Как вылепить страшную маску и не испугать кошек

Андрей Собакин-Фисташков
11 марта в библиотеке Аалто откроется выставка интерьерных масок Выборгского художника Сергея ФУРНЭ.

Автор работ сознательно отказывается от современных технологий в пользу старинного способа изготовления масок из папье-маше, с их последующей грунтовкой и декорированием. Некоторые маски лепятся из глины и потом обжигаются. Процесс получается очень трудоемкий и времязатратный. В каждую маску художник вкладывает частичку своей души. На выставке будет представлено десять масок, после чего они отправятся в Париж.

С 2014 года Сергей Фурнэ как художник сотрудничает с Французской Культурной Ассоциацией «Эспланада», которая посредством искусства объединяет людей разных стран. Директор Ассоциации Эльвира Свиридова-Яманиди высоко оценила творчество Сергея Фурнэ и предложила устроить показ его работ в рамках международного проекта «Маки в Париже». Данное мероприятие посвящено 75-летию окончания Второй мировой войны и состоится во французской столице 9 мая.

Изготовлением масок Сергей занялся совершенно случайно.
- Был заказ театральных кукол для одного театра в Москве, пришлось лепить  для них  лица, - рассказывает Сергей, - руки вспомнили, так я и начал изготавливать маски.
Сергей учился в Выборгской художественной школе у Леонида Ивановича Бондарика, закончил реставрационно-строительное училище № 61 в Ленинграде, потом ЛГИТМИК. Помогал отцу оформлять декорации в Выборгском народном театре. Работал реставратором стенной живописи, мастером в багетной мастерской, художником-оформителем, арт директором, дизайнером. Занимался изготовлением декораций для кино, театров и телевидения. В числе освоенных Сергеем специальностей есть и напрямую не связанные с изобразительным искусством, например сторож на заводе, полотёр в ресторане и кочегар в угольной котельной. Хотя, как известно, Виктор Цой тоже работал кочегаром и тоже заканчивал реставрационно-строительное училище № 61 в Ленинграде. Более того, с лидером группы «Кино» Сергей был знаком лично.
- Они мало кому нравятся, потому что не очень веселые, - говорит Сергей про внешний вид своих скульптурных произведений. - Маски – это образы. Например, маска Египет – это мое ощущение от этой страны, как я это вижу. Есть маски комедии и трагедии, относящиеся к театру. Есть маски настроения, в том числе моего.
На жизнь Сергей зарабатывает полиграфическим дизайном (обложки для книг, иллюстрации, дизайн верстки страниц, афиши, логотипы). Изготовление масок - это некоммерческий проект.
Однажды ему предложили одну из них продать - это была его первая маска. Сергей наотрез отказался, причем дело было не в деньгах.
- Жалко было с ней расставаться – я с ней уже сроднился, - объяснил он причину отказа.
Для каждой маски предусмотрена своя оригинальная рама. В глаза вставлены полудрагоценные камни, благодаря чему создается впечатление, что маска одушевленная и смотрит прямо на тебя. Сергей уверен, что все его маски живые, и судя по тому, что домашние кошки с ними ладят - не представляют опасности.
Хотя мировому кинематографу известны случаи, когда маска скандинавского бога Локи оживала, превращая своего владельца в зеленоголового трикстера со сверхчеловеческими способностями, как это было с Джимом Керри в фильме  «Маска».