Книга По морям России - ч. 6

Владимир Тяптин
Владимир Тяптин

Книга «По морям России»

   В 53-ю поэт. книгу Владимира Тяптина «По морям России» вошли 128 поэт. произведений, посвящённых всем омывающим Россию 13-ти морям (31 – Японскому, 27 – Чёрному, 18 – Баренцеву, 14 – Балтийскому, 10 – Охотскому, 9 – Карскому, 7 – Берингову, по 5 – Белому и Чукотскому, 4 – Каспийскому, по 3 – Морю Лаптевых и Восточно-Сибирскому, 2 – Азовскому), двум океанам, 13 морским портам. 12-ти полярным исследователям посвящены поэмы: С. Дежнёву, В. Берингу, Дмитрию и Харитону Лаптевым, С. Челюскину, Г. Седову, О. Шмидту, В. Баренцу, К. Вайпрехту, Ю. Пайеру, Д. Де-Лонгу, У. Мобилю. Охвачены 24 региона РФ. Всего в книгу вошли имена 146 человек, связанных с исследованиями Арктики и морей Дальнего Востока.

ПОЭМА
О СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ПУТИ

«Скажи мне, Северный морской 1
Суровый путь, когда ты здесь открылся?» –
«О, я, приятель дорогой,
Уже давно на свет здесь появился.
Пора, пора мне рассказать,
Когда и как, зачем на свет явился.
А то все слышали, что есть такой, но знать
Конкретно обо мне, как ты, не всяк решился.
Давно мечтала в прошлые года
Пройти отсюда в Индию Европа,
Да не могла – Испания тогда
И Португалия всех грабили жестоко.
А как хотелось специй привезти!
Пред этим даже Англия направить
Сюда решила корабли свои –
В Китай решила как-то их отправить.
До Северной Двины добраться лишь смогли. 2
Но всё-таки не зря – Иван Четвёртый, Грозный,
Явил им милость: «В гости к нам пришли?
Дать привилегии!» – И дарит их, как розы.
Голландцы следом – Баренц возглавлял 3
Три экспедиции – на третьей надорвался:
Цинга свалила: год здесь зимовал,
А заболел – домой уплыть собрался.
Увы, скончался по пути домой.
Среди камней зарыт был в мёрзлой зоне –
Лежать остался на земле чужой». –
«На Новой?» – «Да, на ней был похоронен.
Потом царь Михаил наш Фёдорович круто 4
Себя повёл – всем запретил совать
Сюда носы: «Наказывать всех люто,
Кто с севера к нам станет проникать».
Великой экспедицией назвали…» –
«Какую? Уж не Северную ль?» – «Да!  5
Отрядов целых восемь эти дали
Отправились исследовать тогда.
Открытий было сделано немало
От Баренцева моря до Курил.
И вот пора весь путь пройти настала.
«Кто будет первым?» – «Ну, и кто ж им был?» –
«Отважный Виггинс – англичанин – 6
У Енисейской бухты вдруг
На «Темзе» этот капитан причалил.
«Как ты здесь оказался, друг?
Что вдруг из Англии – из Сандерленда
Тогда тебя забросило сюда?» –
«Друзья, признаюсь вам я откровенно –
Купцом была обещана мне мзда».
Швед Норденшёльд встревожил как-то Диксон – 7
На китобойном судне шустром он
Явился вдруг нежданно неким иксом,
И остров был у Енисея потрясён!
А вслед из Лондона к Тобольску
Приплыл ещё один «сюрприз» –
«Луиза» храбрая на доски 8
Спускает резво грузы сверху вниз.
И, наконец, на резвой барке «Вега»
В два лета Норденшёльд прошёл 9
Весь Севморпуть. – Вот это, братцы, веха!
Вот это явь, не розыгрыш-прикол!
Теперь восток идёт уже на запад.
Зимовку зрит взволнованный Таймыр.
Идёт война, а здесь вперёд нахрапом 10
Идём к победе, изумляя мир:
Два ледокольных парохода –
Один «Тыймыр» и друг его «Вайгач», 10
Весь путь прошли лихим походом –
Была удача из удач!
А вот и Отто Шмидт удачно 11
За навигацию одну
Проходит пусть весь. Не иначе –
Решил порадовать страну!
А вот и храбро Николаев 12
На ледорезе – зрит восток –
Идёт на запад, как в ударе,
За навигацию и в срок.
А через год два лесовоза 13
Из Ленинграда прямиком
Идут гружёные и тоже
Весь путь проходят с ветерком.
В войну важнейшею дорогой
Стал Севморпуть у нас – не зря
Пытался враг мешать наскоком,
Зайдя в прибрежные моря.
Тяжёлый крейсер к порту Диксон 14
Шёл напрямик в сорок втором! –
Сверкали грозным блеском фиксы
Его орудий, следом – гром.
Два ледокольных парохода
И артиллерия тогда
Вступили в бой, и тот в итоге
Ушёл, растаял без следа.
А в сорок пятом в верфи Киля,
Где был поставлен на ремонт
Перевернулся кверху килем –
Итог пяти английских бомб.
Вот так тогда пришла расплата
За ледокол наш среди льдов:
В районе Диксона пиратом
Потоплен был «Сибиряков».
Порты Игарка, Диксон, Тикси, 15, 16, 17
Дудинка, Славный Нарьян-Мар 18, 19
В войну снабжали флот наш углем,
Заводам – лес, медь, никель – в дар.
Вот так, друзья, я рассказал подробно,
Когда и кем, зачем я был открыт.
Всех приглашаю. – Кто желает в оба
Конца пройти – тот многое узрит».

8 дек. 2018 г
----------
1 Сев. мор. путь (СМП) – кратч. мор. путь м. Евр. частью Рос. и Д. Востоком. Прох. по морям Сев. Лед. ок. (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Вост.-Сиб., Чук-му) и част. Тих. ок. (Берингову). Адм-но СМП на зап. ограничен зап. входами в новозем. проливы и мер-м, прох-м на сев. от м. Желания, а на вос., в Беринговом проливе, – параллелью 66° с. ш.и мер-м 168°58;37; з. д. Дл. СМП от Карских Ворот до бухты Провидения – ок. 5600 км. Рас. от С.-Петерб. до Владив. по СМП сост. св. 14 т. км (через Суэцкий кан. – св. 23 т. км). Организац-но СМП дел. на: Зап. сектор Арк. – от Мурм. до Дудинки, обсл-ся ледок-ми Росатомфлота. Вос. сектор Арк. – от Дудинки до Чукотки, обсл-ся лед-ми Дальнев. мор. пароходства.
2 В 1553 – 1554 – 1-я анг. экс. сэра Хью Уиллоуби с ц. найти Сев.-Вос. проход в Китай. В рез. Уиллоуби погиб, застряв во льдах в бухте возле о-ва Нокуев, а экс. продолжил и завершил его гл. кормчий Ричард Ченслер, вошедший в устье Сев. Двины и получивший от царя Ивана Грозного привилегии для анг. торговли.
3 В 1594 – 1597 гг. 3 экс. голландского морепл. и иссл. Виллема Баренца, целью кот. б. поиск Сев.-Вос. прохода в Азию. В посл. экс. он зазим. с ком-й кор. на вост. бер. Новой Земли, обогнув её с сев., заб. цингой и перевозимый на 2-х шлюпках командой, покинувшей свой корабль, в пути скончался и был похоронен на Новой Земле.
4 В 1616—1620 гг. царь Михаил Фёд. запретил. торг. людям под страхом см. казни доб-ся. мор. путём из Арх. в Мангазею. Сделано это было из полит. сообр., чтобы огр-ть регион от прон. анг. и гол. моряков. Мангазе;я – 1-й рус. запол. город XVII в. в Сибири. Рас. на сев. Зап. Сибири, на р. Таз в м. впад. в неё р. Мангазейки. Гор. б. зал. в 1600 г. по указ. ц. Бориса Годунова воеводой Мироном Шаховским и письменным головой Данилой Хрипуновым. В связи с запр. приезжать в него ин-м купцам торг. прекр-сь даже с рус. купцами, затем в рез. пож. п. 1708 г. гор. сгорел и прекр. своё сущ.
5 Вел. Сев. экспедиция – ряд геогр. экс-й вдоль арк. поб. Сибири, к бер. Сев. Ам. и Яп. во 2-й чет. XVIII в., пров-я 8-ю отрядами: Двинско-Обским (1734 – 1740 гг., Обско-Енис. (1734 – 1743 гг.), Ленско-Енис. (1736 – 1740 гг.), Ленско-Колымским (1735 – 1742 гг.), отрядом Беринга – Чирикова (1740 – 1741 гг.), Южным (1738 – 1742 гг.), Академ-м (1733 – 1746 гг.) и Верхнеудинско-Охотской экс. (1735 – 1737 гг.). В рез. деят-ти Вел. Сев. экспедиции впервые б. произв. опись отд. уч-в поб. Сев. Лед. ок., открыт амер. берег и подтв-но нал. пролива между Азией и Америкой, откр. и нан. на карту Южные Кур. о-ва, док-но отс-ие к.-л. земель между Камч. и Сев. Ам-й, обслед. поб. Камч., Ох. м. и отд. уч-ми поб. Японии.
6 В 1874 г – ради пол. премии, объяв. купцом М.К. Сидоровым, анг. кап. Джозеф Виггинс  сов. плавание на пароходе «Темза» от Сандерленда (сев. часть Англии) до Енисейского залива.
7 В 1875 г. – китобойная шхуна «Превен» под рук. шведа Адольфа Норденшёльда на средства купца Оскара Диксона прошла от Норвегии до о-ва Диксон Енисейского залива.
8 В 1877 г. – плавание из Лондона в Тобольск через. Карское море парохода «Луиза» иркутского купца А.К. Трапезникова.
9 В 1878 – 1879 гг. экс. А. Норденшёльда на барке «Вега», собранная на средства шведского короля Оскара II, О. Диксона и А.М. Сибирякова, вп. прошла весь маршрут Севморпути.
10 Первая мировая.
11 1-е сквозное плав. в напр. с вос. на зап., с зимовкой у п/о-ва Таймыр, совер-ла гидрографич. экс. Сев. Лед. ок. под рук. Бориса Вилькицкого на ледох-х пар-х «Таймыр» и «Вайгач» в 1914 – 1915 гг. Это пл. стало также 1-м сквозным прох-м СМП рос. эксп-й.
12 Впервые за одну навигацию СМП б. пройден эксп-й Отто Шмидта в 1932 г. на ледок. пароходе «Александр Сибиряков».
13 1-е сквозное плав. в напр. с вос. на запад за 1-ну навиг. в 1934 г. на ледорезе «Фёдор Литке» (кап. Н.М. Николаев).
14 1-я трансп. оп. на СМП – скв. груз. плав. лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивос. c 8 июля по 9 окт. 1935 г.
15 16 авг. 1942 г. крейсер «Адм. Шеер» б. напр. в Карское м. для перехвата конвоев, след. по СМП и нап. на сов. порты в этом рег. Он не смог атак. прох-й в этом р-не конвой, но 25 авг. потопил в бою сов. лед. «Александр Сибиряков», экипаж кот. успел связаться со станцией на о-ве Диксон и предупр. об опасности. С 26 на 27 авг. «Адм. Шеер» атаковал Диксон. Нах-я на рейде порта Диксон суда – стор. корабли СКР-19 (лед. пар. «Дежнёв») и пар. «Революционер», а также берег. 152-мм бат.открыли отв. огонь.
16 Игарка – гор. (с 1931 г.) и м. порт (с 1928 г.) Нас. – 4754 ч. (2017 г.). Расположен на Игарской протоке Енисея. До распада СССР за летнюю навигацию принимал 120 – 140 судов.
17 Диксон – рос. арк. м. порт, рас. на поб. Карского м. у вх. в Енис. залив. В 1936 г. б. постр. причалы на о-ве Конус. Летом 1941 г. был сдан в экс. гл. причал. Порт б. пост. как базовый на трассе СМП для обес. стоянки и бункеровки судов углем. 8 причалов, 5 дейст-х. Проп. спос-ть. 200 т. т. Вр. нав. – круглогод. с лед. сопр.
18 Тикси – рос. арк. м. порт, рас-й на поб. м. Лаптевых, губа Буор-Хая, бухта Тикси. Через Тикси осущ. ввоз прод. и пром. товаров, стройматериалов, топлива и обор-я, происх. перевалка грузов с морских судов для нас. пунктов на берегах рек Хатанга, Оленёк, Яна, Индигирка, Колыма. Выв. лес и пиломат. Нас. пункт – пос. Тикси Булунского улуса Респ. Саха (Якутия). Нас. – 5 т. ч.
19 Дудинский морской порт – м. арк. порт фед. знач. на трассе СМП, рас-й на пр. бер. Енисея в устье притока р. Дудинка. Возвед. порта б. нач. в 1935 г. для снаб. стр-ся Норильского горно-мет. комб. С 1978 г. с появ-м ледоколов с мал. осадкой, спос-х зах. в Енисей, Дудинский порт стал круглог-м. Груз. прич. фронт состоит из 23 речных и 9 мор. причалов.
20 Порт Нарьян-Мар – м. порт г. Нарьян-Мара, рас-й в 70 милях от устья р. Печора, впад-й в Печ. губу Баренцева. м. Нав. в порту дл. 4 – 5 мес., с сер. июня по окт., а до сер. н. возможна ледок. проводка. Реш. о стр-ве Печёрского порта было принято 4 сен. 1931 г. в связи с открытием в 1930 г. Воркут. местор. кам. угля. Нарьян-Мар основан в 1931 г., гор. с 1935 г. Нас. – 24 775 ч. (2018).
 
   Художественное оформление книги выполнено Засл. художником РФ, автором Герба и Флага Удмуртской Республики, лауреатом Гос. премии УР Юрием Лобановым. В овале – на фотографии хабаровского фотомастера Виктора Алеветдинова – трёхмачтовое парусное судно в гавани Владивостока.