Борьба со смогом - 3

Русс Рахметов
Или точка в споре кавалеристов с карбонариями.

Годы и пятилетки, второе десятилетие на исходе, как я, не вмешиваясь, созерцаю полемику по поводу «Кто больше травит атмосферу Алматы: кавалеристы или карбонарии?» (авто или ТЭЦ с частниками)
Вчера для меня наступила ясность в этом вопросе по причине того, что открытым текстом, публично, инженер в каске озвучил цифру потребления угля алматинской ТЭЦ-2 = 228,5 тысяч тонн в месяц. Что равно (делить на 30 дней) 7,617 тысяч тонн в день (почему-то журналисты (либо и.о. журналистов (что в современном мире не редкость)) в ролике посчитали 70 тысяч тонн в день? Калькулятор им судья…). Всего-то, не более 200 вагонов угля ежедневно.
Зольность поставляемого угля около 40%, следовательно, в шлак, в отвалы, будем считать, отваливает примерно 3 тыс. тонн. Остаток, теоретически, возносится в городские небеса. 4,5 тысячи тонн в день – таков вклад «карбонариев» в городской смог.
Что касается «кавалеристов», про это я писал, но не поленюсь повторить, тем более, что обзавёлся новыми цифрами. Средний пробег городского легкового автомобиля в мире обычно колеблется в диапазоне 30-50 км. в день. Учитывая, что плотность населения в нашем городе 2,6 тыс. чел. на кв.км., что примерно в два раза меньше, чем в обычных городах-миллионниках, нам приходится проезжать чуть-чуть побольше. Примем, как допущение, что наши машинки, пробегая от 40 до 55 км. в день, тратят 4,5 литра бензина в среднем. По различным оценкам, количество автомобилей, выезжающих на дороги нашего города колеблется от 500 тыс. до 1 млн. Не будем спорить. Навскидку возьмём среднее значение – 750 тыс. авто в день. Получается, что 750 тыс. авто, потребляя по 4,5 литра бензина в день, в сумме сжигают и изрыгают в воздух 750 000 * 4,5 = 3 375 000 литров. Плотность бензина 720-780 кг/м. куб. Особо не мудрствуя, умножим 3 375 000 литров,  на 0,750 кг/л., это будет 2,531250 тысяч тонн.
Подводя итоги, ответственно и профессионально, как инженер и экономист, заявляю, что ТЭЦ-2 + автотранспорт ежедневно выбрасывают в атмосферу около 7 тыс.тонн частиц и газов. Не сбрасывая со счетов частный сектор, газопотребляющие ТЭЦ и «прочие источники», предположим, что и они газуют и пылят, тонн, этак, на 3 тысячи. Итого: мы травимся на 10 000 тонн в день.
Из них: 100*(10-4,5-3)/10 = 25% - это участие автомобилей в формировании смога.
На долю ТЭЦ-2: 100*(10-2,5-3)/10 = 45% смога.
Остальные 30% (если предположение верно («-Дэнги давай!» (с) – посчитаю точнее)) - «взнос» прочих стационарных источников.
Но главный ответ на полемику лириков и галантерейщиков, т.е. кавалеристов с карбонариями звучит следующим образом:
Доли ТЭЦ-2 и автотранспорта в деле формирования городского смога выглядят, как 2 к 1, как 2/3 и 1/3, как 65% и 35%, как племенной верблюд-производитель и тёлка-трёхлетка.
Желающих компетентно, аргументированно обсудить – милости прошу в ленту. Аргументы типа «ВиФсёВрёти», «верю / не верю», «нИхАчЮнИхАчЮнИхАчЮ» - заверните в полиэтилен и оставьте внутри себя, где-нибудь поглубже.
#воздух #алматы #газ #уголь #тэц  #смог  #экология  #загрязнение #чистый_воздух