Музыкант Глава 1 Часть 10. Джаз, джаз, джаз!

Галина Дейнега
Начало http://proza.ru/2020/03/22/663
На фото ансамбль "Круиз"
1.10. ДЖАЗ, ДЖАЗ, ДЖАЗ!
  Дальше события развивались так:
  - В мае 1981 года мне предложили работать руководителем оркестра в варьете ресторана «Крым» с сильными  музыкантами. Я перешёл не задумываясь. Объединение Музыкальных Ансамблей (ОМА) Севастополя получило приглашение принять участие во Всесоюзном музыкальном фестивале «Джаз-81» в Днепропетровске.  Мне поручили собрать команду и возглавить её. Добавив к  группе оркестра варьете (фоно, орган, две гитары, бас, барабаны, саксофон) ещё один саксофон и трубу, мы, как ансамбль «Круиз», стали готовиться к джазовому фестивалю, репетирую программу выступления после основной работы. В октябре отправились со своими инструментами на джаз-фестиваль.
   — Погодите о фестивале, — прошу я. — Сначала поговорим о джазе как об одном из самых сложных для восприятия видов музыки. Известно, что он зародился в конце 19- го века как слияние двух культур: африканской и европейской. Сочетает их традиции. Это музыка неровного ритма и темпа.
   — Это, прежде всего, искусство коллективной импровизации, скреплённой единой музыкальной фразой, многократно повторяемой и варьируемой. От каждого исполнителя требуются свободная творческая фантазия, умение слушать других, подчинять свою партию музыкальному целому. Где нужны и мастерство, и профессионализм.
   — В СССР джаз возник в двадцатые годы. И сразу же в стране началась полемика о джазе. На первых порах он был театрализован. В программу включали эстрадные номера, песни, танцы, скетчи (короткие эстрадные пьесы шутливого содержания). В годы войны советский джаз тяготел к песенному жанру. В послевоенное время стал тяготеть к различным жанрам. В этот период и был охарактеризован властями как чуждое советскому народу направление. Газеты запестрели заголовками: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь!» Развитие джаза прекратилось на многие годы.
   - Действительно, на первых порах в Союзе скорее было подобие джаза. Импровизаций практически не было. Настоящий джаз в стране начал существовать с середины  пятидесятых. Одним из первых советских джазовых оркестров, исполнявших музыку в стиле свинг, был биг-бэнд Эдди Рознера. Свинг обычно представлял собой круг солистов, которые импровизировали над мелодией и над аранжировкой. В 1955-м году в СССР приехал созданный в Шанхае оркестр Олега Лундстрема. Он был сформирован из музыкантов, которые играли по-американски и хорошо импровизировали.
— На запрет джаза в СССР в интернете есть такой ответ: «В классике даются ноты — играй по ним. В джазе — задаются ритм, гармония и основные мелодии. А дальше играй, как Бог на душу положит». Этот выход из общего строя не нравился властям.
   — Не каждому дозволено понимать джаз! А что не понятно, то и запрещалось.
Импровизация — это не «как Бог на душу положит», а  мгновенное сочинение новой мелодии на заданную гармонию и ритм. То есть, исполнителю джаза нужно быть и композитором, и аранжировщиком, чтобы импровизация вписалась в игру джаз-бэнда так, чтобы казалось, что это отрепетировано неделями. Вот вы, наверное, слышали многоголосое грузинское пение?
   — Не только слышала, но эта завораживающая вокальная полифония мне очень нравится.
   — Так вот. Можно провести параллель между джазовой импровизацией и грузинским пением. Основа грузинского пения —  это нижние три голоса, из которых складываются гармонические аккорды, а верхний особенно, а иногда и третий голос — это голоса импровизационные. Поют эти голоса всегда признанные мастера такого пения, у которых огромный опыт. Так же и в джазе, есть импровизаторы, послушать которых ходят толпы любителей, потому что их игра основана на таланте, опыте и гармонии. Возьмите для примера несколько десятков крепких, с опытом джазовых музыкантов, из них найдётся только один-два, ну максимум три талантливых импровизатора.
   — Вернёмся в пятидесятые. Тогда положение спас  Международный фестиваль молодёжи и студентов, который проходил в Москве в 1957 году. Иностранные делегации привезли джаз! В стране стали проходить фестивали джаза. Семидесятые — снова тишина. Качественно новый период развития джаза в нашей стране начался в восьмидесятые. Возобновилась традиция проведения джазовых фестивалей. Особенно выделился Днепропетровск.
   — Там фестивали проводили ещё в шестидесятые, а в восьмидесятые возродили.
   — По данным из интернета: «В фестивале «Джаз-81» в Днепропетровске принимали участие квинтет Петрозаводского музыкального училища Андрея Кондакова, ансамбль «Круиз» (Севастополь), ансамбль «Белая акация» (Одесса), джаз-ансамбль «Лад» (Львов), джаз-ансамбль «Медео» (Алма-Ата). Днепропетровск представляли коллективы: джаз-ансамбль «Кредо» Олега Косько, ансамбль «Современник» И.Густова, фольклорный ансамбль «Ранок» А.Маковецкого, вокальный ансамбль «Гамма» М.Цыгуткина, вокальная группа «Контур». Впервые в джаз-фестивале принял участие и детский джазовый коллектив «Мастерок» М.Некрича из Днепропетровска. Лауреатами фестиваля стали Днепропетровский джаз-ансамбль  «Кредо» Олега Косько и джаз-ансамбль «Медео» из Алма-Аты.
   — Как я помню, первое место в фестивале «Джаз-81» занял «Медео» из Алма-Аты, а второе — квинтет из Днепропетровска. Я ещё помню коллективы из Мурманска, Донецка, Кишинева, Одессы и других городов. Из Днепропетровска участвовал джазовый вокальный октет (четыре парня и четыре девушки). Пели «a coppella» (без инструментального сопровождения). Очень мне понравился квинтет из Львова «Медикус». Про многих участников просто забыли. Были команды из Новосибирска, Ташкента, Казани, Владивостока. Только из Москвы участвовало пять (или шесть) коллективов. И столько же из Ленинграда. Участников было много. Больше сотни. Каждому коллективу на выступление давалось полчаса. Фестиваль продолжался пять дней с  9.00 до 23.00 каждый день.
   — Что вы исполняли?
   — На фестивале «Джаз-81» полагалось исполнить известное классическое произведение, эстрадные и народные песни в джазовой обработке. Классику мы взяли из репертуара оркестра Гленна Миллера — обработка «Сент-Луис Блюз».
   — Надо заметить, что этот великий американский музыкант и гений аранжировки знаком по фильму «Серенада солнечной долины». Он жил в период с 1904-го  по 1944-й годы, а его популярность не меркнет и в наши дни.
   — Это так! В своей оригинальной джазовой обработке мы представили народную песню «Ты воспой в саду, соловейко», эстрадную песню «Старый сад». Это русскоязычная версия польской песни «Jiesienny pan» (музыка — Roman Orlow, стихи — Wojciech Mlynarski,  русский текст — Леонид Дербенёв). Четвёртым произведением исполнялся мой блюз «Размышление». Пятым — песня из репертуара Эллы Фитцджеральд «Специальная авиапочта». Солировала Елена Маницкая, обладающая джазовым голосом.
   — Ваш результат?
   — Среди прославленных коллективов мы заняли достойное четвёртое место. А наши музыканты (барабанщик, саксофонист и трубач) стали лауреатами.
   — Молодцы! Вы и готовились не так уж долго.
   Позже я получила книгу "Советский джаз" (Москва, 1998, 592с.), где в разделе "Панорама джаза" (1974—1982) представлено описание фестиваля "Джаз-81"(октябрь, Днепропетровск). Сказано, что Областное объединение музыкальных ансамблей и дискотек возобновило традицию джаз-фестивалей, но с одной характерной особенностью. На этот раз с творческим отчётом выступили ансамбли, работающие в сфере бытовой музыки — в ресторанах и кафе. Выявились большие творческие резервы. Из многочисленных участников фестиваля отмечены шесть групп, в том числе и севастопольский "Круиз" с талантливыми импровизаторами.
   — После фестиваля мы ушли в отпуск, а в январе 1982 года, как только открылся в Севастополе ресторан «Баркентина», мы перешли работать туда. Собрался замечательный коллектив единомышленников. Для творчества наступило самое светлое время!
   Баркентина — трёхмачтовое парусное судно с косыми парусами на всех мачтах, кроме носовой (фок-мачты), несущей прямые паруса. Баркентина «Кропоткин», отслужив свой срок, долгое время стояла заброшенной в районе «Инкерман-2». После принятия решения установить судно как памятник парусному флоту его отремонтировали силами Севморзавода им. Серго Орджоникидзе, перевели в разряд бара и установили в Артиллерийской бухте. Ресторан «Баркентина» пользовался большим успехом. А в 1985 году, в связи проводимой в стране антиалкогольной кампанией, заведение, просуществовав некоторое время в роли безалкогольного бара, пришло в запустение, закрылось. В 1987 году уничтожено в результате пожара.
   — Я был руководителем, аранжировщиком оркестра. Состав: Андрей Пинчук — бас, вокал, Виталий Третьяков —  гитара, вокал. Валера Кашин — барабаны, я - клавишные инструменты, вокал. Елена Маницкая — соло-вокалистка.
   — Ансамбль «Круиз» принимал участие и в фестивале «Джаз-82»?
   — Да. Но не так успешно. Накануне отъезда попала в больницу в тяжёлом состоянии наша певица. Заменить оказалось некем. Представляли тоже пять произведений. Первое— мой блюз «Искренность». Второе — джазовая обработка народной песн «Перевоз Дуня держала». Третье — джазовая обработка народной плясовой песни «Камаринская». Четвёртое — тоже моё сочинение «Скерцо на двух нотах». Пятое — песня «A Night in Tunisia» («Ночь в Тунисе»). Эта песня, сочинённая Диззи Гиллеспи в 1942 году, до сих пор  является одним из самых известных образцов джаза. Но мы исполняли её только инструментально. Заняли десятое место.
   — В десятке лучших! Расскажите о своих инструментальных произведениях.
   — Таких не так много, наверное, штук двадцать.  Сочиняю их, когда есть потребность (конкурс, дата). Стоит задача, её нужно выполнить, а я — человек долга. Когда мы готовились к джазовым конкурсам и нужно было во что бы ни стало сочинить своё, держал в голове только эту задачу и больше ни о чем думать не мог. Помню, как на первый конкурс отрабатывал инструменталку. Недели три никак не мог нащупать стиль импровизации. Ходил, напевал. Однажды напел то, что мне понравилось. Пришёл домой и начал играть на фоно. Играл, наверное, часа два, и только после этого что-то начало вырисовываться. Если честно, я не очень люблю сочинять инструментальные пьесы. Я больше песенник. Их у меня больше тысячи.
   — Можете назвать свою любимую песню?
   — Набирайте в поисковике: Дёмин Вечер в Севастополе.
   На экране высветилось: «Концертная группа ансамбля КЧФ — «Черноморский бриз». Солист заслуженный артист Крыма Максим Дерябин». Затем на фоне Приморского бульвара зазвучала песня «Вечер в Севастополе» на слова Олега Кирияджи, где душа музыканта слилась с проникновенными стихами поэта. Общий итог:
«Всё это мой город,
И это Россия.
И в этом моя беспокойная жизнь».
Продолжение http://proza.ru/2020/01/01/399