Нить, связующая с исторической родиной

Амерхан Межитов
В рамках реализации Послания Президента России продолжается внесение поправок в Конституцию России. Поправки вносятся как в отдельные статьи, так и в преамбулу Конституции. В частности обращают на себя внимание предложения закрепить статус российского народа, как народа-победителя. Подчеркивается необходимость указать на опору в государственном строительстве на традиционные ценности, на традиционные религии, на сохранение культурного наследия, что для многонационального российского народа чрезвычайно актуально. В контексте такого правового новшества хочу обратить внимание читателя на  поправки в преамбулу, предложенные депутатом Госдумы К.Ф. Затулиным, касающиеся соотечественников. В данном случае, забота государства о соотечественниках вытекает из предложения внести в преамбулу Конституции «русский народ, который в союзе с другими братскими народами, сплотившимися в многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…». Примечательно, что подчеркивая системообразующую роль русского народа, в тоже время основой многонационального народа Российской Федерации предлагается считать союз братских народов, соединенный общей судьбой на своей земле. Отсюда вполне логично вытекает вторая поправка К.Ф. Затулина, согласно которой Конституция дополняется обязательством Российской Федерации сохранять и упрочивать связь России с соотечественниками, проживающими за рубежом, поддерживать и защищать их культурную самобытность.
Надо сказать, что возвышение отношений Российской Федерации с соотечественниками, проживающими за рубежом, до конституционного принципа дает данному направлению государственной деятельности новое звучание, показывает соотечественникам и всему миру то высокое значение, которое придает связям с ними российское государство. Это принципиальное положение особенно актуально с учетом современного международного положения Российской Федерации.
Конституционный статус отношения к соотечественникам, проживающим за рубежом, дает основания этим странам для выстраивания эффективной  политики в работе с диаспорами, а также — для активной защиты в случаях нарушения прав соотечественников в государствах их постоянного проживания.
По всей вероятности, определить точное число российских соотечественников, проживающих за рубежом, будет нелегко. Но, по разным оценкам за пределами России их проживает от 25 до 35 миллионов, что составляет от 15 до 25% населения России.  Считается, что диаспора российских соотечественников является одной из самых многочисленных за рубежом. И это большой Русский мир, включающий в себя представителей всех братских народов, которых, кстати, за рубежом так и называют русскими, независимо от цвета кожи, вероисповедания и языковой принадлежности. Им не безразлично, что происходит в их исторической родине, за событиями в которой они следят с большой заинтересованностью и сопереживают им.
Предлагаемая  в преамбулу Конституции РФ формула имеет исключительно гуманитарный смысл, который раскрывается в законодательстве, регулирующем политику в отношении соотечественников за рубежом в области культуры, образования, миграции и гражданства, защиты прав человека.
Такая законодательная инициатива воспринята с воодушевлением и в  ногайской среде за рубежом, для которых проблемы сохранения языка, национальной самобытности стоит чрезвычайно остро. Не имея возможности обучать своих детей родному языку, они приобретают учебники на ногайском языке в России. Последние десятилетия контакты наших соотечественников со своей исторической родиной-Россией стали достаточно регулярными и весьма насыщенными. Многие из них находят места захоронений своих предков, восстанавливают историю своей семьи, рода, да и целого народа в целом.
А ведь некогда это был единый народ, проживающий на Северном Кавказе, на юге Нижнего Поволжья, в Крыму, а также в Северном Причерноморье (до середины XIX в.), в степях между Волгой и Яиком (Уралом) (до середины XVI в.) и на западе нынешнего Казахстана (до конца XV — начала XVI вв.: на северо-востоке — до Западно-Сибирской низменности, на северо-западе их кочевья доходили до Казанского ханства, на юго-западе — до Приаралья и севера Прикаспия).
Сегодня ногайская нация, после распада Ногайской орды, как государственности, оказалась рассеянной по всему миру. Считается, что на своей исторической родине, в России, осталась лишь малая её часть. Причем, их численность в РФ несоизмеримо мала (103,7 тыс. чел.) и вступает в противоестественное противоречие с общеизвестным фактом, свидетельствующим о былом широком расселении на территории России ногаев. Такое сокращение численности ногаев невозможно объяснить одним лишь фактом эмиграции ногаев в Турцию, Румынию и другие страны, как например, Балканы и в придунайские территории.
Сей удручающий факт, как  сокращение численности ногаев находит свое вполне логическое объяснение, если иметь в виду, что  после окончательного распада Ногайского государства(Ногайская орда) огромные территории компактного проживания ногаев оказывались под юрисдикцией различных административно-территориальных образований России. Значительная часть, так называемых татар, а по сути ногаи, входившие в состав Касимовского ханства, Аккерманские ногаи, занимавшие территорию Белгородской области, татары Полтавщины и Запорожья, Литвы и Беларуси, будучи уже крещеными, фактически потеряли свою национальную идентичность. Постепенно превращаясь в русскоязычное население, в большинстве случаев они ассимилировались с местным населением, продолжая считаться ногаями в первых поколениях только по происхождению. К тому же факт происхождения фиксировался в родословных документах, в основном у богатейшей части ногайской знати, как, например, у княжеского рода Юсуповых. Простой люд в поместьях ногайской знати практически подвергался естественно-принудительной ассимиляции и их ногайское происхождение в сознании последующих поколений постепенно сводилось на нет. Царская администрация активно поощряла такого рода ассимиляцию ногайской знати, создавая им благоприятные условия для продвижения по карьерной лестнице в армии, предоставляя высокие административные чины в гражданской службе. Переход в лоно православной церкви обеспечивал ногайской аристократии широкие возможности для сохранения и приумножения их недвижимости и прочих материальных богатств.
Огромная часть ногайской трудоспособной молодежи растворилась среди русскоязычного казачества  в Запорожье и на Дону, что сказывалось не только на физическом увеличении численности особенной социальной  прослойки казачества. Они привносили с собой в казачью жизнь принципы организации воинских подразделений, навыки  ведения животноводства, веками отработанные приемы владения различными видами оружия, орудиями труда, а также формы национальной одежды и специфический уклад быта. Укоренившись в казачьих организационно-территориальных объединениях, создавая свои собственные боевые конные отряды, казаки, так называемые «новые ногаи», как сказали бы сегодня, зачастую претендовали и на земельные участки ногаев-отцов. Передел территорий с участием казаков еще больше усугубил положение ногаев.
Территориальная чересполосица вызывала к жизни такие негативные процессы, как разрыв экономических связей, разрушение культурного, языкового и психологического  единства народа. Процессы дезинтеграции продолжались и наращивались и в советское время. Командно-административная система по-своему паспортизировала ногаев, узаконила искусственное разобщение ногаев, начатое еще при царизме. Ногаям, населяющим Кавказ присвоили название «ногайцы» вместо «ногаи». Ногаев Астрахани записали «юртовскими» и «карагашскими татарами». Ногаев, населяющих Калмыкию – «алабугадскими татарами». Ногаев Крыма «крымскими татарами».
Дальше больше. Ногаев, проживающих в Сибири, переименовали в сибирских татар, вынудив их учить в школах язык казанских татар.  Уфимских ногаев в Башкирии записали башкирами, соответственно, изменив родной язык.
А ногаев в Западном Казахстане превратили в казахов и официально считается, что там ногаев нет.
Что касается дальнего зарубежья, то на сегодня самой многочисленной диаспорой ногаев считается диаспора в Турции и Румынии. Установлено, что большинство ногайских переселенцев в Турции выходцы из причерноморских степей и с Кавказа. Буджакских ногаев в Румынии называют румынскими татарами.
Еще до начала массового переселения за рубеж, согласно рапорту пристава Ейского укрепления п/п-ка Лешкевича И. Ф., представленного им ростовскому обер-коменданту г/м-ру Гурьеву С. Г., на август 1774 г. ногаев только в Кубанском крае оценочно было 1 200 000 человек.
В силу различных объективных и субъективных факторов, земли ногаев Причерноморья и Кубани оказались в самом эпицентре, на разломе буферно-пограничной зоны между Османской и Российской империями. В результате сжатия степного фронтира до состояния линейной границы, на котором жили ногаи, они были вынуждены покинуть свои земли, и рассеялись разрозненными группами по Закубанью возле Анапы и по всему Северному Кавказу вплоть до Прикаспийских степей и низовьев Волги, примкнувшись к местным ногаям. По примерным подсчетам военных от 800 тысяч до 1 000 000 ногаев ушли в Османскую империю.
Следующая крупная волна эмиграции имела место в 60-х годах XIX столетия, когда эмигрировало 181177 человек. Исход продолжался до революции вплоть до установления Советской власти. При коммунистическом режиме, в 1918-1941 годах, лишь небольшому числу крымскотатарских землевладельцев было позволено покинуть страну как нежелательным элементам, не считая тех, сколько людей спаслось бегством из Крыма, пересекая границу нелегально. Основываясь на различных данных, ряд исследователей полагают, что численность беженцев в 1785 - 1800 годах составило приблизительно 500.000 человек. Некоторые авторы приводят данные, что в 1815, 1818 и в 1829 годах Крым оставило еще 200 000 человек, за которыми в 60-х годах XIX столетия последовали ещё 227 627 эмигрантов.
Следует отметить, что в литературе сложилась практика, когда эмигрантов из Крыма в Турции зачастую называют крымскими татарами в виду сложности провести четкую границу между крымскими татарами и ногаями, поскольку обе эти группы имеют много общих черт и, по сути, являются одним народом. Сами ногаи различают друг друга по месту проживания на своей исторической родине, называя себя выходцами «из Москвы», «с Кавказа», «с Волги» или «с Кубани», ну и, разумеется «из Крыма». Однако, их представления о своем прошлом весьма скудные, несмотря на то, что они прекрасно помнят произведения ногайского устного фольклора.
Достоверных данных о численности ногаев в Турции найти крайне проблематично, поскольку данные официальной переписи в Турции не включают сведений по национальным меньшинствам. Тем не менее, активисты сами, прибегнув к определенной методике, взяв 1 миллион эмигрантов за основу и увеличив ее пропорционально рождаемости на протяжении последних столетий, определяют численность ногаев (крымтатар и ногаев вместе) в пределах 6 миллионов человек. Правда, некоторые аналитики полагают, что эти цифры завышены. Однако нельзя не признать, что количество наших соотечественников за пределами России, тем не менее, исчисляются миллионами.
Следует сказать, что процессов ассимиляции в Турции ногаям полностью избежать не удается. Однако попытки турецких ногаев не раствориться среди турков еще ощутимы. Например, среди ногаев в Турции еще можно встречать сугубо ногайские имена, которыми они нарекают своих новорожденных детей.
Пожилые ногаи все еще помнят ногайский календарь животного цикла, а на старых кладбищах  имеется большое число надгробий, на которых выбиты родоплеменные символы, называемые «тамга». Сохраняются остатки старых племенных традиций, так все пожилые люди и многие представители молодёжи знают название своего племени. Возможно, законодательно регулируемые на более  качественном уровне тесные контакты с исторической родиной могут сказаться весьма и весьма благоприятно на судьбе российских соотечественников.
Для наших соотечественников за рубежом, по воле судьбы оказавшихся оторванными от своей исторической родины, предлагаемые поправки в Конституцию РФ могут стать связующей нитью с памятью о предках и с судьбой России. И если будут приняты эти поправки, то преамбула Конституции России могла выглядеть вот так: «Мы, русские в союзе с другими братскими народами сплотившиеся в многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сохраняя и упрочивая связи Российской Федерации с соотечественниками, проживающими за рубежом, поддерживая и защищая их культурную самобытность, сознавая себя частью мирового сообщества,
принимаем Конституцию Российской Федерации».