объяснительность и, или описательность

Серхио Николаефф
в ширь иль вглубь: объяснительность и/или описательность .
//
идеография, и номотетическый подходы, - с примерами ..


**


--
I.

цитата с сайта


----
начало цитирования:

>>

номотетический и идеографический подходы к исследованию индивидуальности



По своим основным характеристикам науки делятся на номотетические и идеографические
(В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Номотетичекий подход (буквально: «устанавливающий законы»
или «генерализирующий», обобщающий) в этой квалификации противостоит идеографическому
(«описывающему особенное», индивидуализирующему). По мнению философской школы неокантианцев
(представителями которой были Виндельбанд и Риккет), главной характеристикой науки являются
те ценности, на которые она ориентируется. В общем виде можно говорить о ценностях количества
и ценностях качества. Тогда номотетические науки поднимают вопросы меры, порядка и закона, а
идеографические - качественной оценки явлений. Атрибуция науки как номотетической или идеогра-
фической зависит от ее метода, а не от предмета или объекта. [3]

Номотетический метод познания в наибольшей степени характеризует естественные науки и связан с
обобщением отдельных фактов, с выведением общих закономерностей на основании многочисленных
частных случаев.

Основным методом в номотетическом подходе являются все формы стандартизованного измерения,
понимаемые очень широко (категоризованное наблюдение, стандартизованное интервью и анкетирование,
тестирование, эксперимент).

Идеографический метод - более адекватен при исследовании исторических явлений, встречающихся однократно
и являющихся, как правило, уникальными. [5]

Основным методом здесь является описание, используются свободная беседа, неструктурированное наблюдение,
проективные методики.

Позже идеи В.Виндельбанда получили дальнейшее развитие в трудах Вильгельма Дильтея, который применил клас-
сификацию способов познания к психологии. Психологическая система Дильтея появилась в период открытого кри-
зиса в психологии, когда традиционная интроспективная психология сознания утратила свое главенствующее поло-
жение, а метод интроспекции был признан несостоятельным. Мировая психологическая наука остро нуждалась в новых направлениях, и одним из таких направлений стала описательная, или понимающая психология, которую и предложил
В. Дильтей. Он видел главную беду интроспективной психологии в стремлении объяснить психические явления с точки
зрения их структуры, открыть универсальные законы соединения мельчайших элементов психического, т.е. в попытке
применить в психологии номотетический подход к получению знаний. Традиционную интроспективную психологию Дильтей
назвал аналитической, или объяснительной, и предложил в противоположность ей новую, описательную, или понимающую психологию, главным методом которой было постижение душевной жизни человека в ее целостности и уникальности, т.е. идеографический подход.

На рассуждениях В.Дильтея неокантианство не остановилось. Вслед за ним В.Виндельбанд, мыслитель, заложивший основы баденской школы, делает еще одну попытку определить принципиальную разницу наук о природе и наук о духе. Он пытается ответить себе на следующий вопрос: «На чем основывал Дильтей различие естественных наук и наук о духе?» Это основной
вопрос его работы «История и естествознание». [1]

В.Виндельбанд замечает, что, вряд ли можно удовлетвориться полученными В.Дильтеем результатами. В.Дильтей ввел лишь метафизическое различение наук о природе и духе, методологически же это разведение осталось не обоснованным. Поэтому дильтеевскому метафизическому различению, основанному на предметной противоположности природы и духа, В.Виндельбанд противопоставляет различия методологического характера. Исходя из нового критерия, говорит он, научные дисциплины де-
лятся на «номотетические» и «идеографические».

Первых интересуют законы в их непреложности, то, что есть всегда, вторых - события в потоке становления,
т.е. то, что бывает только раз.
Первую группу наук философ назвал номотетическими, науки второго типа идеографическими. [2]



Таким образом, замечает В.Виндельбанд, теряет смысл дильтеевское различение. Оказывается что любое событие,
любой феномен можно рассмотреть двояко: как особо частное и неповторимое и под знаком единообразия. Например,
«наука об органической природе номотетична как системно-дискрептивная и идеографична при рассмотрении процесса
развития земных организмов».

Таким образом, с одной стороны - закон, а с другой - события в их индивидуальности.
Как нельзя дедуцировать уникальное событие из закона, так и от неповторимых явлений
невозможно механически перейти к определению закона. «Закон и событие останутся рядом
друг с другом как несоизмеримые величины нашего понимания мира». Подобная несводимость
для В.Виндельбанда является неразрешимой проблемой, но именно на такой несводимости
основывается автономия исторических наук, а значит фактически и автономия гуманитарного
знания.


<< .

--
конец цитирования .



----
II.

цитата соотв. статей из википедии


--
начало цитирования:


>>

1.

..

Идиографический подход

--
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
--

Идиография, идиографический подход или метод (от др.-греч. ;;;;; — своеобразный + ;;;;; — пишу) —
1) главным образом, в неокантианстве баденской школы — метод исторических наук о культуре, направленный
на описание индивидуальных особенностей исторических фактов, формируемых наукой на основе «отнесения к
ценности» (Wertbeziehung). Под последним понимается способ выделения среди индивидуальных событий и явлений действительности «существенных», что помогают отличать культурные феномены от природных[1];
2) в психологии (как частное проявление вышеописанного) — поиск индивидуальных особенностей человека или
любого иного объекта (например, цивилизации, конкретного эволюционирующего общества), по наличию которых он
отличается от остальных людей.

Противоположен этому номотетический подход, направленный на выявление закономерностей функционирования и
эволюции разного рода систем (природных, социальных, семиотических и т.д.).

--
Содержание

1 В философии науки
1.1 История
2 В психологии
2.1 Отличительные черты
2.2 Примеры исследований
3 Примечания
4 Литература

--
В философии науки

Заготовка раздела
Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

--
История

Впервые этот термин был предложен немецким философом-идеалистом В. Виндельбандом.
Под идиографическим мышлением он подразумевал такой ход рассуждения, при котором
описываются отдельные факты и внимание уделяется частным признакам, а не общим законам.
Далее понятие подробно развито Г. Риккертом [1].

--
В психологии

Отличительные черты

Идиографический подход отличается от номотетического по трем основаниям — по пониманию объекта
измерения, по направленности измерения и по характеру применяемых методов измерения. Личность,
согласно идиографическому подходу, есть система, изучение личности осуществляется через распоз-
навание её индивидуальных особенностей, для этого применяются проективные методики и идиографические
техники. Немецкий философ и психолог В. Дильтей в своей работе «Мысли об описательной и расчленяющей
психологии» (1894) предложил разделить психологию на две науки — объяснительную психологию и описательную
психологию. Вторая наука, по его мнению, должна заниматься описанием душевной жизни индивида, при чем пос-
тижение этой жизни возможно с помощью эмпатии. Таким образом, он предлагал создание самостоятельной идиог-
рафической психологии, направленной на изучение конкретных фактов.

Немецкий философ-идеалист и психолог В. Штерн в своей статье «О психологии индивидуальных различий» (1910)
рассматривал идиографический подход как специфический способ исследования индивидуальности. В. Штерн предлагал диагностировать отдельного человека по многим психологическим параметрам и на основе полученных данных состав-
лять его индивидуальную психограмму.

Подробно идиографический подход был разработан американским психологом Г. Олпортом при выделении личностных
диспозиций. Предлагаемый им метод заключался в глубоком изучении и анализе единичного случая в течение длительного промежутка времени. Основным методом в рамках идиографического подхода, по мнению Олпорта, является биографический
метод.

--
Примеры исследований

Примерами идиографического типа исследований отечественных психологов являются работы:

- Лурия А. Р. "Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста)". — М., 1968;
- Лурия А. Р. "Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения)". — М., 1971;
- Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. "Речь и развитие психических процессов у ребенка". — М., 1956;
- Менчинская Н. А. "Дневник о развитии ребенка". — М.-Л., 1948;
- Менчинская Н. А. "Развитие психики ребенка: Дневник матери". — М., 1957;
- Мухина В. С. "Близнецы". — М., 1969.


--
Примечания


 Философский энциклопедический словарь

Литература


в философии науки

Идиографический метод // Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев,
С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983.
Thomae, H. (1999). The nomothetic-idiographic issue: Some roots and recent trends. International Journal
of Group Tensions, 28(1), 187–215.
Cone, J. D. (1986). Idiographic, nomothetic, and related perspectives in behavioral assessment. In R. O.
Nelson & S. C. Hayes (Eds.): Conceptual foundations of behavioral assessment (pp. 111–128). New York: Guilford.

в психологии

Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П Зинченко. — СПб: Прайм-Еврознак, 2006;
Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб: Речь, 2002;
Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: МГУ, 1987;
Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. — Киев: Наук. Думка, 1989;
Ярошевский М. Г. История психологии. — М.: Мысль, 1976.

--
Категории: Кантианство  Психометрия  Методы психологии


..


-
2.

Номотетический подход

--
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
--

Перейти к навигацииПерейти к поиску
--


Номотетика, номотетический подход или метод (от др.-греч. ;;;;; — закон + корень ;;- — полагать,
устанавливать) ; 1) в учении Канта способ «законодательной» деятельности разума в установлении им
законов и правил познания[1]; 2) в неокантианстве баденской школы — метод естественных наук, направленный
на выявление общих закономерностей, генерализующий общие тенденции науки. Понятие введено Вильгельмом
Виндельбандом, подробно описано Генрихом Риккертом, усматривавшим вслед за Кантом предмет естествознания в
природе как бытии вещей, т.к. оно определено общими законами. Номотетический метод противопоставляется
идиографическому, направленному на выявление в изучаемом объекте его уникальности (последним, по мнению Риккерта,
должны пользоваться науки, исследующие единичные, особенные феномены, такие как, например, история).

В XX веке появляется целый ряд литературоведческих теорий, применяющих именно номотетический подход, реализуя
принцип филологии как точной науки. К таким теориям относят структурализм (см. статью Ю. М. Лотмана «Литературо-
ведение должно быть наукой»[2]), опоязовский и неопоязовский формализм (например, Борис Ярхо), а также номотети-
ческую традицию современной американской филологии [3].

--
Примечания

 И. Кант, Соч., т. 3, М., 1964, с. 402.
 Лотман Ю. М. Литературоведение должно быть наукой // Ю. М. Лотман «О русской литературе». — СПб: Искусство-СПБ, 1997.
 Собчук О. Номотетическое литературоведение: пунктирный набросок // Новое литературное обозрение. — 2015. — № 132 (2).
Литература
Thomae, H. (1999). The nomothetic-idiographic issue: Some roots and recent trends. International Journal of Group Tensions, 28(1), 187–215.
Cone, J. D. (1986). Idiographic, nomothetic, and related perspectives in behavioral assessment. In R. O. Nelson & S. C. Hayes (Eds.): Conceptual foundations of behavioral assessment (pp. 111–128). New York: Guilford.
Р. КОРСИНИ, А. АУЭРБАХ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ И НОМОТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ В ПСИХОЛОГИИ (недоступная ссылка)
Номотетический метод // Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983.

--
Категории:   Научный метод  Кантианство


(..)


<< .

--
конец цитиров.





====
эволюция - в:  природе ; и , `человеческой природе` - социокультуре
(социальной и культурной - `искуств. челов. природе`)., семиотичес-
кой культуре (в частности) (- науке о символах,языке..) [- как соб-
ств. (одной из) наикультурнейшней таки; код - слова, логос, ..язык,
речь] .



----
в свете - народной культуры, культурологии  .,
+- гуманитарныя науки (условно) можно
представ. ~ в нижеслед.  +-  иерархии как бы :

--
философика .;
онтология
космология
теология
антропология.;

гуманистика
культурология
культурная антропология
социология.;

лингвокультурология.;
этнография.
этнология.;

психолингвистика.;
филология
литературоведение.;

фольклористика (предмет изучения: txtz ; а, сейчас ныне - также и мн. др.);
краеведение
этномузыкология
этнохореография.;

--
искусствознание (`художественная культура`) :

- теория и история искусств (искусствоведение).;
- литературоведение .;

(..)