натюрморты валерия елькина из ижевска

Наталья Сурнина 2
Для кого живописец выставил свои  картины? Для рафинированных снобов или для неискушенных зрителей? Суждения человека, не занимающегося живописью и искусствоведением, быть может, зашедшего на открытие выставки с друзьями, случайно, попутно, - такие суждения  могут приниматься во внимание автором картин или должны быть отнесены в разряд заведомо неверных,  созданных не специалистом?
Оговоримся сразу: мнения знатоков, ценителей живописи, умеющих дать экспертную оценку  представленной публике работе, - такое мнение , бесспорно, важно.Но ограничиться только этим кругом – значит  обречь галереи на пустые залы.
Попробуем и мы  поразмышлять над  цветочными натюрмортами  современного ижевского живописца члена Союза художников России, заслуженного работника культуры Удмуртии Валерия Елькина. Отдадим должное одному из важных в творчестве В.Елькина жанров – натюрморту, а точнее, поджанру его – цветочному натюрморту.
В  изобразительном  искусстве жанр натюрморта имеет  немалую традицию, уже со времен античности   изображались художниками  предметы  неодушевлённой природы. В   отдельный жанр изобразительного искусства натюрморт  выделился  в Голландии XVII века.   Цветочный же   натюрморт, избранный нами для наблюдения,  (нидерл. bloemsstilleven) одним из первых выделился в  числе «затраков», «роскошных столов», «кухонного»  натюрморта и поджанра «суета сует» как  самостоятельный поджанр. Он  отражал реальные черты жизни голландцев XVII века,  их увлечение цветоводством и садоводством. В цветочных натюрмортах художники изображали тюльпаны, розы, гладиолусы, гиацинты, гвоздики, лилии, ирисы, ландыши, незабудки, фиалки, маргаритки, нигеллы, розмарин, анемоны, календулу, левкои, мальвы и другие цветы.Интересно, что именно в поджанре цветочного натюрморта  проявился талант двух замечательных женщин – художниц: Марии ван Остервейк ( 1630 -  1693) и Рашель Рюйш .
При выборе цветов для натюрморта основными критериями были их красота и редкость.  Как правило, цветы рисовались с натуры, поскольку ценилась точность и достоверность изображения. В  одном натюрморте могли быть изображены цветы, цветущие в разное время, поэтому иногда рисование букета затягивалось на месяцы. Столь долгая работа окупала себя: цветочные натюрморты ценились очень высоко и даже могли использоваться как дорогой подарок на государственном уровне.
Интерес к натюрморту в России как к самостоятельному жанру живописи появляется в 80-х годах 19 столетия. Важное место здесь принадлежит картинам И.И. Левитана . Они, как правило, просты по замыслу и не велики по размеру, и представляют букеты привычных садовых или полевых цветов. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами,
 Значительную часть творческой энергии живописца Валерия Елькина поглотила тема натюрморта, он  заинтересовался  цветочным натюрмортом. Для его  цветочных натюрмортов   характерны лаконизм содержания, сдержанность колорита и объединяющая роль световоздушной среды. Они просты по замыслу и не велики по размеру, и представляют букеты привычных садовых или полевых цветов .Букеты изображены на нейтральном фоне и изолированы от окружающего пространства.
Даже полевые цветы не вынесены на  пленэр, они не связываны  с пейзажем или  интерьером комнаты. Но по своему замыслу и содержанию цветочные натюрморты В.Елькина   расширяют  границ жанра , сливают  его с портретом, пейзажем. Натюрморт перестает быть простым изображением «мертвой природы» и превращается в средство раскрытия образа.
В один из периодов творчества Елькина  натюрмортные мотивы вышли на первый план. Голландские натюрморты предназначались, как правило, для украшения интерьеров и имели камерный формат. В творчестве Елькина цветочный натюрморт имеет другое, гораздо более важное значение. Это отражение любви к жизни и природе, это обращение зрителя картин к красоте мира, это песня, это гимн красоте. Исключительно из-за собственной красоты и живописности цветов обращается к этому поджанру художник. Поэтому изображение  наряду с цветами  плодов, посуды, или в традициях философского цветочного натюрморта черепов, насекомых, вы на картине Елькина не найдете. раковин является отражением традиции использования скрытых значений изображаемых предметов, имеющих символическое значение. Мотив « суеты сует» Часть картин, изображающих цветы, представляет собой натюрморт в полном смысле этого слова, - то есть это букеты в вазах. Вы не встретите изображение цветов в корзинах.  Ваза чаще всего находится на столе. В целом же это  строгие композиции, в которых ничто не отвлекает внимание зрителя от изумительной красоты цветка. Лаконизм и простота  композиции делают цветочные натюрморты Елькина  запоминающимися. . Ему было также свойственно привносить в натюрморт сюжет и движение.
А. Блок выделял в натюрмортах художника Сапунова, оформлявшего спектакли в театрах,  искания цветового ритма, цветовой музыки, цветовой драмы ,которая отвечала бы драме тех спектаклей, к которым он рисовал декорации. Подобно этому, Валерий Елькин  создает цветочные натюрморты, обогащенные  новыми темами, образами, его картины  отражают  стремление к живописи чувственной, динамичной.
В процессе  активных поисков  в области цвета, формы, композиции и художественных  приемов, найдены Елькиным  адекватные средства выражения замысла:  фактурность живописи, выявление формы и объема цветом,  который передает не столько поверхностную раскраску, сколько саму форму и массу, материальную плоть вещей. Ваза или стебель цветка - каждую вещь становится плотной и крепкой . Пристально вглядывается  художник в натуру,   скрупулезно  анализирует  предметы.  В.Елькин экпериментально строит композицию цветочного натюрморта. Вслед за приверженцами «интимного» натюрморта  живописец идет  по пути упрощения композиции и сокращения числа изображаемых объектов. Никаких обычных  деталей : распахнутого окна, пейзажа за окном, пчел или бабочек на цветах и столе, блюда с фруктами – нет. Вазы, как правило, стеклянные, что позволяет писать воду, писать стебли и листья в воде, причудливо деформированные, новые. постановочные букеты на тёмном фоне и более декоративные «роскошные» букеты, предназначавшиеся для украшения богатых домов.  Картины показывают цветы на земле, в клумбе   или просто  без изображения вазы, хотя  видно, что они  стоят в букете. Выбор  вазы подчёркивал противопоставление живой природы и сорванных, помещённых в вазу садовых цветов. В качестве антуража в его картинах  может быть упавший лепесток или веточка. Другая запоминающаяся  особенность композиции  - расположение предметов по диагонали картины.  Особая четкость изображения рождает почти физическое чувство радости от созерцания этих натюрмортов, таких как будто  бы простых .
Отличительной чертой натюрмортов Елькина является  богатство и тонкость цвета  и матово -металлический колорит.
Валерий Елькин пишет пионы, астры, сирень, незабудки, ирисы, розы, подснежники, лилии,тюльпаны, нарциссы, георгины…Быть может, выбор предметов изображения отражает вкусы художника. Любовь художника к цветам трепетна и горяча. Работы  невероятно реалистичны, прорисована каждая деталь.Натюрморты поражают своим сходством с натурой. Как правило, цветы рисовались с натуры, поскольку ценилась точность и достоверность изображения). предварительные наброски акварелью и тушью, изображая цветы в разных ракурсах и при разном освещении.
Цветочные натюрморты Елькина  запоминаются  непосредственностью художнического восприятия натуры.
На первый взгляд, наиболее подходит для написания цветов акварель.
Акваре;ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — техника изображения и разновидность изобразительного искусства, занимающая переходное положение между живописью и графикой. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности). Художник-акварелист при работе прозрачными акварельными красками учитывает тон, как правило белый, активно отражающий свет, и фактуру основы (бумага, пергамент, картон, шёлк, слоновая кость) не только в качестве материала, но и в качестве одного из изобразительных средств. Значение отражающей поверхности сохраняется в акварели даже при смешанной технике (акварель с белилами, гуашью, дорисовкой сангиной, пастелью). Поэтому на художественных выставках классическую акварель экспонируют в разделе графики.
Акварельные краски состоят из пигмента и связующего вещества (водорастворимые сложные углеводы: растительный клей, декстрин, натуральный гуммиарабик с добавлением глицерина, сахара или мёда), они разводятся водой и легко смываются. При растворении в воде образуют прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяют за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.
Бумага, предназначенная для акварели, должна быть слегка шероховатой (зернистой). Количество зерна и его плотность, а также размер, определяется производителем бумаги, для разных техник предпочтительны разные виды зернистости, а при работе с очень маленькими деталями (как например архитектурная или ботаническая живопись), зернистость не уместна и чаще используют бумагу с крупными волокнами или ватман. При смачивании бумаги вода должна равномерно и не слишком быстро впитываться по всей поверхности. Большей популярностью пользуется сорт, называемый ватманом. Бумага для акварели бывает из разных материалов: хлопковая, целлюлозная, смешанная (состоит из разных материалов), скорлупа и т. д. Каждая из бумаг несёт в себе определённые свойства необходимые для создания нужного эффекта (по-разному держит и впитывает воду, разная степень размывания, возможность делать отмывки и далее).
Акварель может быть выставлена на обзор только в подходящих условиях
Наметившийся в конце XX века рост интереса к акварели изменил положение вещей. Знаковым событием стало открытие школы и академии акварели Сергея Андрияки.
Валерий Елькин пишет цветочные натюрморты в технике масляной живописи. Это глубоко осознанный выбор техники, которая передает фактуру мазка., и прежде всего эта особенной масляной живописи определила  выбор для создания цветочных натюрмортов.   Красочный слой может быть и густым, и прозрачным.
Щетки бывают разных размеров и используются для разных целей. Тип кисти также имеет значение. Например, «круглая» - это остроконечная кисть, используемая для работы с деталями. «Плоские» кисти используются для нанесения широкой полосы цвета. «Яркая» - это плоская щетка с более короткими щетинными волосками, используемая для «вытирания». «Фундук» представляет собой плоскую кисть с закругленными углами. «Эгберт» - очень длинная и редкая кисточка с фундуком. Художник также может наносить краску мастихином, который представляет собой плоский металлический клинок. При необходимости можно использовать мастихин для удаления краски с холста. Различные нетрадиционные инструменты, такие как тряпки, губки и ватные тампоны, могут использоваться для нанесения или удаления краски. Некоторые художники даже рисуют пальцами.
Пигменты бывают прозрачные (лессирующие) и укрывистые (покрывные). Прозрачные пигменты прозрачны сами по себе и создают ощущение глянца и глубины в слое краски, а укрывистые непрозрачны и пропускают цвет основы, только если их сильно разбавить, однако не предназначены для лессировок. Прозрачные краски почти не теряют насыщенность при смешивании, укрывистые же быстро сереют — если смешать различные цвета. Старые мастера часто применяли лессировки для создания эффекта эмалевой гладкости живописной поверхности и предпочитали прозрачные краски. На палитрах импрессионистов, наоборот, все краски, за исключением ультрамарина, были укрывистые.
Чаще всего масляными красками пишут на льняном или хлопковом холсте, или на деревянной панели. Чтобы писать масляными красками на холсте, дереве, картоне или другом каком-либо основании, на него сначала наносят грунт, чтобы воспрепятствовать вытеканию масла из красок, обеспечить лучшее сцепление красочного слоя с поверхностью холста и придать основанию определённую фактуру и цвет. Так же есть специальная бумага предназначенная для живописи маслом или акрилом. Она очень плотная ( от 250 грамм и дальше) и уже имеет определённую фактуру. В частых случаях она продаётся в виде альбомной склейки (листы склеены между собой по краям прозрачным клеем и отрываются по завершении работы).
При использовании прозрачных и полупрозрачных красок цвет грунта может определять общий колорит картины, а также, до некоторой степени, может облегчать и ускорять работу над ней . Старые мастера умели пользоваться этим.
Валерий Елькин еще в студенческие годы  вошел в группу  для углубленного изучения, он хорошо знает, какие техники адекватны замыслу. Например,  использование имприматуры.Как и многие другие слова художественного лексикона, «имприматура» пришла из итальянского. Если перевести на русский, получится «первый слой». Из перевода ясно, что это понятие связано с началом работы над картиной. С неё начинают свои творения многие художники. Чем имприматура отличается от подмалёвка и эскиза? Её главная цель создать цветовую гамму будущего произведения. Поэтому наш художественный приём больше нацелен на фоновое обеспечение. Писать масляными красками на белом фоне – это одно, а на цветном – это совсем другое.
В современные краски также часто добавляют вещества, ускоряющие высыхание, — так называемые сиккативы. Быстро сохнущие краски очень удобны, но могут потрескаться через несколько лет, когда краска полностью высохнет Цветы , которые стали  сюжетом многих натюрмортов Валерия Елькина,  нежны и быстро вянут. Для их написания используется техника технике алла прима, подразумевающей выполнение картины за один сеанс. . В ней используют специальные краски, которые сохнут медленнее.
А ля прима (от итал. a la prima — «в один присест») — разновидность техники масляной живописи (также используется и в акварели), позволяющая выполнить картину за один сеанс (или в два или более сеанса, но по отдельным частям, каждая в один слой). Художник, использующий такую технику, заканчивает изображение до полного высыхания красок, в то время как традиционный метод рисования предусматривает нанесение красок слой за слоем и ожидание, пока очередной слой высохнет.
Преимуществом данной техники является то, что нивелируются многие проблемы, связанные с применением различных объёмов масел и смол между слоями, поскольку в картине присутствует лишь один слой. Техника укрепилась в живописи с появлением работ импрессионистов, но также применяется и более «традиционными» художниками для создания предварительных набросков будущих картин. Примером могут служить этюды И. Репина к картине «Торжественное заседание Государственного Совета». Одним из первых художников, использовавших технику «алла прима», можно назвать Франса Халса.
Законченную полностью высохшую картину часто покрывают лаком, чтобы выровнять тон и защитить картину от разрушения. Один из наиболее популярных лаков — кетоновый. Он легко смывается спиртом в случае повреждения его поверхности.
Обратимся к цветочным натюрмортам, изображающим белые цветы. Эта любовь к белому, быть может, привита нашей продолжительной зимой с ее обильными, всё укрывающими на полгода снегами…Красота снега, такого разного по цвету, сверкающего и золотыми, и розовыми, и голубыми оттенками на солнце и при вечернем городском освещении… Чистота белого… Объединяющий весь городской пейзаж белый цвет, на длительное время  доминирующий  вокруг….
Обращает на себя внимание обилие белых цветов. Это черемуха, сирень, подснежники, пионы, чубушник, хризантемы, лилии. Иногда, изображая  другие цветы, художник  ставит в натюрморт  белую вазу, белую  кружевную  салфетку (васильки), есть белые пионы в составе натюрморта с белым кувшином , яблоком и золотистой чайной чашкой.
Цвет всегда имел важное значение и использовался как в бытовой, так и в обережной традиции. Триединство восприятия устройства мира у славян: небо-отец + земля-мать + человек (их творение), оказало влияние и на восприятии цвета. Основные цвета несли большую информационную нагрузку. По наличию и использованию того или иного цвета можно было многое сказать о человеке и положении в обществе.
КРАСНЫЙ – символ огня, жизни, совершенства. Огонь изображается в виде креста. Огонь олицетворяет солнце и, следовательно, наделен теми же функциями. Это символ здоровья и совершенства. Символ защиты от всего дурного.
БЕЛЫЙ – это пространство между небом и землей. Символ света, чистоты и свободы. Белый сочетает в себе все цвета и поэтому олицетворяет чистоту и непорочность, которая объединяет и примиряет все на земле. Использование в описаниях белого цвета указывает на чистоту помыслов и всеохватывающую любовь (белолица, белы рученьки).
Обычно белый используется в описании девушки или юноши с чистым и добрым сердцем (Белая береза – добрая стройная девушка).
В обереговой культуре белый цвет призван защитить от нечистой силы и не дать проникнуть злу. Скатерть на столе белая, чтобы гости не смогли оставить в доме злого умысла, нательное белье только белого цвета, чтобы сохранить тело здоровым и чистым. Белое постельное белье не дает смерти (а сон напрямую ассоциировался со смертью) забрать ни взрослого (дополнительно к белью плели кружевные передки на кровать) ни ребенка, которого пеленали в белые пеленки и устилали колыбель белым кружевом. Белый фартук носили женщины для того, чтобы защитить женские органы от чужих глаз.
Белизна, как и чернота – это нейтральный оттенок. Но при этом он заключает в себя чистоту, невинность, непорочность, свет. При взгляде на объект с таким колером мы вряд ли испытываем негативные эмоции, такие как раздражение или агрессию. Наоборот, он пробуждает в нас светлые чувства.
Гамма воздействует на нас так, что мы проникаемся к ней доверием. Ведь на подсознательном уровне нам кажется, что в ней вряд ли может таиться загадка. Поэтому специалисты в медицинской сфере носят такую форму.
Это свобода и самоконтроль, приятные воспоминания из детства и юношества, гармония и блаженство. В мыслях он всегда будет символом доброты.
В определенных культурах, как ни странно, белый  означает смерть. Когда в доме умирает человек, представительницы женского пола надевают платочки, а мужчины одеяния в этой палитре. Вот почему многие люди, кто видит снежные тона, чувствуют грусть: они ассоциируются с могилой.
Но почему так происходит? Некоторые народности считают, что если умершего окружить чернотой, то в новом мире, куда он должен попасть, он ничего не сможет увидеть. А светлая гамма укажет ему направление на тот свет.
Но такое обозначение, естественно, в приоритете не у всех. У живописцев, например, белизна указывает на бесконечную пустоту и отсутствие оттенка вообще. Но это им и на руку, так как нанесенные на него краски не искажаются и сохраняют свою насыщенность. А если их разместить на черном фоне, то они примут совсем другой вид.
В большинстве культур колер является знаком божественности. Он используется для обозначения чистоты и невинности. А также права «начать все с чистого листа». Вспомним, что с древнейших времен он означал перемирие: когда противник сдается, он вывешивает белый флаг. Такое действие указывает на то, что он готов провести мирные переговоры и пересмотреть взаимоотношения.
Если мы посмотрим на ночное небо, то увидим серебристые звездочки. От них невозможно оторваться, так как они завлекают своей свежестью. Поэтому у людей возникают ассоциации с надеждой и возможностью получить помощь свыше в трудных жизненных ситуациях.
Во многих государствах животные и птицы с беленьким окрасом считаются священными. Например, корова, греческие лошади, китайский тигр или египетский бык. У нас распространена традиция, связанная с голубями. Неспроста на свадьбах пускают белоснежных птиц, как символ мира и начала нового и прекрасного этапа в жизни.
Это нейтральный оттенок. При взгляде на него не появляется ни размышлений, ни эмоций. Он с легкостью может привести индивида в себя, собраться с мыслями и помочь успокоиться.
Он также способен наполнить энергией. Если вы чувствуете усталость или переутомление, то желательно отдохнуть в помещении с подобным спектром. Он подарит вам легкое отчуждение и гармонию.
Важным является и выбор цветов, это герои натюрмортов В.Елькина.
Валерий Елькин изобразил на натюрморте  калину Бульденеж – декоративный кустарник, высотой от 1,5 до 3 метров. Встречаются экземпляры, которые вырастают и на 1-2 метра выше указанного. В конце мая начале лета кустарник покрывается белоснежными шарами. Под их тяжестью ветки иногда опускаются до земли. Чем старше куст, тем больше на нем соцветий. Калина способна создать удивительный пейзаж в любом саду. Аромат у декоративной культуры отсутствует.
Раскидистая, но аккуратная крона имеет ширину 2-4 метра. Листья на ней светло-зеленые до 12 см в длину. За год культура вырастает на 30-40 см при условии правильного ухода. Через 7 максимум 10 лет калина останавливается в росте.
Сорт прижился в разных регионах страны, отличается морозостойкостью. Красивый кустарник способен радовать глаз до 60 лет подряд.
У калины Бульденеж есть множество разновидностей, вот некоторые из них:
обыкновенная калина – форма красной обычной калины.
декоративная калина – отличается от предыдущего вида, меньшими размерами;
розеум – в народе называют махровым. Сначала цветет белыми, зеленоватыми цветами, которые через 20-30 дней становятся розовыми.
Другой герой натюрмортов - пио;н (лат. Pae;nia) — род травянистых многолетников и листопадных кустарников (древовидные пионы). Единственный род семейства Пионовые (Paeoniaceae), ранее род относили к семейству лютиковых (Ranunculaceae).Пионы цветут в конце весны, ценятся садоводами за пышную листву, эффектные цветы и декоративные плоды (у некоторых видов).Своим латинским названием он обязан легендарному врачу Пеану (или Пеону, или Пэану), излечивавшему богов и людей от ран, полученных в сражениях.Согласно китайским источникам, интерес к пионам как декоративным растениям начался в период правления династий Цинь и Хань, ранее 200 лет до н. э. Таким образом, пионы в культуре уже более 2000 лет.
Пион лекарственный и Пион уклоняющийся используют в качестве лекарственного сырья. Сырьё используют для приготовления настойки, которая применяется как седативное средство.
С 1982 года в Лояне (Китай) проводится знаменитый Фестиваль пионов, который ежегодно посещают около 20 млн туристов. В город организуются особые «пионовые туры». Все мероприятия на этом зрелищном празднике посвящены «королю цветов» — концерты, танцевальные шоу, научные конференции, выставки живописи и каллиграфии, ярмарки. Самое популярное место — парк Wangcheng, в котором можно увидеть плантации и древние архитектурные комплексы.
В истории цветочного натюрморта есть  работы , чьей  характерной чертой  является мотив «суеты сует» в виде поникшей розы. Это картины  Восмара.
Ро;за — собирательное название видов и сортов представителей рода Шиповник (лат. R;sa), выращиваемых человеком. Большая часть сортов роз получена в результате длительной селекции путём многократных повторных скрещиваний и отбора. Некоторые сорта являются формами дикорастущих видов.Русское «роза» и варианты «дикая роза», «рожа», «рожан», «ружа» через немецкое посредство (нем. Rose) были заимствовано из лат. rosа, которое, в свою очередь, заимствовано из др.-греч. ;;;;; — rhodon .
Розы впервые начали выращивать в Древнем Риме, хотя основное назначение садов того времени было выращивание полезных растений (плодовых, овощных, пряных и лекарственных), но в произведениях древнеримских писателей встречается описание около 10 сортов роз. Геродот уже в V веке до н. э. в своей «Истории» описывает сады царя Мидоса в Македонии и упоминает там махровую розу. Теофраст в 300 году до н. э. описывает сады Греции и даёт описание роз с 15, 20 и даже 100 лепестками. На великолепной мозаике из Помпеи, хранящейся в Неаполитанском музее, можно увидеть и дамасскую розу (Rosa ;damascena), родиной которой несомненно является восток, и уже оттуда она попала в сады Южной Италии. С распадом Римской Империи садоводство перешло в монастыри. Именно монастырские сады послужили прототипом садов по ту сторону Альп. Карл Великий в своей инструкции по управлению поместьями Capitulare de villis указал перечень растений, которые необходимо выращивать, среди которых были и розы. Во времена Каролингов в садах декоративные растения выращивались прежде всего с лекарственной целью, хотя, несомненно, обращалось внимание и на их красоту. Для венков и других украшений собирались полевые цветы. И только кусты роз удостаивались особого внимания и выращивались в садах. На картинах великих итальянских художников эпохи Возрождения мы можем увидеть розы, которые выращивались в итальянских садах того времени, родиной которых скорее всего является Италия. В 1309 году папа Климент V переехал со своим двором из Рима в Авиньон и центр католической церкви оставался там по 1377 год. Как свидетельствуют историки, уже в это время на территории папского дворца выращивались розы. В саду же епископа Эйхштедтского в начале XVII века росла 21 разновидность роз, привезённые в Европу с востока через Константинополь, включая дамасскую. Во времена миннезингеров существовали прекрасные сады с красными и белыми розами, которыми миннезингеры и увенчивались. С конца XIX века селекцию роз ведут почти во всех странах мира.
Существующее в настоящее время огромное разнообразие сортов роз образовано путём скрещивания и селекционного отбора нескольких сортов дикого шиповника. Многие сорта парковых махровых роз ведут своё происхождение от розы галльской (Rosa gallica), названной так за своё широкое распространение во Франции (Галлии). Культура этой розы и созданных на её основе сортов ведёт своё начало от Древнего Вавилона, затем Древней Греции и Древнего Рима, а с XIII века Франции и составила целую эпоху в истории роз, вплоть до XVIII века. Путём скрещивания розы галльской с другими видами были получены роза дамасская, роза столистная (Rosa ;centifolia) и роза белая. История садовых роз началась в конце XVIII — начале XIX веков, когда в Европу (сначала в Англию, а затем во Францию) из юго-восточной Азии были завезены виды вечнозелёных теплолюбивых роз со своеобразным ароматом лепестков, напоминающим запах чая. Эти розы обладали новыми декоративными качествами: кожистыми блестящими листьями, особым благородством формы бутонов и цветка и особенно важным свойством — ремонтантностью, то есть способностью к продолжительному многократному цветению. Усилия селекционеров были направлены на создание новых сортов, которые бы совмещали в себе ремонтантность азиатских и морозостойкость европейских роз. Долгое время этого достичь не удавалось, и лишь в начале XIX века удалось преодолеть нескрещиваемость этих двух групп роз.
Первое упоминание о выращивании роз в России относится к началу XVI века. Предполагается, что в Россию они попали через балканские славянские племена. Массовое распространение получили только при Екатерине II. К концу XIX века розы начали выращивать на всей Европейской части России.
 Цветки роз удивляют своим многообразием. Их размеры колеблются от 1,8 см до 18 см, количество лепестков может составлять от 5 до 128, существует до десятка различных форм цветка, цветки могут быть как одиночные, так и в соцветиях от трёх до двухсот штук. Очень разнообразна цветовая гамма: нет только чисто-синих. Получен сорт зелёной розы, но он представляет интерес лишь для ботаников. Кроме однотонных существуют сорта роз с сочетанием окрасок, а также меняющие цвет в процессе цветения. Разнообразны ароматы различных видов и сортов роз. Кроме стандартного аромата дамасской розы, существуют розы с ароматом от фруктового и цитрусового до аромата благовоний и пряностей. Махровость многочисленных сортов культурных роз возникла в результате превращения части тычинок в лепестковидные стаминодии.
Несколько раз написаны художником хризантемы.  Хризанте;ма (лат. Chrys;nthemum, от греч. ;;;;;;;;;, «златоцветный»; объясняется жёлтой окраской соцветий) — род однолетних и многолетних травянистых растений семейства Астровые, или Сложноцветные, близкий к родам Тысячелистник и Пижма, куда нередко перемещаются многие виды хризантем. По данным сайта Germplasm Resources Information Network (GRIN) род включает 29 видов, произрастающих в умеренной и северной зонах земного шара, преимущественно в Азии.Растения однолетние и многолетние, травянистые или полукустарники.Побеги голые или опушённые.Листья расположены в очередном порядке, простые, цельные, зазубренные, выемчатые или рассечённые, различные по величине и форме, опушённые и нет, преимущественно светло-зелёные.Цветки мелкие, собраны в корзинку, у некоторых видов крупную, состоящую, как правило, из срединных трубчатых жёлтых цветков и язычковых краевых, разнообразно окрашенных и обычно расположенных однорядно; у многих гибридных сортов они располагаются многорядно и образуют так называемое «махровое» соцветие.
У культуры декоративных садовых хризантем — тысячелетняя история. В Китае, откуда родом большая часть хризантем, садовые формы начали разводить ещё в 551 г. до н. э. Затем хризантемы были завезены в Японию, где стали национальным цветком. В Европу растения попали в XVII веке, в Россию — в середине XIX века.Декоративные качества хризантем ценились очень высоко, и в результате селекционной работы появилось огромное количество их форм, групп и сортов.Некоторые виды хризантем с успехом можно выращивать в условиях России под открытым небом, иные — только в оранжереях, но все они ценятся цветоводами за яркость красок, продолжительное цветение, лёгкость размножения.Существует много разных классификаций садовых хризантем.В китайской народной медицине хризантему используют как лечебное растение: её листья назначают при мигренях, а сушёные цветки — для улучшения аппетита. Во многих странах цветки и листья хризантем применяли для лечения глазных болезней, малярии, алкоголизма, желудочных заболеваний, для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.В странах Азии побеги, листья и особенно соцветия употребляют в пищу как овощи и вкусный десерт. Популярным пищевым видом в Китае является хризантема увенчанная, известная там как тунхао.В последние годы повсеместно получила широкое распространение горшечная (комнатная) культура хризантем. Хризантемы украшают дом и сад и придают им изящество форм, а в Японии им отведены специальные сады.Хризантему традиционно изображают на монетах и государственной эмблеме Японии, одна из высших наград страны — орден Хризантемы. Также 16-лепестковая жёлтая хризантема изображена на официально принятой в 1889 году императорской печати Японии.
Хризантемовый трон — западное название трона императора Японии, используемое с XIX века.
«Хризантемы» — старинный русский романс. Уже более ста лет звучит старинный печальный романс Николая Харито «Отцвели уж давно хризантемы в саду…» (1910).Слова и музыка Н. Харито, редактор В. Шумский.«Девять хризантем» — песня Валерия Леонтьева 1999 года. Слова Н. Зиновьев, музыка Р. Муратов.
Древние японские поэты воспевали хризантему в своих стихах. Не остался «золотой цветок» без внимания и российских поэтов. Весьма почетное место отведено хризантеме и в государственной символике. Предположительно с VII века, когда рисунок хризантемы украсил клинок микадо, она считается эмблемой японских императоров. Стилизованный золотистый цветок c шестнадцатью двойными лепестками и поныне остается гербом Императорского дома, а иногда выполняет и роль государственного герба: на монетах, печатях и официальных документах. Именно такое изображение хризантемы считалось священным, право на него, в частности, на ношение одежды с рисунком 16-лепесткового цветка, принадлежало исключительно членам императорской фамилии. Нарушившим этот порядок рядовым японцам грозила смертная казнь. Такая же хризантема красуется на Ордене Хризантемы, учрежденном в 1888 году и до нынешнего времени считающимся высшей и самой почетной наградой в стране. Однако для японцев солнечный цветок - не просто застывший в металле символ. Это растение в Японии окружено любовью и заботой. Японцам нет равных в промышленном разведении хризантем, в создании новых сортов с разнообразием форм и окрасок. Очевидно, благодаря долгому периоду цветения, хризантема олицетворяет счастье и долголетие. Есть поверье, что собранная с хризантемы роса продлевает жизнь.В сознании японцев неразделимы хризантема и Солнце. Даже обозначающие эти понятия слова звучат одинаково - "кику" и изображаются одним иероглифом. Так что главный цветок Японии назван именем светила, от которого, по легенде, ведет.Высшая японская награда - Орден Хризантемы с цепью был учреждён императорским эдиктом №1 от 4 января 1888 года, в котором указано, что им "награждаются те, кто уже является обладателем Ордена Хризантемы на Большой ленте". Награждаться Орденом Хризантемы с цепью могут только принцы императорской семьи, высшая аристократия, национальные герои и главы иностранных государств.Хризантема — любимица Японии, здесь ее культивируют с незапамятных времен. Это цветок национальный, им увлекается все население, начиная с микадо и кончая последним рикшей.
Отдал художник дань и скромным луговым цветам. Ветряница, или Анемо;на (лат. Anem;ne) — род многолетних травянистых цветковых растений семейства Лютиковые (Ranunculaceae), включает около 170 видов[. Многие виды ветреницы в некоторых источниках относят к роду Прострел (Pulsatilla).Ареал рода охватывает внетропическую зону Северного полушария, включая Арктику.Современное научное название образовано от греч. ;;;;;; — «ветер». Возможно, дословный перевод названия может означать «дочь ветров». Вероятно, название дано растению из-за его чувствительности к ветру, уже при малых порывах которого крупные лепестки цветов начинают трепетать, а цветки раскачиваться на длинных цветоносах. Ранее ошибочно считалось, что цветки растения под действием ветра могут закрываться или распускаться.Корневище мясистое, цилиндрическое или клубневидное.Стебли и цветоносы конечные, реже в пазухах низовых или прикорневых листьев.Корневые листья иногда отсутствуют, чаще имеются на черешках различной длины, большей частью пальчато-рассечённые или раздельные.Цветки одиночные или в полузонтичных, часто многоцветковых соцветиях, небольшие или крупные. Околоцветники различной формы с 5—20 листочками и могут быть белого, пурпурного, синего, зелёного, жёлтого, розового или красного цветов. Цветки двуполые и радиально симметричные. Тычинки многочисленные, пестики многочисленные с одной висячей семяпочкой и одним покровом, опушённые или голые, с большей частью коротким, прямым или изогнутым столбиком, иногда без него. Листовые покрывала большей частью в количестве трёх приближены к цветоносам и сильно редуцированы, имеют большей частью вид чашелистиков.Плоды орешковидные, разнообразной формы, голые или различным образом опушённые, нередко с различными приспособлениями, способствующими распространению их ветром, реже животными.
На территории России и сопредельных стран произрастает около 50 видов ветреницРастут по лесам (преимущественно лиственным), кустарникам, опушкам, паркам, тенистым лужайкам; по сырым горным долинам; по сухим холмам, в нижней части лесной зоны гор; по степным лугам, залежам, каменистым обрывам; на субальпийских лугах, травянистых склонах, в горных тундрах; в тундре.

В нашей местности многие жасмином называют  чубушник.Чубу;шник (лат. Philad;lphus) — род кустарников из семейства Гортензиевые (Hydrangeaceae). В России часто этот кустарник неправильно называют жасмином за выраженный сладкий аромат цветков у некоторых видов чубушника.
Латинское название происходит от греч. ;;;;; (phileo) — любить и ;;;;;;; (adelphos) — брат, что указывает на тесно сближенные супротивные побеги.Листопадные, реже полулистопадные кустарники.Кора тонкая, чаще серая, у многих видов на 1—2-летних побегах коричневая, отслаивающаяся.Древесина твёрдая с широкой сердцевиной.Соцветие — кисть, состоящая из трёх — девяти цветков. Соцветия образуются на концах коротких молодых боковых побегов. Кроме того, соцветия могут образовываться в пазухах верхних одной — двух пар листьев.Цветки крупные (от 2,5 до 6—7 см в диаметре), у видов обычно простые, у сортов часто полумахровые или махровые; очень ароматные, со слабым ароматом, или без запаха. Цветки белые, кремово-белые или желтоватые. Чашечка бокальчатая, с четырьмя, реже пятью отстоящими, вогнутыми чашелистиками. Венчик обычно с четырьмя, иногда с пятью — шестью крупными, чисто белыми или кремово-белыми лепестками различной формы — от линейных дающих крестообразный цветок с широкими просветами между лепестками, до очень широких, заходящих краями один за другой и образующих почти квадратный цветок (чубушник крупноцветковый).
Один из натюрмортов изображает ли;лию (лат. L;lium) — род растений семейства Лилейные (Liliaceae). Многолетние травы, снабжённые луковицами, состоящими из мясистых низовых листьев, расположенных черепитчато, белого, розоватого или желтоватого цвета.
Стебель, являющийся непосредственным продолжением донца луковицы, в основном облиственный, простой или вверху маловетвистый.Листья, расположенные спиралью или изредка кружками, почти всегда сидячие, только у двух видов снабжены хорошо развитыми черешками и большими яйцевидными, от основания сердцевидными пластинками. В углу последнего низового листа образуется почка, которая, постепенно разрастаясь, превращается в молодую луковицу, расцветающую на следующий год.В России насчитывается до 16 видов, из которых в Европейской части России, почти до широты Казани, а в Сибири до самой Камчатки, распространена Лилия саранка (Lilium martagon L.), называемая в садоводстве царскими кудрями. Облиственный, довольно высокий стебель несёт несколько крупных, поникших цветов мутно-розового цвета, без аромата и с сильно отвороченными покроволистиками. Луковица растения употребляется в пищу, а в садах она давно разводится и засевается сама собой, держась в рощах. Кроме этого вида, в Европейской части России можно также обнаружить вид Лилия опушённая (Lilium pilosiusculum (Freyn) Miscz.).Луковицы всех этих лилий могут употребляться и отчасти употребляются в пищу.
Многокоатно написана В.Елькиным  сире;нь (лат. Syr;nga) — род кустарников, принадлежащий семейству Маслиновые (лат. Oleaceae). Род включает около тридцати видов, распространённых в диком состоянии в Юго-Восточной Европе (Венгрия, Балканы) и в Азии, преимущественно в Китае.Единого мнения о классификации рода Syringa пока не существует. По данным различных источников, род включает от 22 до 36 видов. Почти все они в естественных условиях произрастают в горных районах различных регионов Евразии. Многие виды издавна применяются в озеленении, однако наибольшей популярностью пользуются сорта, полученные на их основе. Мировой сортимент этой культуры насчитывает более 2300 описанных сортов, при этом две трети из них получены с участием сирени обыкновенной. Сорта различаются по окраске, форме и размеру цветков, срокам цветения, высоте и габитусу кустов и т. д.Своё родовое название сирень получила в честь одного из персонажей древнегреческой мифологии — наяды Сиринги.В русском языке для обозначения растения использовалось также слово «синель».Сирень обыкновенная — типовой вид рода Сирень. Ботаническая иллюстрация Якоба Штурма из книги Deutschlands Flora in Abbildungen, 1796.Листья супротивные, обыкновенно цельные, реже перисто-раздельные, опадающие на зиму.Цветки белые, лиловые или розовые, расположены в метёлках на концах ветвей. Чашечка маленькая, короткая, колокольчатая о четырёх зубчиках. Венчик обыкновенно с длинной цилиндрической трубкой (реже, как, например, у сирени амурской — с укороченной трубкой) и плоским четырёхраздельным отгибом. Тычинок две, прикреплённых к трубке венчика. Завязь одна с двухраздельным рыльцем.Все виды сирени отличаются красивыми цветами, почему их и разводят в садах. Особенно сильно распространена сирень обыкновенная (Syringa vulgaris L.) — роскошный кустарник, чрезвычайно выносливый, который отлично растёт на открытом воздухе как на юге, так и на севере Европы и украшает весной сады крупными соцветиями своих душистых цветов. Кроме основной формы с лиловыми цветами, в культуре возникли разновидности с белыми и розоватыми цветами. Они употребляются также для выгонки в оранжереях, так что почти всю зиму можно иметь свежие цветы сирени. Этот вид дико растет на Балканах.
Выразителен натюрморт В.Елькина с букетом черёмухи.  Черемуха  обыкнове;нная (лат. Pr;nus p;dus, «слива с реки По»), или Черёмуха кистева;я, или Черёмуха пти;чья— вид невысоких деревьев (изредка кустарников) из рода Слива семейства Розовые (Rosaceae). Растёт в лесах и кустарниковых зарослях по всей России до Охотского моря, в Западной Европе, в Азии. Культивируется как декоративное растение.Естественный ареал — Северная Африка (Марокко), Южная, Центральная, Западная, Северная и Восточная Европа, Малая, Центральная и Восточная Азия (в том числе многие провинции Китая), Закавказье.В России обыкновенна в Европейской части, Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке.Занесена и натурализовалась повсюду в мире в зоне умеренного климата.Предпочитает влажные, богатые почвы с близким залеганием грунтовых вод. Растёт преимущественно по берегам рек, в приречных лесах (уремах) и кустарниковых зарослях, по лесным опушкам, на песках, по лесным прогалинам.Деревце, дерево или крупный кустарник высотой 0,6—10 м, крона удлинённая, густая. Кора матовая, чёрно-серая, с беловатыми чечевичками. Молодые ветви оливковые или вишнёво-красные.Листья простые, очерёдные, яйцевидно-ланцетные или продолговато-эллиптические, длиной 3—10 (реже 15) см, голые, тонкие, на коротких черешках, заострённые, по краю остропильчатые; прилистники шиловидные, рано опадающие; черешки длиной 1—1,5 см, наверху у основания листовой пластинки две желёзки.Цветки белые (реже розоватые), собраны в длинные густые поникающие кисти длиной 8—12 см, с сильным запахом, на цветоножках. Чашелистиков и лепестков по 5, тычинок 20, пыльники жёлтые, пестик один.Плод — шаровидная чёрная костянка диаметром 8—10 мм, сладкая, сильно вяжущая. Косточка округло-яйцевидная. Плод вначале зелёный, сердцевидный, плотный, по мере созревания кожица краснеет, далее чернеет. Мякоть зрелых плодов зелёная, на воздухе приобретает темно-фиолетовый цвет.Цветёт в мае — июне. Плоды созревают в июле — августе.
Черёмуху разводят в садах и парках как декоративное растение, особенно эффектны формы с плакучими ветками, махровыми цветками и разноцветными листьями.