Лекция о Путине

Александра Болтовская
Я попала на эту лекцию совершенно случайно, меня пригласили пойти в самый последний момент.  Это было 2 года назад. Лекция называлась "Царь Путин?" Именно так. Читалась по-фламандски, в клубе воинской части, в городе под названием Леопольдсбург(названным так, вероятно, в честь короля Леопольда).
Читал известный у нас славист- фамилии называть не буду - позже я узнала, что он преподает славистику почти во всех университетах Фландрии. Так что ничего не сочиняю, в случае чего могу доказать. Я перескажу вам вкратце содержание этой лекции, - но прошу не набрасываться на меня с кулаками!- почем купила, потом и продаю.

К чему вел лектор, я поняла с первых же слов. Он начал издалека - еще с тех незапамятных времен, когда первые путешественники - европейцы, прибыв в древнюю Русь и немного понаблюдав за укладом жизни, сделали важное открытие - в русском обществе всегда один глава - государь, господин,  - царь, значит, - и послушная ему толпа, народ.  Таким образом западные политологи пришли к выводу, что менталитет русского человека построен таким образом, что в любой общественной структуре всегда получается одна и та же модель - единовластие одного и подчинение всех остальных. Несмотря на все революции, перестройки и преобразования. С помощью Power Point он показал нам фотографии и портреты пятнадцати самых популярных в России личностей - все это были жесткие диктаторы, военачальники - среди прочих помню Александра Невского, Ивана Грозного, Петра Первого, Сталина... Однако, среди них затесался Солженицын! И Пушкин. О, счастье!
Путина, однако, тоже включили в этот иконостас. Лектор стал рассказывать о царях России - о том, что их всегда воспевали и считали чем-то вроде солнца; и что все поэты и прочие художники на Руси были кем-то вроде придворных шутов, как Пушкин, например, был царский жополиз!!! При сих словах лектора я пожалела, что не захватила с собой тухлых яиц или гнилых помидоров. Лектор продолжал дальше. От царей он перешел к стальной личности Путина, описал его жизненный путь, его пристрастия, привычки, стиль жизни, попутно сравнивая его с Берлускони. Голос его и ужимки все более раздражали меня. Все более хотелось подойти к нему, взять за грудки и хорошенько потрясти! Хотя  многое из того, что он говорил, было правдой. Но КАКОЕ ПРАВО он имел!?
 Выводы были сделаны неутешительные - в России такой менталитет, что демократия невозможна в принципе. В зале начался гул. "Почему же так?"Попробуй объясни этим  пожилым бельгийским дядечкам - я так понимаю, в зале сидели военные в отставке - поди объясни им такое!
Во время антракта я подкатила к лектору и бесстрашно заговорила с ним по-русски. Мне было трудно скрыть  то раздражение и горечь, даже злость на него. "Вы понимаете, с какими чувствами выйдут ваши слушатели?- почти кричала я. -Вы выхватываете самые темные пятна, самые неприглядные моменты из картины! Это - не есть правда, а только часть ее". Возможно, я покажусь вам смешной, но каждый раз, когда по здешним средствам массовой информации показывают русскую жизнь в самых черных тонах, мне вспоминается фраза из фильма "Фантазии Фарятьева" -
" Все мы - части одной прекрасной картины, надо только уловить гармонию момента"
Недосказанная правда хуже, чем самая наглая ложь!
Как любят по бельгийскому телевидению показывать самые мраки из российского прошлого и настоящего! Если фильм, то обязательно "Утомленное солнце", если документальная передача, то непременно про Чернобыль. Слово "русский" для бельгийца означает примерно то же самое, что и "бандит". Дожили, братцы! Дожили!

Лектор спокойно выслушал меня, допивая свой чай."Я понимаю вас. Я много путешествую, но всегда люблю возвращаться домой." Он не обиделся, не рассердился, не стал доказывать свою правоту, не перешел в дискуссию. Спокойно так.
Во время антракта была разыграна лотерея, - так называемая Tombola - все тянули билетики, и под конец лекции выяснилось, что я выиграла главный приз - огромную книгу о бельгийском пиве. Но меня не купишь призами! Всю вторую половину лекции я метала на лектора злобные взгляды, душа жаждала мщения.
Под занавес лектор процитировал известное стихотворение Тютчева : "в Россию можно только верить" - но он ошибся и вместо "можно" сказал "нужно", дав мне возможность со злорадством указать на эту ошибку. Домой я уехала в бешенстве.

Вот смотрите, меж собой мы горазды ругать власти и правительство на чем свет стоит, а стоит только другим раскрыть рот, так берегись!
И - какое-то смутное ощущение каждый раз, когда западные политологи разглагольствуют о судьбе России - ощущение, что чего-то важного они не знают и никогда не узнают.
Вот всю эту смесь гордости и униженности, бунтарства и послушания, самодержавия и раболепства, общности и обособленности - все это непонятное ни нам самим, ни тем более чужим - разве это можно постичь и объяснить научным языком?