МОРЕ

Олег Васильев 5
Фото 1948 г. В бескозырке Митрофанов Валентин Петрович.
 
  Кронштадт – город  морской, известный.
    Многие мои сверстники поступали после 7-го класса в ТМАУ – торпедное минно-артиллеристское училище в нашем городе.  Я – тоже. Но меня не взяли из-за слабого зрения. В последних классах в школе задавали много читать литературы по учебной программе. Так что у меня к 7-му классу на глаза потребовались очки.

     Почему-то было стыдно носить очки. Вернее. стыдно перед одноклассниками, которые могли надо мной посмеяться, и я очки не носил.
     Прищуриваешь один глаз, оттягиваешь пальцем правое веко, и становится видно написанное на доске.  Так делают и сейчас девчонки, если посмотреть на них со стороны.  Дурочки такие же, каким был я.

      Зато море не перестало быть для меня интересным и загадочным. Всё это благодаря знакомым людям, посвятившим себя этому морю.

      Первым для меня и нашей семьи был Михаил Лейбович Кобак, старший лейтенант, командир минного тральщика, 100-тонника, базировавшегося в Кронштадте.
     Как и многие его сослуживцы, он очищал  от мин  Финский залив и Балтийское море. Служба была опасная.  Подобное показано в одном послевоенном кинофильме.

      Михаил женился после войны на нашей дальней родственнице Нине Ивановне и стал нам близким знакомым.
      Н.И. рассказала ему, что в Кронштадте живут её родственники, то есть мы и указала адрес.
 
      С тех пор Михаил приходил к нам, а мы, ребятня, ходили к нему на корабль подкрепиться морским обедом.  Мы дружили семьями и приезжали друг другу в гости. Даже, когда наша семья переехала в г. Ломоносов.  Это описано мной в мемуарах «Блокадник из Кронштадта-2».

      Вторыми была семья капитана-лейтенанта Петра Сергеевича Митрофанова, его жены Лидии Ефимовны и сына Валентина. В последствии П.С. станет капитаном парусника «Седов». 
    
      Митрофановы снимали у нас в Кронштадте маленькую комнату, когда Пётра  Сергеевича перевели в наш город. Получить жилплощадь морским офицерам в те годы было трудно, поэтому они снимали жильё у местных жителей.
    
      Всё бы и прошло так.  Но наши семьи близко подружились.  И даже, когда Пётр Сергеевич получил квартиру в доме на углу Коммунистической и  Октябрьской улицах, мы по-прежнему дружили и Митрофановы нашу семью навещали.
    
      Так было на дне рождения моего старшего брата Виктора в Сосновой поляне, затем на 80-тилетии папы в 1973 году тоже там.  Фото сохранились, где П.С в форме капитана второго ранга отплясывает с моей мамой под баян.
      Это был человек, который никогда не чуждался простых людей, как и его жена, Лидия Ефимовна.
    
      С их сыном Валей мы дружили, пока жили вместе на Ленинградской улице. Потом наши пути разошлись потому, что разъехались, и по  неравенству в возрасте.   Но помню, когда мы жили по соседству, Валю всегда интересовали парусные суда.  Книжки у него были всегда про мореходов. Он мог назвать все, или почти все снасти парусного корабля, что меня вводило в недоумение.

      Неужели кроме парусных кораблей на свете нет ничего интереснее? Например, по-моему, электричество, куда я в последствии направил свои стопы.   А Валентин -- в Кораблестроительный институт в Ленинграде.
      
      Всё, что связано  с Пётром Сергеевичем и парусником «Седов», описал в своей книге «Командир. Коммодор. Капитан.» сын Валентин Петрович Митрофанов.
      Ещё один штрих. На «Седове» мне посчастливилось поработать несколько дней, пока барк стоял в Кронштадте у причала Морского завода.

      Это было в 1956/57 году. Я работал судовым электромонтажником в электроцехе № 10 Кронштадтского Морского завода.  Мы бригадой частично заменяли кабели РУ- размагничивающего устройства корабля (кто понимает). Пётр Сергеевич раз показал мне свою каюту.
      Так что, я тоже внёс крохотную лепту в оснащение Седова.

      Сколько раз я собирался найти Валентина. вспомнить наше детство,  юность. Опоздал.  Позвонив в ЛКИ, я узнал о преждевременной кончине Валентина Петровича.   Всё надо делать вовремя.

      Третьими для нашей семьи и для меня была семья мичмана Крохина Валерия Ивановича и Евгении Матвеевны.
      Их семья перебралась в нашу квартиру,  сняв угол комнаты у сестры нашей мамы тёти Лены. В то время сын тёти Лены Лёва служил в Забайкалье.
 
      С Крохиными наша семья тоже подружилась до конца жизни Крохиных и моего среднего брата Юры с Люсей.   Этот период тоже описан ранее в моих других публикациях.

      Со временем и Крохины отселились из нашей квартиры, получив комнату в длинном бараке со многими такими же офицерами на улице Зосимова. 
   
      Там был длинный коридор и одна большая кухня на всех. Туда к ним мы с братьями приходили отмечать праздники с баяном. Затем, позже эти встречи продолжились и в Ленинграде.   Всё стихло со смертями участников этих прекрасных событий, кроме меня, самого младшего из участников.   
 
      Не меньшее влияние на меня оказал сосед моего друга Лущицкий Михаил Алексеевич, хирург 35-го Военно-Морского ордена Ленина госпиталя, в последствии, Главный хирург Военно-морского флота, вице-адмирал.
   
      Мне пришлось поработать электромонтёром в госпитале в 1955/56  годах и, благодаря моему другу, познакомиться с семьёй Михаила Алексеевича.  Это был прекрасный, внимательный человек, мастер своего дела.

      Никто из нашей семьи не служил на Флоте. Только в сухопутных войсках.  Но отец, мать, братья и я отдали много лет  ремонту и восстановлению различных типов  кораблей, работая на Кронштадтском ордена Ленина Морском заводе.

      Так что с морем и морским флотом нашу семью и меня связывает неразрывная связь в жизни. Я с удовольствием бываю в Кронштадте.  Мне нравятся многие песни про Кронштадт, море, моряков, корабли и дальние походы. Увы! Не суждено стать моряком.
      Нравится группа «Кронштадт» с песней «Балтийское море». Там поётся про наш Кронштадт.
                2020