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.)). К этому стоит добавить следующее: а) в Северной Осетии находится гора Адай-кух; б) в Балкарии есть ущелье Адайком и родник Адай. Эти данные свидетельствуют также о том, что предки современных адаев когда-то проживали на Северном Кавказе, т.е. на территории, где обитали аланы с 1в. н.э. В-третьих, не исключена так же возможность связи этнонима адай с аланским племенем Ас через чередование согласных звуков — д/з —, характерного для тюркских языков. Сравни: адай—азай—асай. В-четвёртых, в родовой структуре адайского племени сохранился этноним ален (адай> тобыш >бегей >косак >косаяк> ален), который несомненно связан с этнонимом алан. В-пятых, согласно мнению казахского учёного С.Кондыбая, родовой клич (уран) казахов-адаев — Тегелен, есть трансформированный во времени вариант слова Дахалан (дах+алан). Таким образом, нужно признать, что происхождение адаев, всё же, связано с сармато-массагетским (дахским) кругом племён. Вообще здесь стоит заметить, что территория Западного Казахстана издревле служила местопребыванием сармато-массагетских племён и их потомков. И.В. Пьянков обоснованно считает также, что племенное объединение массагетов являлось «очевидно, одним из далеких предшественников» казахского младшего жуза. Мнение о массагетах, как отдаленных предках казахов, не ново — в виде предположений и косвенно оно выражалось еще Ф.Г.Мищенко (1889), Ю.Юнге (1939). Действительно, этнографическая характеристика массагетов (Геродот, 1, 215, 216), их прямых потомков аланов (Аммиан Марцеллин, XXXI, 2,18) соответствуют общим параметрам культуры и быта казахов. Вот что отмечает в одной из своих работ археолог Аджигалиев С.И.: «Массагетский субстрат явился основополагающим для этносов Арало-Каспия в течение более, чем тысячелетия, непосредственно повлияв на происхождение целого ряда коневодческих народов — дахов /даев, сарматов, аланов и др., расселение которых, в частности, в межаралокаспийском районе (по письменным источникам) подтверждается уже археологически: дахо-массагетское святилище «Байте» (Л.Л.Галкин, Г.А.Кошеленко,1988), аланский клад у оз. Батыр (К.М.Скалон,1961)… Среди туркмен существует племя АДАК ИЛИ — второе название племени адаклы хызыр, входившее вместе с алили и хыдырили в союз племен учил. Досл, «адакское племя».( С. Атаниязов)… Уместно будет здесь привести настоящее этническое имя юэчжей китайских хроник, которые именовали себя ас-тохарами. (Ю.А.Зуев и др.). Асы же это одно из этнических имён аланов. Также археологически доказано, что юэчжи принимали участие в этногенезе сармат, т.е. аланов. Я бы сказал по-другому, сарматы принимали участие в этногенезе юэчжей. Ведь доказано, что индоевропейские племена, к коим относятся и сарматы, и саки, и массагеты, и даже юэчжи расселялись с ЗАПАДА  на восток. Тут стоит сразу оговориться, что индоевропейские не значит в данном контексте предки европейцев и индусов. В данном случае имеется в виду, что расселялись племена европеоидного антропологического вида, т.к. сарматы, саки, массагеты и юэчжи были европеоидами, правда с незначительной монголоидной примесью. Но их предки, племена андроновской, срубной и афанасьевской культур были чистыми европеоидами. Видимо какая-то часть адаев удалилась от своих соплеменников далеко на восток и осталась там, покорившись хуннам и влившись в их состав, сохраняя при этом свой собственный этноним для внутреннего употребления. В дальнейшем эта часть адаев приняла участие в формировании якутского этноса, совершено забыв о своих соплеменниках далеко на Западе… Итак, давайте подведём некоторые итоги нашего анализа:
1. Адай — название племени объединения байулы. История этого племени, по мнению большинства историков, связана с дахами (Аманжолов С., Востров В.В., Муканов М.С.), которые по А. Марцелину « были предками алан». Сам по себе этноним адай распадается на две части: префикс «а», который был характерен для древних языков сармато-массагетского круга племен (ср.: парны-апарны, даи-адаи, апассии-пассианы); и собственно этнонима дай/дах. Аланское происхождение казахов — адаев подтверждается сообщением Якоба  Рейнеггса — путешественника 18 в., который пишет: «…в долинах Главного Кавказского хребта находятся жилища немногочисленного бедного народа, называемого аланами, татары называют его этей или эдеки-аланы. Этот народ говорит на особом диалекте древнего кавказско-татарского языка…». (Мизиев И. М.). Согласитесь трудно не заметить, что этнонимы этей и эдек в сообщении Якоба Рейнеггса очень близки к форме казахского этнонима адай (фонетический вариант адак; чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.)).
2. Этноним адай и его фонетические варианты зафиксированы в различных источниках: а) адай — название племени объединения байулы; б) адай — одно из наиболее древних племён в Балкарии (Малкондуев Хамид Хашимович);
В) адак или — второе название туркменского племени адаклы хызыр, входившее вместе с алили и хыдырили в союз племен учил. Досл, «адакское племя». (С. Атаниязов). Чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.; ср.: адай~адак-Н.А.); г) Одей, Одугей, Одай — названия якутских родов; д) этноним адай послужил основой для образования следующих топонимов: в Северной Осетии находится гора Адай-кух; в Балкарии есть ущелье Адайком и родник Адай.; Одаи (укр. Одаї) — село на Украине, находится в Крыжопольском районе Винницкой области; Одаи (укр. Одаї) — село на Украине, находится в Тульчинском районе Винницкой области; Удай — река вУкраине, правый приток Сулы (бассейн Днепра); Одай — село на Украине, находится Жашковском районе Черкасской области; в Татарстане до сих существуют сёла под названием Адаево, которые находятся в Актанышском и Кукморском районах.  3. История племени адай неразрывно связана с историей аланского этноса. Только этим можно объяснить распространение этнонима и топонима адай на территории Западного Казахстана, Северного Кавказа и Украины, в Татарстане, т.е. эти территории служили в прошлом местопребыванием средневековых алан. Антропологическая характеристика казахов-адаевцев… РОДОВАЯ СТРУКТУРА ПЛЕМЕНИ АДАЙ. (Родовые  названия (этнонимы) взяты автором из книги «Казак шежиреси». — А-А.,1994 г.). Анализ названий родовых отделений. Согласно родовой структуре племя адай распадается то на 10, то на 8 родовых отделений…. Косай — название родового отделения племени адай, второе название туркмен-адай. Досл. «пара лун». Предпочтительней в данном этнониме видеть фонетический вариант слова косак/касак/казак, т.к. чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.). М.З. Закиев считает, что этноним казах/казак/касак образован на основе древнего этнонима сак при помощи определения ку/ка «светлые», т.е. казак «светлые саки»…  Кунанорыс — название родового отделения племени адай. Этноним состоит из двух частей: кун+ан «куны/гунны» или от др.-тюрк. кун «народ»+аффикс собирательности —ан-; орыс- трансформированный в тюркском языке аланский этноним аорс > орс > орыс. Стало быть кунанорыс — букв. «гунны и асы» или «народ асов». Сравни усунь > ас+сюн/гунн… Тазеке/тажике — название родового отделения племени адай. Тяджик — название народа. Этимологически термин тяжик может восходить: 1) к арабскому этнониму тай (перс, тази) «араб», «мусульманин» и уменьшительному аффиксу —джик//-чек « [Бартольд. — Т. 2. — Ч. 1. — С. 196)]; 2) к этнониму тат + аффикс -чик (Люшкевич). На орхонских надписях VIII в. ТАТ «подданные иностранного происхождения», т. е. ираноязычное население, завоеванное тюрками. У М. Кашгари тат «ираноязычное население» (то же у Абулии). В дальнейшем этнографический термин тат сохранил в Средней Азии главным образом более широкое значение, прилагаясь к любому оседлому населению вообще, к хивинцам, хорезмийским и бухарским УЗБЕКАМ  в частности. (Люшкевич, 1971, с. 25—32.)… Этимологический анализ этнонимов показал следующее: 1. Формирование адаевского племени началось в сармато-аланской среде, на что указывают следующие этнонимы: ален (алан), асабай (асский бай), асан (асы), арык (арии), есиркеп (ясы/асы), ескара (род асов), каспакбай (род касов), каракесек (народ касов), караш (кара+ас), козбак (род касов), косак (светлые саки), орыс (аорс), тас (аланы-тасы), шакаман (народ саков), шегем (саки). 2. В тюркский период истории (VI—XII вв.) в родовой структуре племени адай появились следующие родовые имена: байулы (теле), борли  (кыпчаки), кадыр (хазары), калпак (печенеги), кедей (печенеги), коныр  (кангары), сары (кыпчаки), султан (огузы), текей (огузы), турке (хазары, огузы), шортан (кыпчаки). 3. В родовой структуре адайцев сохранились топонимы Жайык (река Урал) и Шегем/Чегем (горное ущелье в Балкарии), которые сигнализируют нам о том, что история адаевского племени развивалась на территории от Урала до Северного Кавказа.
***… Этимология слова «Калин» восходит к праформе *Ка1-(al-), значение которой, по-видимому, связано с огнем и водной стихией».
Кудайке – имя родоначальник родовых групп тазеке и косай. Видимо в основе данного этнонима лежит слово кудай «бог, божество»… Анализ названий родовых отделений племени адай сигнализирует о следующем:
1.Формирование племени адай началось в сармато-массагетской среде, о чём явно говорят следующие названия родовых отделений: косай/косак (чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.)) — досл. «светлые саки»; кунанорыс — досл. «народ асов»; тобыш/тобас — досл. «род, племя ас».
2. Большое влияние на формирование адаевского племени оказал огузский период их истории. Так названия родовых отделений: джименей, джаулы, кырыкмылтык, туркменадай представляют собой фонетические варианты названий следующих огузских племён: джебни, джаулдур, кырык, туркмен. Здесь уместно будет заметить, что формирование огузского этноса происходило на базе слияния местных сармато-массагетских племен Арало-Каспийского региона с восточно-тюркскими племенами. Есть так же мнение, что сам по себе этноним огуз читается как ак-уз «белые, благородные узы/азы». (Закиев М.З.). Стало быть, можно говорить о том, что история большинства сармато-массагетских племён развивалась в IX—XI вв. в огузской этнической среде. В подтверждение своих слов приведу названия огузких племён с явными алано-асскими корнями: язгыр — огузские племена у М.Кашгарлы, тюгер/тогар — огузские племена у М. Кашгарлы (ср. астохар — общее название юэчжийских племён (Зуев Ю.А.), принявших участие в этногенезе аланов; юэчжи признаются в науке крайней восточной ветвью массагетов (Толстов С.П.)), ула-йондулуг/ала-йонтли (искажённая форма скифского этнонима алазон). Здесь важно также отметить, что в эпосе «Огуз-нама» Рашид-ад-Дина упоминается некий Алан из племени языр, а также Улаш/Алаш/Ал-ас из племени салыр.   3. Вероятнее всего, что название родового отделения акпан связано с кипчаками, среди которых выделялись куманы. Семантика слов акпан и куман совершенно тождественна — «светлые мены/маны».  4. Название родового отделения мунал/мугал возникло в монгольский период истории племени адай.
…Жайык — название рода отделения тобыш. Жайык — казахское название реки Урал. Топоэтноним. Существует мнение, что древним названием реки Жайык было Дайык — букв. «дайская река», «река даев», т.е. река получила своё название от народа, который долгое время проживал возле неё.
Кадыр — название рода отделения косай… Этимологически этноним восходит к названию элитарного хазарского рода хадир/кадыр. (Баскаков Н.А.)…
Козбак — название рода отделения тобыш. Этноним состоит из двух частей: коз/каз — название сарматского племени; бак — досл. «род». Стало быть козбак — букв. «род казов; казы/касы». Ср.: козак/казак — досл. «казы/касы»…. Потомки аланов населяют в основном Западный Казахстан, называют себя казахами, но для внутреннего употребления до сих пор используют свои собственные этнические имена, например: адай, жаппас ( аппас/апасии/апасиак), берш (берс+ил), тана ( аланы-танаиты), маскар (массак(ет)+ар), алтын ( скифы-алазоны), алаша ( ал+аса), таз ( аланы-тасы), алим ( алан), карасакал ( кара+сак(ал)), каракесек (кара+касак), шекты (сак+ты), кердери (юэчжи-кидариты) и др… Нурумбаев А.А… «…ой не нравиться мне что весь этот тон А Д А Е В Ц Ы не «адаевцы», а казахи из рода Адай!...»  [5]. Таким образом, исследователи регистрируют в ТЮРКСКОЙ языковой семье наименования народов, племён, АНАЛОГИЧНЫХ названиям народов КАВКАЗСКОЙ языковой семьи. Однако исследователи ПРИ анализе наименований затрудняются  определить СМЫСЛОВЫЕ  ЗНАЧЕНИЯ НАЗВАНИЙ. Используются нарицательные ОСНОВЫ. Например. «Ср.: козак/казак — досл. «казы/касы»….»; «Жайык — название рода отделения тобыш. Жайык — казахское название реки Урал. Топоэтноним. Существует мнение, что древним названием реки Жайык было Дайык — букв. «дайская река», «река даев», т.е. река получила своё название от народа, который долгое время проживал возле неё»; «Формирование племени адай началось в сармато-массагетской среде, о чём явно говорят следующие названия родовых отделений: косай/косак (чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.) — досл. «светлые саки»; кунанорыс — досл. «народ асов»; тобыш/тобас — досл. «род, племя ас»; «Потомки аланов населяют в основном Западный Казахстан, называют себя казахами, но для внутреннего употребления до сих пор используют свои собственные этнические имена, например: адай…»; «Формирование адаевского племени началось в сармато-аланской среде, на что указывают следующие этнонимы: ален (алан), асабай (асский бай), асан (асы), арык (арии), есиркеп (ясы/асы), ескара (род асов), каспакбай (род касов), каракесек (народ касов), караш (кара+ас), козбак (род касов), косак (светлые саки), орыс (аорс), тас (аланы—тасы), шакаман (народ саков), шегем (саки). 2. В тюркский период истории (VI—XII вв.) в родовой структуре племени адай появились следующие родовые имена: байулы (теле), борли (кыпчаки), кадыр (хазары)…»; «шекты (сак+ты)»; «Адай — название племени объединения байулы. История этого племени, по мнению большинства историков, связана с ДАХАМИ (Аманжолов С., Востров В.В., Муканов М.С.), которые по А. Марцелину «были предками алан». Следовательно, можно отметить НАРИЦАТЕЛЬНУЮ семантику. Отсутствуют попытки обосновать СМЫСЛОВОЕ происхождение НАИМЕНОВАНИЙ  река ДАИК — народ АДАй — ДАХ, хотя отмечается Ку-ДАЙ-ке — «бог», «божество», как у ад — ТХА. Рассмотрим наименования А-ДЫГ-ов. «Адыги стали известны под различными наименованиями (этнонимами), такими как зихи, меоты, синды, дандарии, досхи, керкеты, касоги, каски и т. д», «псессы». Точное происхождение этнонима «адыг» пока не установлено. Самым древним упоминанием в истории данного самоназвания в независимых источниках является книга генуэзского путешественника Дж. Интериано, изданная в Венеции в 1502 г., в которой он сообщал: «Зихи — называемые так на языках: простонародном греческом и латинском, татарами же и турками именуемые ЧЕРКЕСЫ, сами себя называют — «адига»… Экзоэтнонимы зиги, зики, зикхи, чиги, чики, джики, черкесы Язык абхазо-адыгской группы. Родственны адыге, абазги, абхазы, апсилы, мисимияне, черкесы… Зихи, Зиги, Зики, Зикхи, Чиги, Чики (др.-греч.., по-груз. Джики) — древнегреческое и латинское название для адыго-абхазских племенных объединений Зихии на северо-западе Кавказа, использовавшееся с периода классической античности по период позднего средневековья. Зихи явились одним из основных компонентов в этногенезе современных абхазов и адыгов».  …В книге «Мифы народов мира» на стр. 534—536 о «Тха» пишется следующее: Тха — главный бог адыгов. Тхагаледж — бог земледелия у адыгов…». Итак, ««Зихи — называемые так на языках: простонародном греческом и латинском, татарами же и турками именуемые ЧЕРКЕСЫ, сами себя называют — «адига»…Экзоэтнонимы зиги, зики, зикхи, чиги, чики, джики, черкесы. Язык абхазо-адыгской группы.  Родственны адыге, абазги, абхазы, апсилы, мисимияне, черкесы… Зихи, Зиги, Зики, Зикхи, Чиги, Чики (др.-греч.., по-груз. Джики)». 
Следовательно, греки называли жителей КАВКАЗА — ЗИХИ, ТАОХИ («земля сынов ДИВА»). ЗЕВС=микен. Див. Следовательно,    ЗИХИ=ДИВЫ/ДАКИ/ДАИ/ТАОХИ. Однако это ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ БОГ (регистрация ДИВ, ДЕНЬ, ДВА в ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИХ КОРНЯХ 15 — 12 тыс. до н.э.). Некоторые адыгейские исследователи предполагают, ЧТО бог ТХА-ДХА-ДИВ-ЗЕВС был заимствован греками у представителей ИБЕРО-КАВКАЗСКОЙ языковой семьи. Однако интересен тот факт, что представители ТЮРКСКОЙ языковой семьи относят  ЖИТЕЛЕЙ КАВКАЗА к ИНДОЕВРОПЕЙЦАМ, а не к кавказской языковой семье.  А именно — «Формирование племени адай началось в сармато-массагетской среде, о чём явно говорят следующие названия родовых отделений: косай/косак»; «Формирование адаевского племени началось в сармато-аланской среде, на что указывают следующие этнонимы: ален (алан), асабай (асский бай), асан (асы), арык (арии), есиркеп (ясы/асы), ескара (род асов), каспакбай (род касов), каракесек (народ касов), караш (кара+ас), козбак (род касов), косак (светлые саки), орыс (аорс), тас (аланы-тасы), шакаман (народ саков), шегем (саки). 2. В тюркский период истории (VI—XII вв.) в родовой структуре племени адай появились следующие родовые имена…»; «древние племена дахов~даев, по словам А. Марцелина « были предками алан», т.е. дахи~даи в последующей своей истории выступают под этническим именем алан»; «татарами же и турками именуемые ЧЕРКЕСЫ»; «шекты (сак+ты)».  Следовательно, греки население КАВКАЗА воспринимало как последователей бога ДИВА — ДЭВОПОКЛОННИКОВ (ЗЕВС=ДИВ-ДИЙ) в ПЕЩЕРАХ (СТАЦИОНАРНО), то есть, ЗИХИ-ДЫИ-ДАКИ-ТАОХИ. «…татарами же и турками именуемые ЧЕРКЕСЫ»; «шекты (сак+ты)», то есть, представители ТЮРКСКОЙ языковой семьи  относили жителей КАВКАЗА к ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ языковой семье — «шеркас» — «черкес», «шакаман (народ саков), шегем (саки)». Представители народа — «  сами себя называют — «адига».  То есть, сохранялась древняя РОДОВАЯ ПАМЯТЬ о предках — ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦАХ. Следовательно,  приходим к выводу. Потомки аланов («древние племена дахов~даев, по словам А. Марцелина «были предками алан», т.е. дахи~даи в последующей своей истории выступают под этническим именем алан») населяют Кавказ , называют себя  ГОРЦАМИ — КАВКАЗЦАМИ, но для внутреннего употребления до сих пор используют свои собственные этнические имена, например: адай (адыг),  черкес (шеркас), «— черкесы… .Адыгейцы, куда включаются следующие племена: абадзехи, адамийцы, бесленеевцы, бжедуги, егерукаевцы, мамхеги, махошевцы, темиргоевцы (КIэмгуй), натухайцы, шапсуги (в том числе хакучи), хатукайцы, хегайки, жанеевцы (Жанэ), гуайе, чебсин (Цопсынэ), адале… Этногенез Предки адыгов, именуемые зихами, меотами, керкетами и т. д., вошли в историю начиная с VI века до нашей эры, так как описаны античными авторами, а их культура последовательно подтверждена памятниками майкопской культуры, дольменной культуры, меотской культуры и других археологических культур. О самоназвании Адыг (Адыге). Точное происхождение этнонима «адыг» пока не установлено…».
Таким образом, представители КАВКАЗСКОЙ языковой семьи затрудняются  объяснить САМОНАЗВАНИЕ А-ДИГ (ДЖИК-ДЖИГ). Не замечают также ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЙ связи между названиями. Можно сделать вывод, что представители ТЮРКСКОЙ и ИБЕРО-КАВКАЗСКОЙ языковых семей появились на КАВКАЗЕ после ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО РОДА ДИВА с поклонением богу в ПЕЩЕРАХ («КАМЕННАЯ культура»), то есть, проживающих стационарно. Представители ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ языковой семьи определяют ЭТИМОЛОГИЧЕСКУЮ СВЯЗЬ между названиями — ЗИХИ, ПССЕСЫ, ЧЕРКЕСЫ, АДИГИ, АБАДЗЕХИ. В основе всех наименований лежит название индоевропейского народа, поклонявшегося БОГУ ДИВУ, считавшего его своим ПРАОТЦОМ. (ЗЕВС=ДИВ, греки вели РОДОСЛОВНЫЕ от ЗЕВСА-ДИЯ). Об этом же СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ТОПОНИМИКА КАВКАЗА — пришедшие позднее народы ТЮРКСКОЙ и ИБЕРО-КАВКАЗСКОЙ языковых семей сохраняли в названиях гор ИМЯ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО БОГА — ТАВ-ТХА-ДАГ-ЗИХ.  О том, что представители ИБЕРО-КАВКАЗСКОЙ языковой семьи явились ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ проживавших на КАВКАЗЕ ПЛЕМЁН ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО  рода ДИВА свидетельствует тот  факт, что они затрудняются объяснить этимологию бога ИМЕНИ ТХА-ТАОХ-ЗЕВС-ДИЙ-ДАГ и не видят смысловой связи между данными словами и ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ наименованиями КАВКАЗА. Рассмотрим следующее. РУССКИЕ КАЗАКИ ДИВИНЫ. Фактически все эти наименования сигнализируют об одном и том же.  ПРАЗДНИК НАВРУЗ=дагестанскому ДИЙДИХУ. НАВ-РУЗ — значение «новый ДЕНЬ» (перс.) Тогда РУЗ-РОС=ДЕНЬ-ДИВ. ДЕНЬ-ДИВ-ДВА регистрируется в ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИХ корнях, следовательно, существует с 15—12 тыс. до н.э. Там же регистрируется ДЕНЬ  в другой форме — «*He-r > n- день санскр. ahar, авест. Azan…»  [12]. Следовательно, АЗА, АЗ, АС=ДЕНЬ. Тогда все формы — ДИВ-АС/АЗ-РУЗ/РОС =ДЕНЬ-ДИВ-ДВА. То есть, мы приходим к наиболее ДРЕВНЕМУ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОМУ имени СОБСТВЕННОМУ — ДВА (ИМЯ БОГА — ДИВ-ДЕНЬ) — ДИВИН, как ТРИТА, ИВАН ТРЕТЕЙ, ТРЕТЬЯК, ТРЕТЬЯКОВ.  Следовательно, все эти наименования народа — ДАКИ-ДАИ-ЗИХИ-ТАОХИ-ЧЕРКЕСЫ-АДЫГИ  сигнализируют о том, что это племя ПОКЛОНЯЛОСЬ БОГУ ДИВУ в «ВОСЬМИ АДСКИХ ПЕЩЕРАХ»  (стационарно) с напитком РАКОЙ-СОМОЙ. Отсюда ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ОСНОВЫ (СУ, СОМА-псы —15—12 тыс. до  н.э.) в названиях РЕК  И ГОР КАВКАЗА. Следовательно,  нарицательная трактовка ПСЫ — ВОДА, РЕКА, ПСЕССЫ — жители РЕКИ, предлагаемая представителями ИБЕРО-КАВКАЗСКОЙ языковой семьи, подтверждает  более поздний приход представителей данной языковой семьи на КАВКАЗ в качестве завоевателей индоевропейского рода ДИВА-ТАОХА.  Кроме того, непонятно, кого имели ввиду древние исследователи под наименованиями ТАОХИ, ДИГОРЦЫ, ЗИХИ, ДАКИ, СИНДЫ, МЕОТЫ, ПСЕССЫ, КАСОГИ, ЧЕРКЕСЫ. Все эти наименования имеют ИНДОЕВРОПЕЙСКУЮ основу. ВЕРОЯТНЕЕ всего, это были  ПРЯМЫЕ ПОТОМКИ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ (с КАМЕННОЙ культурой), сохранившиеся под  натиском племён ИБЕРО-КАВКАЗСКОЙ и  ТЮРКСКОЙ ЯЗЫКОВЫХ племён. Часть  рода ДИВОВ, вероятно, вошла в состав  других народов, сохранив этническое наименование РОДА — ДАКИ, А-ДЫГИ (как КАЗАХИ-АДАЙЦЫ). Тогда понятно следующее. «Земля Эльбрус — это священная родина черкесов, дарованная «Тха» (бо-гом). Кавказ исконно адыгская земля, что русские должны вернуться на свою историческую родину… А вот о происхождении карачаево-балкарского народа пишут следующее: «Поскольку антропологически доказано, что балкарцы и карачаевцы принадлежат к наиболее древнему слою народов  Кавказа, вопрос о том, что они — пришельцы, отпадает. (из книги — «Происхождение балкарцев и карачаевцев»). «Вхождение части ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО  рода ДИВА в состав пришедших  на КАВКАЗ позднее ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ объясняет то, что «антропологически доказано, что балкарцы и карачаевцы принадлежат к наиболее древнему слою народов  Кавказа». Также  вхождение части ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО рода ДИВА, проживавшего СТАЦИОНАРНО (КАМЕННАЯ КУЛЬТУРА В ПЕЩЕРАХ) на КАВКАЗЕ, в состав пришедших представителей ИБЕРО-КАВКАЗСКОЙ языковой семьи (в мифах до кавказцев проживали ИНЫЖИ и ИСПЫ), объясняет высказывание: «Земля Эльбрус — это священная родина черкесов, дарованная «Тха» (бо-гом). Кавказ исконно адыгская земля, что русские должны вернуться на свою историческую родину…». Только бог ТХА-ДХА-ДИВ — праиндоевропейский  и ЗЕМЛЯ ЭЛЬБРУС — КАВКАЗ — ИСТОРИЧЕСКАЯ РОДИНА РУССКИХ (прямые потомки праиндоевропейцев 15—12 тыс. до н.э.) — ВЕЛИКОРУССКИЕ КАЗАКИ ДИВИНЫ. «Зевс (др.-греч…, микен. di-we «Дий») — в древнегреческой мифологии [бог неба…»  [9]. Следовательно, некоторые индоевропейские племена в НЕОЛИТЕ  переместились на территорию нынешней Греции (ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ  ДИВ с КАВКАЗА в НЕОЛИТЕ переместился на греческий ОЛИМП — бог ЗЕВС = микен. ДИВ). Тогда нынешние ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ в СОЧИ—2014 на КАВКАЗЕ являются ВОЗВРАЩЕНИЕМ бога ДИВА-ЗЕВСА на ИСТОРИЧЕСКУЮ  ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКУЮ РОДИНУ. Казахские исследователи зарегистрировали вхождение ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ родов ДАЕВ-ДАКОВ-ЧЕРКЕСОВ в состав казахского народа. Однако часть прямых потомков ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ  ДИВОВ  сохранялась на границах РОДА —  РУССКИЕ  ДАУРСКИЕ КАЗАКИ,   РУССКИЕ КАЗАКИ ГУРОНЫ (ДИГУРОН), РУССКИЕ ДАИКСКИЕ КАЗАКИ, ВЕЛИКОРУССКИЕ КУБАНСКИЕ КАЗАКИ. Заселение праиндоевропейцами  территорий началось с 15—12 тыс. до н. э. Становится понятным название РЕК и ГОР в СИБИРИ по ИМЕНАМ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИХ БОГОВ. «…в союзе тюркских родов или племен издавна существовал род под названием Черкес. Это подтверждают некоторые географические названия на территориях, некогда населенных тюркскими племенами. Например, правый приток реки Катунь, впадающей в Обь, называется Черкиш» — это ИМЯ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО БОГА ДИВА, а именно: «Тогда все формы—ДИВ-АС/АЗ-РУЗ/РОС =ДЕНЬ-ДИВ-ДВА. То есть, мы приходим к наиболее ДРЕВНЕМУ  ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОМУ имени СОБСТВЕННОМУ— ДВА (ИМЯ БОГА—ДИВ-ДЕНЬ) — ДИВИН.
ВЫВОД
Проверка отдельными предположениями и найденные доказательства свидетельствуют о правильности выдвинутой теории. Всё указанное говорит в пользу работ академиков Иванова, Гамкрелидзе, Трубачёва, Рыбакова, Пиотровского.
О заселении КАВКАЗА ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦАМИ с 15—12 тыс. до н.э. свидетельствует следующее.
—«КАМЕННАЯ» (следовательно, стационарная) обрядовая культура древних дэвопоклонников.
—ТОПОНИМИКА КАВКАЗА, соответствующая ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ ПЕРСОНИФИЦИРОВАТЬ  БОГОВ. (РЕКА — БОГ САРАСВАТИ, РЕКА — БОГ СОМА, РЕКА — БОГ ДАИК, РЕКА — БОГ  ДАХ, РЕКА — БОГ АДВИСУРА АНАХИТА (АВЕСТА) и т.д.)
Доказательства: наличие стоянок в пещерах КАВКАЗА 11 тыс. до н.э., существование ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО языка с 15—12 тыс. до н.э., список ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИХ корней; НАИБОЛЕЕ ДРЕВНИЕ ИМЕНА — ДВА, ТРИ (ДИВИН, ТРЕТЬЯКОВ); топонимика  КАВКАЗА, соответствующая НЕ ИРАНСКОМУ (зороастрийскому) периоду, а включающая ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ КОРНИ; равнозначность ДИЙ (микен) — ЗЕВС; наличие непрерывной каменной ОБРЯДОВОСТИ на КАВКАЗЕ — ПЕЩЕРЫ, ДОЛЬМЕНЫ, ГРОБНИЦЫ, ХРАМЫ и в микенской (затем греческой) культуре; непрерывное проживание прямых ПОТОМКОВ ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ с обрядовым ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИМ напитком — БОГОМ  РАКА — СОМА (ВЕЛИКОРУССКИЕ КУБАНСКИЕ КАЗАКИ ДИВИНЫ — ДВА-ДИВ-ДЕНЬ-АЗ-АС-РУЗ-РОС). Собственно, ВСЕ РУС-ские являются прямыми ПОТОКАМИ  праиндоевропейского БОГА ДИВ-ДХА-ТХА=КАЗ=РУС,  индоевропейское значение — «день», имя — «два»; весна — март — начало года у древних  РУССКИХ — Нав-РУС — ДИЙ-ДИХУ — Масленица).

Литература
I. Литература.
1. Кодухов В. И. Введение в языкознание: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». — М., 1979. — 351 с., ил. 1 отд. л. карт. 15 тыс до н.э. 
2. Порудоминский В. И. Жизнь и слово: Даль. Повествование / Послесл. В. П. Аникина. — М.: Мол. Гвардия, 1985. — 222 с., ил. — (Пионер — значит первый). С. 118 
3. Порудоминский В. И. Жизнь и слово: Даль. Повествование / Послесл. В. П. Аникина. — М.: Мол. Гвардия, 1985. — 222 с., ил. — (Пионер — значит первый). С. 120 
4. Порудоминский В. И. Жизнь и слово: Даль. Повествование / Послесл. В. П. Аникина. — М.: Мол. Гвардия, 1985. — 222 с., ил. — (Пионер — значит первый). С. 125—129   
II.Интернет-источники.
5. http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3404-/page-15 (дата обращения: 10.02.2014)
6. http://real-alania.narod.ru/alanialand/B1/1.htm  (дата обращения: 10.02.2014)
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Адыгейцы (дата обращения: 10.02.2014)
8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Адыги (дата обращения: 10.02.2014)
9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Зевс (дата обращения: 10.02.2014)
10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Зихи (дата обращения: 10.02.2014)
11. http://ru.wikipedia.org/wiki/Кавказские_горы   (дата обращения: 10.02.2014)
12. http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_праиндоевропейских_корней (дата обращения: 10.02.2014)
13. http://ru.wikipedia.org/wiki/Эльбрус (дата обращения: 10.02.2014) 
14. http://sergeytsvetkov.livejournal.com/95940.html  (дата обращения: 10.02.2014)
15. http://www.kyrgyz.ru/?page=287(дата обращения: 10.02.2014)