538 Крейсер USS Newport News СА-148 08. 10. 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

538. Американский крейсер «Ньюпорт Ньюс». 8 октября 1973 года.

Сводка погоды: Понедельник 8 октября 1973 года. Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Северное море.
Ближайшая по маршруту следования метеостанция «Листа фйр» (около авиабазы «Фарсунн, Луфтхавн Листа» (Фарсунн, Вест-Агдер, Норвегия; географические координаты: 58.117,6.567; первое наблюдение: 01.01.1973 г.; последнее наблюдение: 31.12.2019 г.) на понедельник 8 октября 1973 года давала такие параметры погоды: максимальная температура воздуха – 12.0°C, минимальная – 8.0°C, средняя температура воздуха – 10.0°C. Без осадков. Скорость тихого ветра 1 м/с (1 балл по шкале Бофорта и 1 балл слабого ветрового волнения). На море лёгкая рябь и короткие волны высотой 0,1 м. и длиной – 0,3 м. Эффективная температура (температура самоощущения человека на верхней палубе корабля) – 9.3°C.

В понедельник 8 октября 1973 года британская метеостанция «Леруик» на Шетландских островах (остров Мейленд, город Леруик, Шетланд–Айлендс, Великобритания, координаты: 60.158999, –1.157389), географические координаты: 60.133,–1.183, первое наблюдение: 01.10.1929 г., последнее наблюдение: 31.12.2018 г. сообщила в своём извещении, что в морском районе Северного моря: максимальная температура воздуха – 11.0°C, минимальная – 7.0°C, средняя температура воздуха – 8.7°C. Без осадков, но скорость ветра увеличилась до 8 м/с. Это уже «свежий ветер» (5 баллов по шкале Бофорта) и «неспокойное море» (5 баллов ветрового волнения по шкале Бофорта). Эффективная температура воздуха на севере Северного моря - 3°C.

Норвежская метеостанция «Листа фйр», расположенная около норвежской авиабазы «Фарсунн, Луфтхавн Листа» (Фарсунн, Вест-Агдер, Норвегия), географические координаты: 58.117,6.567, первое наблюдение: 01.01.1973 г., последнее наблюдение: 31.12.2019 г. дала такие параметры погоды в средней части Северного моря: максимальная температура воздуха – 13.0°C, минимальная – 10.0°C, средняя температура воздуха – 11.2°C. Слабый дождь (3 мм осадков) и умеренный ветер, дующий со скоростью 7 м/с. 4-х балльный ветер создавал на море умеренное волнение (4 балла по шкале Бофорта).

Датская метеостанция «Скаген» на севере мыса Скаген (географические координаты: 57.783,10.733 или 57°46;59; 10°43;59;, первое наблюдение: 21.09.1973 г., последнее наблюдение: 09.10.1979 г.), куда мы ночью пришли и встали на якорь на своё прежнее место, на понедельник 8 октября давало такой прогноз погоды: максимальная температура воздуха – 13.0°C, минимальная – 10.0°C, средняя температура воздуха – 11.7°C. Без осадков и умеренный ветер, дующий со скоростью 7 м/с. Эффективная температура воздуха на ветру – 6.6°C. Волнение в проливе Скагеррак было тоже умеренным, на 4 балла по шкале Бофорта, а на якорной стоянке за мысом Скаген, почти совсем не чувствовалось. Правда, чувствовалось с утра, что погода постепенно портится, причём, быстро.

Солнце в понедельник 8 октября 1973 года на широте и долготе мыса Скаген взошло (по местному времени) в 09:35 (в 05:35 по Гринвичу). Длительность светового дня составила 10 часов 59 минут. Закатиться за горизонт солнце должно было в 20:34 по местному времени или в 16:34 по Гринвичу. Истинный полдень должен был быть в 15:04 по местному времени, но к этому времени мы уже опять были в Северном море и БПК «Свирепый» опять выполнял срочный приказ, о котором утром я с раздражением ещё успел записать в свой дневник-ежедневник:

08 октября 1973 пн
Качает, чёрт возьми. Никаких изменений. Получили радио: «Сопровождать крейсер «Ньюпорт Ньюс» до Осло». Как только придём с сопровождения, так (сразу) домой. У меня всё отлично. Готов ко всему.

Чёрта с два! Не готов я был «ко всему», и не было у меня «всё отлично»! Наоборот, всё было несколько «хреново». ДМБовские годки на меня обиделись, потому что я им испортил настроение и лишил их надежды получить замечательные жанровые фотографии умопомрачительной добычи из Северного моря несметного количества атлантической или исландской сельди. Я злился сам на себя за свою халатность и разгильдяйство. Особенно я досадовал на то, что сам лишился этих фотографий и лишил фотолетопись корабля замечательного события в истории нашей первой БС (боевой службы). Кроме этого, я теперь должен был «отрабатывать» ДМБовским годкам свою вину «с процентами», печатая им на их бумаге и в их проявителе и закрепителе фотографии в количестве листов двух пачек фотобумаги (40 листов), а это время, труд, забота.

Шифрованная радиограмма из Главного штаба ДКБФ была короткой и сухой: «Выйти в Северное море, найти американский крейсер «Ньюпорт Ньюс» и сопроводить его до столицы Норвегии города Осло». Смысл и содержание полученного приказа, которые командир БПК «Свирепый» капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров придал общей огласке по КГС (корабельной громкоговорящей связи) был предельно ясен. Однако чрезвычайно сердитые моряки экипажа БПК «Свирепый», которые уже в который раз были настроены на возвращение домой, в ВМБ Балтийск, восприняли его как приказ: «Найти и уничтожить!». По крайней мере, все не отказались бы это сделать с американским крейсером, пусть хоть он был бы линкором…

Снова БПК «Свирепый» возвращался в Северное море, но теперь навстречу ветру и ветровым волнам, которые качали наш корабль всё сильнее и сильнее. Кроме этого из района, в котором мы встретили колоссальный по размерам косяк атлантической сельди, на нас надвигался сплошной молочно-белый туман. Как тут кого-то или что-то увидеть?

На корабле сыграли «Боевую тревогу», выставили на сигнальный мостик дополнительную вахту ПДСС и добровольцев-наблюдателей, на баке и на юте, под строгую ответственность офицеров и мичманов, со спасательными жилетами и монтажными поясами со страховкой выставили также посты наблюдателей.

РЛС МР-310 «Ангара-А» и другие навигационные РЛС работали на полную мощность, чтобы как можно точнее видеть и ощущать окружающую среду и обстановку. Отметки на индикаторах РЛС, как правило, классифицировались гражданскими судами с характерным осторожным перемещением по установленным международным путям коммуникаций в Северном море и Атлантике. Многочисленные отметки рыболовных судов продолжали «кучковаться» в традиционных и разрешённых районах морской рыбной ловли. Неподвижные яркие отметки нефтяных и газовых платформ «никуда не уходили» и оставались на местах.

Используя пеленги на эти огромные морские платформы, БПК «Свирепый» также осторожно продвигался в район предполагаемого нахождения американского крейсера «Ньюпорт Ньюс». Несмотря на то, что это был значительный по размерам и водоизмещению корабль, найти его в волнующемся под свежим ветром море было непросто. В том числе и потому, что крейсер, оказывается, маскировался…

Что мы знали об этом американском крейсере постройки 1948 года? Только то, что было написано в секретном Справочнике силуэтов и контуров кораблей, самолётов и вертолётов ВМС США и НАТО:

«USS Newport News» СА-148 - крейсер ВМС США, заложен 01.11.1945 г., спущен на воду 06.03.1948 г., сдан в эксплуатацию ВМС США 29.01.1949 г.; имеет стандартное водоизмещение 17 000 т и полное водоизмещение 20 980 т., длину - 218.39 и, ширину - 23.32 м и осадку 8.2 м. ЭУ (энергетическая установка крейсера) – паровая турбина, 4 гребных вала и винта, полная скорость движения – 32,6 узл., экономическая скорость – 15 узл., дальность автономного плавания экономическим ходом – 10 500 миль, экипаж – 1667 чел., толщина брони башен и надстроек – 102-150 мм, толщина брони бортов – 25-89 мм., толщина палубы – 160 мм.;
имеет на вооружении:
артиллерия главного калибра - 9(3x3) - 203-мм/55RF Mark 16;
универсальная артиллерия - 12(6x2) - 127/38 мм 127-мм/38 Mk32 Mod 0;
зенитное вооружение – 12 х 2 – 76-мм Mk27 / Mk33 и 6 х 2 – 20-мм Oerlikon Mk2 / Mk3 / Mk4.
На крейсере «USS Newport News» СА-148 может располагаться 1 вертолёт «Sikorsky HO3S».
Таким образом, «USS Newport News» СА-148  является тяжёлым крейсером типа «Des Moines» - последней серии артиллерийских крейсеров построенных в США.

Основными задачами «USS Newport News» СА-148 являются:
- поддержка «лёгких сил» (эсминцев охранения), вывод их в торпедную атаку и защита от вражеских эсминцев и крейсеров;
- самостоятельное рейдерство, то есть боевое патрулирование обширных акваторий, а также нарушение коммуникаций противника («морская крейсерская охота»).

Во время Второй Мировой войны (1942) оказалось, что крейсера типа «Des Moines» могут выполнять функции артиллерийских линкоров, то есть поддерживать артиллерийским огнём действия береговых частей, а также вести бой в составе крупных эскадр и корабельных ударных группировок (КУГ).

Крейсер «USS Newport News» СА-148 был третьим и последним кораблём в серии из двенадцати заказанных и трёх построенных крейсеров типа «Des Moines». Он длиннее и шире своих предшественников, так как на нём разместили три башни с новыми скорострельными 203-мм пушками. Система броневой защиты крейсера имела верхнюю броневую палубу толщиной 25 мм, которая должна была подрывать авиабомбы до того, как они «дойдут» до главной броневой палубы толщиной 95 мм. Броневой пояс бортов толщиной 152 мм имел ширину 3,05 м, на нижней кромке его толщина уменьшалась до 88 мм. Внутри корпуса крейсера имеется пять отдельных бронированных зон и броневыми переборками. Общий вес брони – 2189 тонн или 12,6% массы корпуса.

ЭУ (энергетическая установка) крейсера – четыре паровых котла «Babcock & Wilcox» вырабатывает пар под давлением 41,85 атм. для четырёх паровых турбин «ТЗА General Electric» общей проектной мощностью 120 000 л.с. Запас топлива – 3 006 т. Первые три машинных отделения комбинированные – в каждом из них располагаются котлы и турбина. В кормовом машинном отделении паровой котёл и турбина расположены в изолированных отсеках, что улучшает живучесть корабля.

Орудия главного 203-мм калибра с автоматическим заряжанием при любых углах возвышения, что обеспечивает скорострельность до 10 выстрелов в минуту на один ствол. Масса новой орудийной башни крейсера в полном снаряжении составляет 458 тонн. Орудия главного 203-мм калибра имеют дальность стрельбы 150 каб (32 км или 918.401 м) при угле возвышения 41°. Снаряд весит 152 кг. Огневая производительность крейсера (в целом) – 90 выстрелов в минуту или 13,5 тонн «взрывчатой стали» или стальных болванок. Приводы наведения орудий и башен — электро-гидравлические. Управление огнём орудий главного 203-мм калибра осуществляется ПУС Mk24 по данным РЛС управления артиллерийским огнём Mk13.

Универсальная артиллерия крейсера - 12 орудий «Mark 12», которые располагаются попарно в шести башнях – это противокорабельные и зенитные орудия. Масса орудия без затвора 1810 кг (3990 фунтов). Универсальная 127-мм артиллерия управляется ПУС Mk25 с РЛС Mk35, 76-мм - от ПУС Mk56 с РЛС управления артиллерийским огнём Mk35.

Все системы управления артиллерийским огнём могут получать данные о цели от РЛС обнаружения надводных целей SPS-6C и SPS-8A. С 1962 года в носовой части крейсера установлена антенна боевой информационной системы БИП «NTDS».

Сразу после вступления в ряды ВМС США, крейсер «USS Newport News» СА-148 начал ежегодно выходить на БС (боевую службу) в Средиземное море и участвовать в учениях в Карибском море (вблизи Кубы). С 1950 года крейсер «USS Newport News» СА-148 ежегодно участвует в учениях США-НАТО в западной части Атлантического океана. 4 января 1956 года «USS Newport News» СА-148  на боевом дежурстве в Средиземном море является флагманом Шестого Флота ВМС США. В 1957 году, во время кризиса в Сирии, крейсер «USS Newport News» СА-148 был в Восточном Средиземноморье «на подхвате», чтобы вовремя вмешаться в конфликт своими орудиями.

29 февраля 1960 года в марокканском городе Агадир произошло землетрясение и «USS Newport News» СА-148 получил срочный приказ «доставить гуманитарную помощь» пострадавшим. «USS Newport News» СА-148  шёл в Марокко со средней скоростью 31 узел и преодолел 1225 морских миль почти за 41 час. В 1962 году крейсер «USS Newport News» СА-148 был переведён во Второй флот ВМС США, где стал его флагманом и был модернизирован (установлена антенна боевой информационной системы NTDS, достроены некоторые служебные помещения). После этого крейсер «USS Newport News» СА-148 постоянно принимал участие в учениях НАТО.

В 1962 году во время «Карибского кризиса» крейсер «USS Newport News» СА-148 был направлен на Кубу, а после демонтажа советских ракет с территории Кубы отправился в главную базу ВМС США в Норфолк, к празднику «День Благодарения». 1 сентября 1967 года «USS Newport News» СА-148 отправился флагманом АУГ ВМС США к берегам Вьетнама. Вечером 9 октября 1967 года крейсер обстрелял из 8-ми дюймовых орудий береговые цели Северном Вьетнаме в рамках американской операции «Морской Дракон» - пресечение каботажного судоходства у берегов Вьетнама. 19 декабря 1967 года, крейсер «USS Newport News» СА-148 интенсивно перестреливался одновременно с 28-ю вьетнамскими береговыми батареями. При этом крейсер ничуть не пострадал. В мае 1968 крейсер «USS Newport News» СА-148 вернулся в Норфолк (США) для пополнения запасов и планово-предупредительного ремонта. Всего в ходе «Вьетнамской войны» (1967-1972 гг.) крейсер «USS Newport News» СА-148 провёл 156 боевых стрельб, обстрелял 32 цели, выпустил в различные цели во Вьетнаме рекордное количество осколочно-фугасных снарядов - 59 241 шт.

Летом 1972 года крейсер «USS Newport News» СА-148 вместе с ракетными крейсерами «Оклахома Сити» и «Провиденс» принимал участие в бомбардировке порта Хайпонг (Вьетнам). Это была последняя в истории ВМС США операция, во время которой несколько крейсеров вели артиллерийский обстрел наземной цели.

1 октября 1972 года в стволе центрального орудия возвышенной носовой башни крейсера «USS Newport News» СА-148 дефектный взрыватель подорвал снаряд прямо в момент выстрела. Погибло 19 и пострадало 10 моряков крейсера. После этого вся башня до конца службы корабля осталась бездействующей. С 1973 года крейсер «USS Newport News» СА-148 участвует в морских учениях ВМС США-НАТО, в демонстрациях американского флага и походах-заходах в иностранные порты и базы. Название крейсера – это имя города Ньюпорт-Ньюс (штат Вирджиния, США, географические координаты 36.978894, -76.429185), в котором он был построен.

Американский крейсер «USS Newport News» СА-148 в 5,3 раза был крупнее БПК «Свирепый» по водоизмещению и во много раз по огневой мощи своего вооружения, поэтому он мог перемещаться по Северному морю как ему угодно, не обращая внимания на нас. Однако мы его не видели воочию ни во время слежения за АГУ ВМС США-НАТО во главе с АУ «Джон Ф. Кеннеди», ни во время совместного похода с американо-натовским ордером за Северный Полярный круг, ни сейчас. Крейсер «USS Newport News» СА-148 при всей  своей мощи и размерах оставался для нас невидимым. Мы очень надеялись на помощь нашей советской дальней разведывательной авиации, но и наши разведчики Ту-16Р пока не могли найти этот большой корабль. Согласитесь, это было странно…

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Апрель 1966 г. Американский крейсер USS Newport News CA-148.  Хэмптон-Роудс, Вирджиния, США. Фотограф: Нобе Смит. Тяжёлые крейсера типа «Де Мойн» — тип тяжёлых крейсеров флота США времён Второй мировой войны 1939-1945 гг. ВМС США всего было заказано 12 единиц таких крейсеров, до конца войны успели заложить 4, в итоге построено 3 единицы: «Де Мойн» (CA-134 Des Moines), «Салем» (CA-139 Salem) и «Ньюпорт Ньюс» (изначально CA-140 Newport News). Впоследствии бортовым символом крейсера стал номер «148» (СА-148 Newport News).