Мои наблюдения. Часть 2

Дмитрий Говоров
В своей первой статье из этой серии я затронул тему того, что люди, которые сделали выбор профессии и стиль жизни под давлением стереотипов нашего несовершенного общества, которые поддались трендам и модным течениям, в результате разочаровались. Они несчастливы. В ней я сравнил приезжих с южных стран, которые живут в Москве на птичьих правах и счастливы, и менеджеров, имеющих работу и ипотеку, но при этом глубоко разочарованных в своей жизни.

В этой статье хочу поделиться ещё одним наблюдением из своей жизни. Хочу раскрыть то обстоятельство, на первый взгляд однозначно трагическое для человека, но приводящее его к невероятной трансформации в понимании ценностей жизни. Это обстоятельство может случиться с каждым из вас или с вашими близкими людьми. И оно, при всей своей трагичности, помогает нам разобраться в нашей жизни. Понять, что для нас главное, а что второстепенное.

Начну своё повествование с одной истории. Это было уже пятнадцать лет назад. Я дружил с одним человеком. Судьба нас свела необычным образом. У меня тогда была небольшая строительная фирма. К нам обратился по рекомендации от бывших клиентов человек с хорошим заказом. Мы поехали с моим партнёром на встречу. Встреча произошла прямо на парковке у большого магазина. Возле дорогой машины стоял высокий, крепкого телосложения мужчина, одетый в норковую шубу. Он посмотрел на нас оценивающим взглядом, мы познакомились, и он сразу перешёл к делу. Рассказал, что ему нужно построить небольшой домик прямо на берегу Ангары. Он рассказал, что ему не надо никаких сложных строений, что ему просто нужен небольшой рыбацкий домик. После короткого диалога он сунул нам в руки пачку денег и уехал.

Я не знал этого человека и никогда не встречал его до этого, но когда мы вернулись в офис и похвастались ещё одному нашему партнёру, что мы взяли заказ на строительство дома, и у нас уже есть предоплата. Он нас спросил, а кто заказчик? Когда он узнал, что нашего нового клиента зовут Гера, таким именем он назвался, то он схватился за голову и сказал, что мы совершили большую глупость, и надо вернуть деньги. Почему, спросил я? И услышал, что он самый отмороженный бандит в нашем городе, и что желательно бы вернуть деньги.

Но я не из пугливых. Мы начали стройку. В процессе стройки, уже в самом её начале, стали возникать разные разногласия, и появляться всё новые и новые требования у нашего нового заказчика к маленькому рыбацкому домику. Ну и, соответственно, стали так же возникать и наши с ним трения. Маленький, одноэтажный домик, восемь на шесть метров, который мы взялись строить без проекта и без сметы, плавно превратился в большой двухэтажный дом с баней, отдельным гостевым домом, бассейном прямо на крутом берегу прекрасной сибирской реки Ангары, гаражом и всеми атрибутами шикарного коттеджа. Мой новый знакомый и клиент, Гера, ставил всё более сложные задачи, и однажды между нами произошла серьёзная ссора. Её результатом стала наша дружба.

Когда я поближе познакомился с этим человеком, то меня удивило в нём огромная жажда жизни. Эта жажда проявлялась во всём. В том, как он говорил, как двигался, как кушал, и во многом другом. Постоянные посещения ночных клубов, невероятно шумные и богатые застолья с друзьями, подарки себе любимому в виде той же норковой шубы, в которой я его увидел в первый раз. Он совершенно не жалел денег, и это проявлялось во всём. Водные мотоциклы, яхты, дорогие удочки и многое другое. И особенно при строительстве дома и его отделке. И изначально я принял его расточительность и щедрость не за жажду жизни, а объяснил для себя его поведение тем, что просто ему очень легко достались большие деньги. Мы много общались, и каждый раз он удивлял меня своими поступками, в которых было что-то для меня необъяснимое. Лишь спустя какое-то время я случайно узнал, что он смертельно болен. И каждый день, который ему оставался в этой жизни, он проживал на полную катушку.

С такими людьми я встречался несколько раз в своей жизни. И теперь я научился видеть людей, к которым приближается конец из жизненного пути, и они узнали об этом. Это событие в корне меняет личность человека. Он начинает по-другому смотреть на мир. Слетает вся шелуха, уходит всё ненужное. Исчезают такие качества, как скупость, мелочность, зависть. Появляется жажда испытывать новые ощущения и эмоции, больше времени проводить с друзьями и родными людьми. Отсеиваются все прилипалы. Такие люди начинают видеть в нас настоящие человеческие качества. Они видят небо, плывущие облака, чувствуют запах травы, по-другому ощущают запах и вкус еды. Им больше не интересны сериалы и политика. Они жаждут живого общения, путешествий, походов на природу. Им не хочется копить деньги. Хочется их тратить. Они смеются над коллекторами и судебными приставами. В каком-то смысле они освобождаются от гнёта, которым мы все придавлены.

Недавно я даже спросил одного человека, а не болен ли он смертельной болезнью? Мне показалось его поведение похожим на поведение людей в подобных обстоятельствах. И он действительно признался мне, что врачи дали ему примерно полгода жизни.

Очень интересно беседовать с такими людьми. Чётко начинаешь понимать их преимущество перед всеми остальными. Они перестают бояться, становятся искренними в проявлении своих чувств. Например, не боятся говорить людям, что любят их, не боятся признаваться в своих ошибках, не тратят драгоценного времени на всякую ерунду. И вообще время ценят больше всего на свете. Ни золото, ни богатства, ни деньги и власть, а время. Время для них становится наивысшей ценностью. Каждую секунду отпущенной им жизни они смакуют с особой тщательностью.

Но давайте подумаем о том, что мы все в принципе находимся в подобной ситуации. Очень наивно полагать, что кто-то из нас сможет обмануть смерть. Нет. Конечно, человечество всегда стремилось к бессмертию. На эту тему есть огромное количество литературных произведений, и много снято фильмов. Но пока это всего лишь мечты. А в реальности мы все смертны. И поэтому я призываю всех пересмотреть свою жизнь с этой позиции.

Был ещё один случай. Я его вспомнил прямо во время написания этой статьи. Как-то мы сидели с одним моим знакомым на лавочке возле его дома. Он только что потерял работу, с деньгами у него было не очень, квартира съёмная, маленький ребёнок. И он произнёс фразу, что это всё ерунда. Главное, что он ещё жив. Я тогда удивился его мудрости и невозмутимости. В таких ситуациях, у многих людей может открыться способность отделять зёрна от плевел.

Я считаю, что нам не обязательно узнавать, что мы смертельно больны или оказываться в долговой яме, или не дай Бог в тюрьме, чтобы научиться отделять главное от второстепенного. Достаточно представить себя в этой ситуации и сделать для себя вывод о том, как жить дальше. Как выпивать ценнейшие секунды нашей жизни с огромным вниманием, осознанностью, любовью, смакуя каждый глоток, каждое мгновение.

Я не призываю пускаться во все «тяжкие». Просто нужно вспомнить о настоящих ценностях, о близких, о беседах с друзьями, о походах в лес, о запахе прелой осенней листвы, о звёздном небе. Вечер у костра, шашлык, мокрый нос щенка, только что пойманная рыба, пение соловья утром, запах сена, парное молоко и любимый человек. Можно перечислять бесконечно, но заметьте, что я ни разу не упомянул про ток шоу или новости по ТВ. Больше уделять внимания детям и родителям. Больше смеяться и шутить. Не бойтесь иногда выглядеть глупыми или смешными. Живите на полный оборот и ничего не бойтесь. Будьте настоящими.

© Дмитрий Говоров, 2019