Фермерша Роза. Часть 3

Александра Болтовская
Это было в июле. Жара стояла такая, что одежда прилипала к телу, и приходилось брать по 2 смены футболок на работу, и перед каждым выходом на улицу намазываться солнцезащитным кремом. И вот - звонок Розы, той фермерши, для которой я иногда переводила."Саша, ты сможешь поехать со мной в Киев? Мне надо уладить там одно дельце, дней пять - ты сможешь? Билеты и проживание я оплачу, и работу тоже. Мы остановимся в гостинице на Крещатике"
Мне пришлось улаживать с клиентами, что пять дней они должны будут управляться без меня. Всем им я обещала привезти сувениры.
Я очень хотела поехать с Розой. Во-первых, я никогда еще не была в Киеве, во-вторых, я знала, что мне придется переводить на встречах с самыми разными людьми, а это- вызов судьбы, это - опыт, а на мой взгляд, опыт - это самое дорогое в жизни.

И вот мы собрались. Помимо обычного багажа, Роза взяла с собой красный чемоданчик с документами. А я все еще не знала, какое дело мы едем улаживать! Наконец, в самолете она поведала мне, в чем суть. Роз вырастила новый яблочный сорт и вот уже несколько лет этот сорт произрастал в плодоводстве под Киевом - на 10 гектарах земли. Она заключила контракт с тамошним фермером и ежегодно платила ему немалые деньги за уход за садом.
И вот, что-то пошло там не так... Роз почувствовала потребность поехать самой и разобраться.
Летели мы через Вену. В самолете Роза не замолкала ни на минуту, поговорив со мной, она просто повернулась к женщине, что сидела рядом:"Would you like to talk?/Не хотите ли поговорить?" С этим фонтаном слов и эмоций мне предстояло провести 5 дней.
От аэропорта мы ехали на частнике. Шофер Саша был лихач, он будто играл с судьбою в орлянку. Дороги были вымощены булыжником, правил движения никто не соблюдал, нас с Розой так и подбрасывало на заднем сиденье - дыг-дыг-дыг-дыг-дыг! А по сторонам был Киев - с фонтанами и каштанами, с православными храмами, с рекламными щитами на украинском языке- я таращилась на все это во все глаза.
А Роз была ни жива ни мертва от перенесенного... "Нет, больше мы с ним не поедем - сказала она.  - Он нас в могилу привезет. А водитель нам нужен, нам ведь еще в садоводство ехать, сад смотреть".
Расположившись в шикарной гостинице "Крещатик", мы сразу пошли на поиски надежного шофера. Вот в сторонке, у перекрестка, собралась тусовка, все - шоферы, курят, болтают меж собой. "Только давай найдем такого, чтоб был спокойный и  - НЕ-Саша! А то я заметила уже - все водители по имени Саша - как камикадзе, - сказала Роза. Хозяин барин.
К нам подошел высокий плотный дядечка лет 50 - Николай, - представился он. Так куда вам надо?  В Полесскую область?(этот нам подходит- забубнила Роз мне в ухо).Ударили по рукам, взяли его карточку, и спокойный Николай поступил на эти 5 дней в наше распоряжение. И, наконец, обедать! Как сейчас, помню то кафе "Тет-а-тет". Столики были маленькие, и когда нам принесли борщ, жареную куропатку и жаркое"Остров", на столе просто не хватило места для тарелок. Борщ был великолепен, но Роза не переставала фонтанировать идеями даже во время еды, однажды она даже поперхнулась, и мне пришлось долго бить ее по спине.  А со следующего дня началась свистопляска. Мы вставали в 7, завтракали в ресторане "Страдивари", где все официанты были в белых рубашках с манжетами и жабо и богато расшитых бархатных жилетах, а потом отправлялись по делам. Всюду нас возил Николай. Мы ездили на конференции и собрания в Комиссию по Охране Прав Растений, мы ездили на встречи с юристами, мы не знали покоя ни на минуту. За то время, что Роз не была в Киеве, тут поменялась вся система. Украина была на рубеже больших перемен, а тут Роз со своим новым яблочным сортом! В Комиссии поменялась и структура, и руководство. Новый директор, седой и голубоглазый, вкрадчивым голосом уговаривал: "Да не тревожьтесь, пани Роза. Все будет хорошо. Ваш сад в порядке. А патент на сорт вы обязательно получите, потерпите немного"  и пожимал ей руку своими белыми мягкими лапами- Нет, я ему не верю, Саша! - твердила Роз. Слишком уж он ласковый! Слишком уж глаза добрые! А откуда, кстати говоря, нашлись деньги на обшивку его кабинета дубовыми панелями?" Фамилия у нового директора была выдающаяся: Ящер.
Мы ездили и на плантацию, в садоводство, где стояли яблони сорта, выведенного Розой. Разговор с тамошним фермером был тяжелый. Роз, вооруженная документами и цифрами, требовала отчета, а он оправдывался.... По словам Розы, с такой же площади в Бельгии снимают в 20 раз больше урожая. Роз ожидала прибыли от затраченных ею средств. Прибыли не было... Роза вложила около 100 тысяч евро, а прибыли не получила.
 Мы едем назад. Вдоль дороги - гнезда аистов на столбах, аисты устраивают гнезда в автомобильных шинах, которые люди крепят на столбах специально для них.
Мы видим сады - вернее то, что было раньше садами -заброшенные, неухоженные земли с мертвыми поваленными корягами тут и там... пожалуй, сад Розы был самым лучшим участком из того, что в тот день видели. Всю дорогу Роза сетует: Мой муж давно уже говорит: вырви из сердца эту страну! Ничего с Украиной не выйдет!"
Помню, вечером отпустила меня на полчаса на Крещатик, и я быстренько купила бирюзового цвета юбку, которая давно мне приглянулась в магазинчике под прикольным названием "Шалена мода") Увидев меня в этой юбке, Роз прямо простонала своим гулким голосом:"Gelukzaak!/Везунчик!Мне бы твою стройную фигуру!"
В один из свободных вечеров мы с Роз прогулялись по Андреевскому спуску - там был один старик, который создавал прекрасные картины на бересте(Роз в прошлый приезд уже покупала у него) - я восхитилась его мастерству. Это были чудесные украинские пейзажи - лодки на реке, хаты с гнездами аистов, деревья на его картинах были как живые; и я тоже  купила у него картину.
А в наш последний день мы получили по куску настоящего сала - в подарок от шофера Николая. Перед отъездом заезжаем в Центр продажи растений - проведать знакомого Розы. Два года назад он приезжал к ней в гости, она поводила его по бельгийским центрам цветов и саженцев - есть у нас такие торговые центры, где прямо в теплицах и под открытым небом стоят растения на продажу - однолетние и двулетние, цветы, кустарники, деревья и комнатные растения. Наглядевшись на это все, предприимчивый фермер устроил такой же центр у себя дома, в Киеве!
Но в центре хозяина нет, мы уже собираемся уходить, но работница уже куда-то позвонила, и вот приезжает жена Сергея - типичная деловая акула. Она кряжистая, в футболке и джинсах. По дороге в аэропорт она пытается выудить из Роз всю информацию и ведет разговор примерно таким образом: Что привело госпожу Розу в Киев?" я морщусь, но перевожу. Я чувствую себя на пределе: когда же это кончится?

Домой я приехала охрипшая и выжженная... Когда приезжаешь из Бельгии в Киев, как будто попадаешь прямо с улицы в парилку. Попадать из парилки обратно в Бельгию - тоже небольшой шок; все кажется холодным, серым и неласковым.