Сказка о теряемом времени

Русс Рахметов
 или экология и транспортные пробки, как вершина айсберга экономической катастрофы.

Экологией у нас занимаются все, кроме профессионалов. Ботаники, географы, певцы ртом, танцоры ногами, парикмахеры, таксисты и прочие гуманитарии. Я технарь, экономист, логист (в том числе, логист транспортных потоков), хочу предложить вам своё математическое видение и решение проблемы, которые я с 2003 г. пытаюсь донести до городских властей различных городов Казахстана, России и других стран. Мои решения будут работать независимо от географического положения, языка, политического строя.
В расчётах я буду использовать минимальные значения факторов, но и производят сильное впечатление на грамотного человека.
Алма-Ата  - город с двухмиллионным населением, в котором зарегистрировано около полумиллиона автомобилей, из которых на дороги города ежедневно выезжают более трёхсот тысяч, включая машины из пригородов и иногородние.
Эти минимум 300 000 автомобилей ежедневно простаивают в пробках около десяти минут каждый. 300 000 * 10 мин = 3 000 000 минут = 50 000 часов (моточасов).
Автомобили расходуют около 1 л топлива в час на холостом ходу. 50 000 час * 1 л/час = 50 000 литров = 1 ж/д цистерна бесполезно (вредоносно) сожжённого топлива.
Цены на топливо колеблются в диапазоне 150 -:- 200 тенге литр, следовательно в денежном выражении из экономики города бесполезно, в трубу ежедневно вылетает около 8 млн. тенге.
8 млн. тнг * 365 дней = 2 920 000 000.00 тенге в год.  Задумайтесь! Три миллиарда тенге на отравление воздуха, который можно не отравлять, тенге, которые есть куда применить с пользой!!!
И это, как я уже говорил, только вершина айсберга!
Основная часть айсберга – наше потерянное время. Те же 50 000 часов, умножаем на количество человек, запертых в автомобилях и автобусах. Человек, которые в это время не создают материальные ценности, не оказывают услуги,  не занимаются домашними делами и, даже, не отдыхают, а вынуждены бесцельно, бессмысленно сидеть и ничего не делать.
Можно допустить, что в среднем в каждом автомобиле единовременно находятся по 2 человека. 50 000 час * 2 чел = 100 000 чел/час. Предположив, что средняя по г. Алма-Ата оплата труда составляет 1000 тг/час, получаем ежедневный ущерб экономики от потерь рабочего времени (а пробки – это у нас рабочее время) 100 000 000 тенге. В год, где более 200 раб.дней, получается потери превосходящие 20 млрд.тнг.
Итого: 20 млрд. тнг. теряемого времени + 3 млрд. тнг. бесполезно сожжённого топлива = 23 млрд. тнг.  И это минимальная цифра. Реальные цифры, уверен, значительно выше…***
Т.е. простои в пробках каждого автомобиля наносят ущерб экономике городов в сумму почти 80 000 тенге ежегодно. (для неместных  - среднее между 200 долл.США и 200 евро…)
Этого можно избежать. Это можно сократить. Предложения по сокращению и ликвидации транспортных заторов я публиковал в интернете 18.10.2016 г. Часть из них были успешно применены в г. Астана в период проведения ЭКСПО – 20017 и продолжают применяться до настоящего времени.
Эксперимент, проведённый 30.05.2005 г. на перекрёстке пр. Абая / ул. Байтурсынова, показал рост производительности транспортной структуры перекрёстка на 300 % (т.е. в четыре раза!), сокращение затора в пять раз. Результаты эксперимента используется по сей день, но только на этом перекрёстке.
Предлагаемый мной комплекс мер гарантированно повысит производительность  транспортных систем городов на 20%. Теоретический прирост производительности возможен до 50% и выше. Экономический эффект от оптимизации и повышения производительности городских транспортных систем сократит эконмические потери городов до 80%.
Внедрение предлагаемого комплекса мер не требует капитальных вложений, затрат на использование дополнительной рабочей силы, изменения структур, перестроек и модернизаций.
Все предлагаемые меры реализуются методами управления, оптимизации и регулирования действующих структур и систем.  Скорость реализации и получение первых положительных результатов – 1 день. Выход на расчётную производительность в течении 1 недели.
Один день – и пробок будет меньше. Одна неделя – и, по сравнению с тем, что творится сейчас, пробок не будет.


*** - реальные цифры оказались значительно выше. Ущерб по Алма-Ате превышает 150 млрд тенге в год. Для неказахстанцев - 65 млн $ US на каждые 100 тыс.автомобилей в год.